Зимородок-рыболов

Иван Зиборов
«Я затаился и стал разглядывать Она была удивительно красива. Оливково-оранжевая грудка, темные в светлых пестринках крылья и яркая, небесного цвета спинка, настолько яркая, что во время полета она блестела совершенно так же, как переливается на изгибах освещенный солнцем изумрудно –голубой атлас. Неудивительно, что я принял птичку за диковинную бабочку…»
(Е.Носов. Зимородок. Собрание сочинений. Том первый. Стр. 115-117)


С большим интересом прочитал великолепный рассказ Е. Носова «Зимородок» и мне самому захотелось рассказать о встречах и беседах с этой удивительной птицей, любительницей рыбной ловли, тем более, что я с ней давно и близко знаком.

Май на исходе. Наконец-то слякотная непогодь, отягчённая частыми похолоданиями и даже заморозками, отступила, удалилась куда-то на север, надолго уступив место благодатному теплу. На приречных плёсах вдоль по Сейму, правда, ещё сыро и относительно прохладно, но ближе к полдню и сюда просачивается майская теплынь.

Река приходит в себя от паводковой вольницы, начинает прихорашиваться, наводить порядок на берегах. Там и сям кучи мусора и ила, расцвеченные перламутровыми бисеринками раковин перловиц, которые растёр в порошок паводковый лёд, "прострелены" копьевидными шпагами стеблей молодой осоки и тростника, мечами болотного аира. Они уже вышли из подросткового возраста, спешат насладиться теплынью, солнечной благодатью и другими щедротами, которые в изобилии дарит им май.

Повеселело птичье племя. Как местное, никуда не улетавшее – дятлы, поползни, пищухи, воробьи, так и пришлое, перелётное – соловьи, щурки золотистые, кукушки, стрижи…

Недели три назад объявился тут и зимородок-рыболов – редкостной красоты птица. Сначала самец, чтобы загодя, перед прилётом подруги, обследовать берега и выбрать местечко для гнезда. Дело серьёзное, ответственное, которое нельзя отложить на потом.

Свою летнюю резиденцию зимородок обустраивает в норе, которая, как правило, располагается на высоком правом берегу реки, откуда хорошо просматривается водная гладь. Резиденция не весть какая, простенькая, без излишеств – узкая щель-нора длиной до метра, которая заканчивается гнездовой камерой. Здесь самка откладывает яички и обзаводится потомством.

Любопытно, что прошлогоднюю нору зимородок не использует. Она замусорена и загажена экскрементами птенцов прошлогоднего выводка. Негоже в такие апартаменты приглашать подругу. Ритуал знакомства с самкой начинается с преподнесения ей подарка – свежей или чуть подвяленной рыбки, припасённой загодя. Положит к ногам, кивнёт клювом, дескать, угощайся, милая. Ну разве откажешься от такого подношения, ну разве не уверуешь в серьёзность намерения?

Перекусив, вместе с женихом самка летит к круче, к месту, выбранному супругом для резиденции.

Зачин делает она. Пока не доверяет, мало ли что… Уцепится коготками за неровности обрыва и начинает клювом вычёркивать овал, который через несколько дней станет входным отверстием, проще говоря, дверью в гнездовую камеру.

На этом этапе строительно-земляных работ самку сменяет супруг. Он энергично, силёнок-то у него побольше, словно долотом долбит береговые отложения, а самка старательно отгребает крошево лапами.

Работа не из лёгких. Чуток передохнут супруги, подкрепят силы пойманными рыбёшками, и снова за дело. Теперь тоннель роет самка, а супруг отгребает. Она же и обустраивает гнездовую камеