Такая вот жизнь, и такое кино... По дневникам 13

Светлана Князева-Осыка
                28 января 1987 год

 Мы с киногруппой в Кара-Кале! Лёня, смонтировав материал фильма, принял решение доснять пейзажи с верблюдами, закаты и восходы над пустыней. Ему дали дополнительные  деньги для досъёмок и вот мы наслаждаемся чудесами природы. Вчера побывали на заставе «Молотки» у пограничников специально для того, чтобы увидеть ...грязевые вулканчики. Наш художник Пётр Слабинский по приезду в Кызыл-Атрек расспрашивал местных жителей о достопримечательностях края  и узнал о существовании такого явления природы, как грязевые вулканы.
-Давайте поедем туда, это недалеко, говорят, что это интересное зрелище, - предложил наш художник.
 Мы  все с радостью согласились. Я стала вспоминать Камчатку, с её знаменитой долиной гейзеров, куда я, к сожалению, не попала. Наш «рафик» подъехал к пограничной заставе. К нам вышли пограничники, они о чём-то долго  переговаривались с нашим администратором, а затем пригласили нас на территорию пограничного поста. Мы вышли к холмистой местности с сильно потрескавшейся землёй. Расстояние между глубокими трещинами было от 50 см  до метра. Как бы огромные неправильной формы квадраты земли были слегка вывернуты краями к солнцу и имели какой-то странный ярко-серый цвет. Пройдя чуть дальше, мы увидели небольшой холмик, на вершинке  которого что-то булькало, шевелилось, и по склону  холма стекала стального цвета густая масса.
-Это и есть грязевой вулкан, их здесь много в долине, - сказал молодой пограничник, сопровождавший нас. - Грязь, которая вытекает из земли, говорят, целебная. Она тёплая, потрогайте, не бойтесь...
  Я потрогала... Действительно, тёплая, нежная, живая грязь... ладонь заблестела стальным  блеском, быстро высохла... Здорово! Грязь нежно мерцала  на солнце и двигалась по склону медленно и спонтанно, создавая причудливые округлые картинки. Мы в полном  безмыслии, в каком-то сладостном оцепенении  довольно долго смотрели на это чудо. С трудом оторвавшись от этого удивительного зрелища, мы    вышли за территорию пограничной заставы к машине...
 Нам предстояло ещё проехать сотни километров по Кара-Кале к местам, похожим на те, что были отсняты в нашей картине. Чудесное было путешествие! Какие красивые пейзажи мы увидели, засняли на фото и киноплёнку! Кара-Кала открылась нам, привела в восторг своей непохожестью ни на что другое! Мы ехали мимо пологих небольших гор. Чудом было то, что каждая гора имела свой цвет и свою неповторимую растительность. Одна гора   была   нежно-салатового цвета, а  рядом возвышалась  гора   красно-коричневого  оттенка. Камни у подножья некоторых гор были цвета морской волны, а вершины гор неожиданно серо-чёрные. Мы увидели  бежевого цвета  гору, и  тут же,  рядом, возвышалась  гора в  сиреневых тонах. Фантастика! Причудливые растения растут на горах.
-Следующий фильм будем снимать здесь, хочу снять какую-то фантастику. Света, тебе задание от группы -  читать фантастику и вносить свои предложения. Я серьёзно. Такая натура! Не хватает только космического корабля и космонавтов в скафандрах, не нужно  никаких декораций  в павильонах! Всё на натуре снять можно!
 В этот момент мы проезжали мимо чёрно-графитовой горы, опоясанной прослойкой из белых камней. Лёня остановил машину, и мы вышли посмотреть на это очередное чудо.
-Вот это да! - воскликнул  Пётр Слабинский. - Похоже на белый жемчуг на чёрном бархате.
-Чюрлёнис! - погладив бородку, промолвил  Осыка.
-Рерих! - сказал  оператор Валерий  Башкатов.
 Да, эти пейзажи, тронутые лёгкой дымкой были похожи на гениальные полотна великих художников. Вечность и покой.  Невольно задумываешься о высоком, о духовном. В моей памяти всплыло стихотворение Анчарова:
«Вот утро встало. Голубые горы…
  Вот утро встало. Голубые воды…
  О чём грустишь ты, Аталанте,
  И трусишь ты, бродяга-пилигрим?

  Ведь  ты бежал дорогой соколиной,
  Ведь ты  пришёл в заветную долину...
«Увы, Мадонна, бедный Аталанте
  Не сам пришёл! Он жаждою гоним...!»
 
Я, впервые прочитав это стихотворение, почему-то сразу запомнила его наизусть, оно поразило меня чем-то неуловимо прекрасным, высокими духовными вибрациями. Ведь мы все бродяги-пилигримы в своих жизнях на земле. Каждый играет предназначенную только ему роль, выполняет возложенную на него миссию. И каждый человек является сокровищем  и неповторимым « цветочком» в саду  Всевышнего!
   Вскоре мы выехали к скалам. Пейзажи стали ещё более причудливыми.
 Впечатление такое, будто находишься в гончарной мастерской Ветров. Ветра выдули из гор мягкие породы и оставшиеся глыбы напоминают теперь то гвозди со шляпками, то летающие тарелки, приземлившиеся на вершины  скал...
 Восторгам нашей творческой группы не было конца... Башкатов стал уже просто умолять Осыку придумать сценарий, в котором действие будет происходить среди этой «обалденной натуры», как он выразился. Лёня твёрдо пообещал что-то найти... Наш оператор картины Валерий Башкатов внешне грубоватый человек, с языка которого частенько слетает матерное словцо, а в душе он нежный и чувствительный человек, интуитивно попадающий в энергетику кинорежиссёра и талантливо реализующий «видение и задум» творца фильма. Я частенько во время нашего общения говорила ему:
-Дядько, не матюкайтесь!
-Извини, Светка, сорвалось, - отвечал он мне постоянно.
 У него очень изящная и симпатичная жена, которую он называет «Женька». Рядом с ней он смотрится как медведь на арене цирка, а она как стройная дрессировщица, которой медведь беспрекословно подчиняется. Премилая пара...
 Вскоре мы въехали на территорию лесничества, где насмотрелись джейранов и фазанов. Лесник показал нам ещё одно чудо, серный горячий источник с  изумрудным по цвету дном. Возле источника был построен небольшой бассейн, куда втекала целебная вода. Нам предложили искупаться. И мы, в середине зимы, на свежем воздухе купались в горячей целебной воде. Это было сверх всяких похвал! Блаженство! А недалеко от бассейна росли настоящие подснежники!
 Лесник показал нам дорогу, где могут быть стада верблюдов и вскоре мы действительно увидели «картинку» для нашего фильма. Когда  верблюды были благополучно отсняты, я попросила, чтобы на оставшуюся плёнку сняли Осыку и Башкатова «на память о последнем съёмочном дне» кинокартины «Войдите, страждущие!». Моё предложение сочли вполне уместным и выполнили мою просьбу. Второй оператор Аркадий Першин  встал за камеру, а Осыка и Башкатов со среднего плана на фоне верблюдов и гор приблизились на «крупняк» к камере. Если получится, то это будет  чуть ли не первое изображение на киноплёнке режиссёра Осыки во время работы...




                2 февраля 1987 год

 Киев. Дома. Болею: высокая температура, горло болит невыносимо, «ангина» - поставил диагноз врач. Вчера я в таком же состоянии вылетела с киногруппой из Ашхабада в Москву. В Москве мы должны были пересесть в самолёт  на Киев и лететь домой... Заболела я внезапно, отменить вылет не было возможности, да это и не реально. И пришлось мне в полуобморочном состоянии сесть в самолёт и вылететь в Москву. Я мысленно отдала себя в руки «высших сил», попросила у Бога здоровья долететь домой...
Но случилось настоящее чудо! На полпути дороги до Москвы, стюардесса вдруг объявила, что по метеорологическим погодным условиям аэропорт Москвы не принимает наш самолет, и мы вынуждены совершить временную посадку в... Киеве!!! Вся киногруппа была в восторге от этого сообщения:
-Мы летим сразу домой, в Киев! Света, это явно из-за тебя, из-за твоей болезни  изменили курс самолёта. Кто-то там, наверху, решил помочь поскорее добраться тебе домой! Вот это да! Это уже из разряда фантастики!
 Я мысленно поблагодарила Бога и подумала, что когда отдаёшь свою проблему на решение высших сил, то может  произойти  нечто  непредвиденное, « закономерная случайность», которая подтверждает истину о том, что «сверху видней». Нас, людей, без сомнения, слышат, видят и любят Там! Надо только верить в чудо!
И вот теперь я  лежу в своей постельке, пью травяной чай с лимоном и мёдом, принимаю выписанные врачом таблетки и читаю  Рэя Бредбери «Изгнанники» об идеальной цивилизации на Марсе, вымершей «благодаря»  землянам. Фантастикой меня буквально «завалил» Лёня в надежде, что мы найдём материал для будущей картины под натуру в Кара-Кале.
-Ты читай и будешь мне вкратце пересказывать. Мне некогда читать, надеюсь на тебя. Прими к сведению, что если по сюжету повести или романа можно снять мультик, то материал годится для создания кинофильма. Руководствуйся этим нехитрым принципом. Натура в Кара-Кале потрясающая, но боюсь, что на фантастику мало денег дадут, такие темы утверждают в основном для телефильмов. Вообще-то мне давно хочется снять фильм о Врубеле и ещё у меня заветная мечта-снять картину о Довбуше. Я эти темы чувствую, это моё... А фантастика? Но ты читай, читай, а вдруг!
 И я погрузилась в чтение. В повести Бредбери «Изгнанники» основой цивилизации на Марсе было триединство: искусство, наука и религия. Одно не исключает другое, а полное равенство, взаимопроникновение и обогащение. Гармония, идеал! Всё так замечательно описано у автора, вроде бы всё так просто и понятно! Фантасты всегда шли в авангарде человечества, предвосхищая развитие цивилизации, как в техническом, так и духовном развитии... Я подумала о том, что в нашем обществе не хватает веры. Наука и искусство вроде бы как-никак двигаются вперёд, хотя им не хватает свободы, а вот с верой явный  пробел... Я не имею ввиду Церковь. Скорее всего, обществу не хватает веры в Высшие Силы, в Божественный порядок, любовь, справедливость. Только тогда, когда к людям вернётся Вера, возможен духовный взлёт всего человечества на более высокий уровень развития. Мне подумалось, что для духовного скачка нужна помощь свыше, нужны пророки, святые, учителя... Миссию по раскрытию духовного потенциала человечества взяли на себя фантасты, мистики. Это современные пророки и учителя... Они являются проводниками информации свыше, их талант - инструмент в руках Божественных сил. Если меня глубоко  затрагивают эти темы и заставляют задуматься, то такое же воздействие они будут оказывать и на других людей. Если создать фильм по «Изгнанникам», то эти идеи не оставят равнодушными миллионы зрителей, но кто даст снять такой фильм? Меня лично духовные темы волновали с раннего возраста. Меня посещали мысли о том, что у человечества когда-то был выбор между технократическим и духовным путями развития цивилизации. И человечество выбрало первый путь-техника, химия, физика. А для развития души своей уделяется мало внимания. Мне представляется, что духовные возможности человека безграничны, что однажды человечество одумается или вынуждено будет встать на путь Духовности и Веры. Для меня это вовсе не фантастика, а очевидность, что так и будет. И тогда нас ждут невероятные чудеса, красота, любовь и Совершенство. А начинать надо с работы над собой, совершенствовать себя, отношения с другими замечательными людьми, верить в чудо, в Божественный промысел и творить чудо своими руками. Я счастливый человек, у меня есть Лёня- «обнажённая прекрасная суть», как сказала про него  Люся Лемешева, у нас с ним есть взаимопонимание, любовь и нежность. Мы можем создавать замечательные картины, «говорить» посредством картин со зрителями о духовности. Я  верю в чудо, и чудеса со мной происходят!




                19 февраля 1987 год

  На меня просто-таки обрушилось Вдохновение! Я загорелась сделать уютным и неповторимым по красоте наше жилище с Лёней, нашу «келью». Мы привезли из пустыни очень красивые овечьи шкуры, и мне пришло в голову украсить ими наш дом. Я решила соединить, скомбинировать шкуры с тканью и атласными лентами. Я в своём воображении нарисовала комнату-мечту и приступила к реализации задуманного. В магазине «Ткани» мне сразу бросилось в глаза полотно с яркими декоративными цветами. Я купила заранее просчитанное количество метров ткани, атласные ленты белого и розового цвета и побежала домой «творить чудо своими руками». Начала с чехлов на наши два стареньких кресла. Кроилась ткань и овечья шкура легко, швейная машинка была послушной и ровно ложилась строчка. Белая овечья шкура красиво разместилась на спинке кресла и по бокам подлокотников, снизу я пришила рюш из ткани и украсила его атласной лентой. Мне очень понравилось творение рук моих! Красиво! Неужели это я сама сшила? Затем я приступила к реализации своего видения штор на нашем окне.  Я работала с восторгом, радостно. Результатом я была довольна и после штор сшила покрывало на кровать, две наволочки для маленьких подушечек в виде сердечка и ромбика в рюшах и лентах, тут же «набила» наволочки пером, получив, таким образом,  прелестные  подушечки.  Затем мне захотелось сшить люстру!! Экибана из корзинки и веток перекотиполя мне изрядно надоела, тем более что корзинка перекрывала лампочку, и в комнате было не так светло, как хотелось бы... Я перевернула корзину другой стороной, сделала отверстие для провода, на котором висела лампочка и сшила чехол на корзинку, украсив её мехом и лентами... Эксклюзив и красота! А главное, светлей стало в комнате! В самом конце творческого вдохновения я вырезала из ткани красивые декоративные цветы, нарисованные на ней, обработала края  «лепестков» специальной строчкой на швейной машине - «зигзагом», пришила ленты и кусочки меха и получились две необыкновенно красивые  и оригинальные салфетки на стол и фортепиано. Затем я быстро убрала следы творческой деятельности в виде лоскутов  и обрезков и стала ждать Лёню с работы. У него сегодня до позднего вечера  монтаж картины «Войдите, страждущие!» с монтажницей Марией Фёдоровной Пономаренко. Оба они трудоголики, работают до изнеможения, до состояния, когда уже у Осыки « отказывают» мозги, а у Марии Фёдоровны руки. Я очарована этой удивительной женщиной, профессионалом высочайшего класса, монтировавшей фильмы у Параджанова и Осыки. Лёня не нарадуется ею:
-Мария Фёдоровна интуитивно чувствует,  чего я хочу добиться в результате монтирования материала. Порой нам  не нужны слова, достаточно намёка, движения... и она уже делает то, что я хотел увидеть на мониторе в конечном  результате.
 Параджанов от неё тоже в восторге, ни с кем не хочет монтировать свои картины, только с Марией Фёдоровной. Лёня  однажды  мне сказал:
-У Марии Фёдоровны есть одна странность, которую я никак не могу понять, она никогда ни от  кого не берёт подарки и угощения! Никогда! То ли вера у неё такая, то ли суеверие какое. Не могу понять!
 Параджанов тоже удивлялся этой её особенности. Ни разу она не приняла от него  подарок, каким бы он ни был...
Лёня пришёл домой поздно, уставший, конечно. А тут я со своими «сюрпризами». Лёня осмотрел комнату внимательно, потрогал мои изделия, погладил мех на креслах, потом  как-то очень разволновался и произнёс излюбленную фразу, которую говорил, когда я преподносила ему «сюрпризы»:
-Ну, ты даёшь! - и добавил. - Я буду перед тобой в долгу по красоте и радости!
 Он плохо спал ночью, а рано утром побрился, стал баловаться, шутить и целоваться. Вскоре мы поехали вместе на студию, где нас ждал Володя Губа для записи на финал фильма моего вокализа с закрытым ртом. Когда запись была сделана, Владимир Петрович похвалил меня и сказал, что кроме меня никто не исполнил бы эту мелодию так, как «марципанчик» (это так он меня ласково обозвал). Он попросил Лёню поцеловать меня в щёчку «за потрясающее исполнение». Затем меня повели озвучивать «волосы». В картине я расчёсываю свои длинные волосы деревянным гребнем и звуковики попросили, чтобы я сама озвучила расчёсывание волос, так как это особые, неповторимые звуки. После работы Лёня с загадочным видом повёз меня в гости к Фёдору Глущенко и его жене Тане Винницкой, которая делала запись музыки  Владимира Губы для нашей  картины, когда её муж дирижировал симфоническим оркестром. Фёдор - красивый, тонкий, с изящными жестами дирижёр, а Таня  интересная, миловидная женщина... У этой чудесной пары очень красивая, богатая квартира, шикарная мебель, антиквариат, чистота и порядок, всё сверкает и блестит. Мы пили чай из тончайших фарфоровых чашечек, ели необычные по вкусу печенье, конфеты, привезённые Фёдором из-за границы с гастролей, и слушали рассказы дирижёра  о гастролях, о других странах, о его оркестре, о музыке... Затем Лёня как-то загадочно вызвал Таню в другую комнату, и вскоре Таня появилась перед нами с шубой в руках:
-А ну-ка, примерь!
 Шуба была тёмно-коричневая, блестящая, с волнистым мехом:
-Натуральный козлик, Франция, - сказала она.
 Шуба была  как раз моего размера, элегантная, приталенная, мягонькая и очень хорошо смотрелась на мне.
-Отдаю долг красоты и радости, - на ушко сказал мне мой дорогой муж и поцеловал в щёчку...




               


                27 февраля 1987 год

  Сдали фильм «Войдите, страждущие!» художественному совету киностудии и Госкино Украины. Неоднозначно приняли картину на киностудии. Удивил Криштафович со своими рекомендациями перемонтировать фильм, чтобы «правильно подать ритм картины». Таким образом, он попытался научить кинорежиссёра Осыку монтировать, забыв, по всей вероятности, что кинокартина «Каменный крест» в нескольких киношколах мира изучается студентами  как уникальный  пример  монтажа! Осыке пришлось при всех объяснять Криштафовичу назначение обсуждения худсоветом нового фильма: не учить, а высказать своё мнение о художественном воплощении сценария, об игре актёров, об общем впечатлении от подаваемого материала, о проблемах, поднятых в фильме, поделиться мыслями, которые возникли от просмотра сюжетной линии... В отличие от Криштафовича, интересные мысли высказал Топачевский:
-В фильме в целом очень интересные темы поднимаются. Люди забыли, что они тоже часть природы и жить нужно в согласии не только с птицами, животными, лесами, морями, но и в согласии с собой, вернуться к себе, к своей природе. В фильме удачно подобран актёрский ансамбль. Исполнительница роли Маруси очень естественна, искренняя, и я думаю, что эта роль - удача молодой актрисы. Убедительные  в своих работах также Игнатуша, Борис Хмельницкий, в общем, все актёры  достойно сыграли свои роли...
 Были ещё несколько интересных выступлений на худсовете. Все высказывали позитивные впечатления от просмотра картины, почти все хвалили мою роль Маруси. Я присутствовала на этом обсуждении и была приятно удивлена комплиментами в мой адрес. Что скрывать, приятно, когда тебя хвалят! После подписания всяких бумажек о сдаче фильма худсовету, Лёня повёз картину в Госкино Украины. Я с нетерпением ждала результатов просмотра дома. Поздно вечером Лёня приехал с хорошей новостью:
-Картину одобрили! Большинство чиновников ничего не поняли от просмотра фильма. Они все понимают, что это что-то, но что? Решили, что в Москве разберутся... Рекомендовали фильм  к сдаче в вышестоящие инстанции. Я ещё был в Союзе Кинематографистов. У нас победа!! Сняли с поста первого секретаря Союза Кинематографистов  Тимофея Левчука и  назначили Мишу Беликова! Меня избрали секретарём, освободив от  этой должности Гришу Кохана, зятя Левчука! Наша взяла! Дышать стало легче! Остался ещё один серьёзный этап-сдача картины в Москве!




                10 марта 1987 год

  Живём очень счастливо! Необыкновенная радость, наслаждение, душевный покой! Лёня сдал картину в Москве. Приняли картину замечательно! Было сказано много хвалебных слов и от чиновников Госкино СССР и от кинокритиков:
- «Фильм-душа, новый жанр в кино, явление в Советском кино. Душа «Седьмого гурта» - Маруся. У актрисы, исполнявшей эту роль, есть «свой почерк, свой язык»! Для неё характерны такие качества, как  искренность, доброта, глубина чувств, лёгкость и  оптимизм. У  неё  «своё видение жизни, свой духовный стержень».
 У Леонида брали интервью для киножурналов. Он мне звонил несколько раз
из Москвы, рассказывал о реакции кинокритиков на фильм, на мою роль. И я, окрылённая успехом фильма, решила продолжить «сюрпризить» с обшиванием нашей «кельи». В этот раз я взялась за кухню. В том же магазине «Ткани» я подобрала ситец с рисунком «кремовые розочки», прозрачную клеёнку и начала «творить уют нашей кухни». В первую очередь я сшила скатерть на кухонный стол, соединив ткань, покрытую  клеёнкой  с  рюшем вокруг всего  стола. Получилось практично и красиво. Затем я сшила чехлы на кухонные табуретки, используя  овечьи шкуры и пришив оборки вокруг них. Овечьи шкуры я подобрала светло-коричневого цвета, они хорошо сочетаются с общим колоритом ткани. Теперь сидеть будет мягко и приятно на кухне. Затем я сшила шторы, в которые я придумала вшить верёвки, благодаря которым шторы собираются посередине, поднимаются вверх и красиво обрамляют  окно. Место закрепления верёвками на шторах я украсила сшитыми из ткани розочками с вырезанными из меха «листочками». Чтоб ещё « эдакое» придумать? И я решила обшить жёлтые стеклянные  плафончики на люстре тканью и украсить  их атласными ленточками и мехом. В конечном результате кухня приобрела ситцевый, уютный, усыпанный «розочками» вид. Я получила огромное удовольствие,  создавая всё это  своими руками. Мне так хотелось быть для Лёни замечательной женой, рукодельницей, удивлять и радовать его, моего любимого гения! Лёня в Москве был не долго. Перед отъездом он встретился с писателем, знающим и любящим творчество Врубеля и обещавшим написать сценарий для будущего фильма о Художнике. По прибытию в Киев, Лёня, не заезжая домой, поехал на киностудию  в монтажную к Марии Фёдоровне Пономаренко с целью перемонтировать девять частей картины в полные восемь, «набросать последние штрихи», как он выразился. Впереди предстояла ещё работа по перезаписи всего материала. Он позвонил мне из    монтажной:
-Я очень соскучился. Приезжай к нам. Я очень хочу тебя видеть, и ты мне нужна для дела.
 Я, конечно же, помчалась на киностудию. Лёня был сильно простужен, у него была температура, боль в горле. Но желание перемонтировать картину было такое, что бесполезно было что-то ему говорить о лечении или  отдыхе... Я сбегала в аптеку, накупила лекарств, сделала чай с лечебными травами и с трудом впихнула в него всё это. Мы до позднего вечера были в монтажной. Я ходила  в магазин за едой и с трудом заставила моего мужа-трудоголика перекусить. Мария Фёдоровна как обычно наотрез отказалась от угощения. Вот так, « не пивши и не евши» она  целый день  резала и