Курьезный случай в Грозненском аэропорту

Марк Горбовец
Воздушный транспорт, как мобильный телефон за какие-то несколько десятилетий безраздельно вошел в нашу жизнь.
Какие-то несколько часов и мы на другом конце земли.
Да и служебные командировки из конца в конец страны или зарубеж без самолета теперь не обходятся. А ведь еще в не далеком прошлом на эти поездки приходилось тратить множество времени, трясясь в вагонах поездов.
Правда поезда еще не ушли окончательно в прошлое и мы в ряде случаев предпочитаем их вместо самолетов.
Правда, бывают и моменты, когда ругаем себя, что связались с авиацией просиживая днями в аэропортах в ожидании хорошей погоды и задержки самолетов по другим причинам.
Однажды, попав в длительное ожидание вылета в аэропорту, мне припомнился один курьезный случай с ожиданием вылета, о котором захотелось рассказать.
Случай этот произошел в Грозненском аэропорту, в шестидесятые годы прошлого столетия.
Сейчас в Грозном уже международный аэропорт с огромной железобетонной взлетно-посадочной полосой в несколько километров, где могут приземлиться крупные самолеты типа Боингов 737, 757, аэробуса А 320 и другие,  с огромным зданием аэропорта. А ведь еще совсем не давно, каких ни будь четыре десятка лет в это нельзя было поверить.
Так вот, после завершения командировки на один из Грозненских заводов я вылетал из Грозненского аэропорта, находящегося в каких ни будь 50 километров от города. Был я один из немногих людей пользовавшихся воздушным транспортом для поездки из Москвы в Грозный и обратно, так как основным был железнодорожный транспорт – а воздушный транспорт считался дорогим и опасным. Добираться до Грозненского аэропорта можно было только на такси и не дешево. Здание аэропорта представляло собой большую бревенчатую избу, где находился персонал в количестве трех человек и был зал ожидания человек на десять.
Аэродром имел лишь одну грунтовую взлетно-посадочную полосу для малых самолетов почтового и сельскохозяйственного назначения. Летал в Москву маленький самолет типа ИЛ 14. Перед  вылетом, после того как, диспетчер с точностью до килограмма высчитывал вес груза допустимого для полета продавалось еще несколько билетов. В объеме груза учитывался  вес каждого человека.
Приехал я в аэропорт за пол часа до ожидаемого прилета из Москвы самолета и расположился в помещении зала ожидания, где кроме меня было еще несколько человек направлявшихся в Москву и ожидавших билет  на отправку. Вокруг аэропорта находилось с десяток такси с вылетающим и ожидающими прилетающих.
Зал ожидания был обвешан рекламными плакатами, где пропагандировались   полеты, с написанными крупными буквами: «Быстро, удобно, комфортно, безопасно» и т.п. Рядом со мною находился военный, которому требовалось быстро попасть в Москву.
Наступает время прилета самолета из Москвы, а его нет.
Проходит пол часа, час – самолета все нет. Ожидающие обступают диспетчера, требуют информации.  Он  отвечает, что самолет задерживается, хотя  вылетел в назначенное время, но информации нет.
Люди волнуются, возникают разные предложения, требуют объяснений у диспетчера, тот разводит руками. У таксистов крутится счетчик, растет стоимость оплаты такси.
Один из Грозненских жителей - кавказец кричит на диспетчера: «Почему не говоришь правду, может самолет разбился?!»
Проходит два часа, ожидающие в панике.
Сидящий рядом со мною в зале ожидания военный вскакивает с места, срывает и топчет рекламные плакаты… У кого-то обморок.
Через три часа ожидания раздается гул прилетающего самолета. Он  совершает посадку, выходят пассажиры и летный состав из местных жителей кавказцев Летчики в хорошем расположении духа. Командир заходит в здание аэропорта, уточняется взлетный вес.  Мне, и негодующему военному полковнику продают билет.
Самолет готовится к вылету в Москву.
На вопрос о том, почему так сильно опоздали, отвечают: «была вынужденная посадка в несколько сот километров  от Грозного». На вопрос почему не отвечали на запрос диспетчера, ответ: «не было связи».
Мое любопытство о причинах задержки удовлетворил молодой кавказец- второй пилот: «Понимаешь, лететь долго, в Грозном захудалый аэропорт, там даже пожрать не где. Вот мы и решили немного отклониться от маршрута на каких-то 300 км. сели  в другом аэропорту и, как люди, пообедали у них в столовой.
Вот и получилась задержка.
Ну  это я тебе москвичу по секрету рассказываю».
Конечно московские летчики на такой демарш вряд ли бы решились, и обошлись бы без обеда, а у местных кавказцев еда на первом месте, да и горячая душа жаждет подвигов.