клеила плёнку. Они с Лёней постоянно просили меня посмотреть «свежим глазом» материал, который они склеивали  и просили честно высказывать своё  мнение по этому поводу. Как оказалось, «это и было то дело», ради которого Лёня вызвал меня  в монтажную. Поздно вечером, когда работа над перемонтированием картины была завершена, мы поехали домой на такси. Леонид «горел», у него была высокая температура, горло сильно болело, но, не смотря на это, глаза его счастливо сияли, он был очень доволен результатом проделанной работы и тем, что я  была рядом с ним  всё это время... Дома его ждал сюрприз - в ситцевых розочках кухня! Восторгам его не было конца! В свою очередь он тоже забросал меня подарками. Он приобрёл в Москве при помощи сестры Бори Хмельницкого-Луизы, у которой был доступ в магазин «Берёзка» (магазин импортных дефицитных товаров) изумительную по красоте   блузку из шифоновой ткани производства «Франция» и французские духи. Это было так приятно!!! После взаимных подарков я стала лечить моего драгоценного мужа  и  не пустила его на следующий день на работу. Но через день Лёня, будучи ещё больным, с температурой, заявил, что едет на киностудию, поскольку без его присутствия «всё отдыхает, ничего не делается»... Я с трудом его удержала дома, уложила в постель. Вскоре он успокоился, расслабился, стал послушным, трогательным, смешным и нежным как ребёнок. Стал исправно принимать лекарства, пил чай, парил ноги, дышал над картошкой, смиренно сносил все компрессы и растирания «Меновазином». Мы затеяли с ним философские  разговоры о том, что в жизни всё устроено удивительным образом, существуют свои закономерности, что все наши поступки и мысли имеют свои последствия, ничто  не проходит «даром», за всё нужно расплачиваться впоследствии:
-Человек, предавший один раз, разрешив своей душе предательство, будет предавать и впоследствии, - сказал Лёня. - Это относится как к супружеской  измене, так и ко многим  другим порокам человечества. В этот момент что-то надламывается в душе, человек «продаёт свою душу», замутняется его чистота и это не проходит бесследно...
 Я согласна с ним, но не считаю, что на человеке, совершившем ошибку в жизни надо ставить «крест». Человеку необходимо помочь, объяснить, поддержать, не дать упасть ещё ниже. Мир далёк от совершенства, поэтому и человек не совершенен. Мы здесь, на Земле, как в школе, проходим свои уроки, преодолеваем испытания, делаем свой выбор. Нам свойственно ошибаться. Наши души на пути к совершенствованию... Наше право и наша надежда, что мы когда-нибудь станем лучше. Поэтому не нужно на людей «вешать ярлыки или ставить клеймо». С душой каждого человека пусть разбираются Высшие Силы, сказано же в Библии: «Не судите и не будете судимы». Иногда люди и сами достаточно строго казнят себя глубоко в душе и с чувством вины живут долгие годы. Я думаю, что надо быть милосердными и сострадательными по отношению к другим людям... И вообще, надо заниматься своим духовным самосовершенствованием, а люди пусть живут свои жизни так,  как им по судьбе назначено... В конце концов, мы стали объясняться с Лёней друг другу в любви и целоваться... Губы стали «шёлковыми» от  поцелуев...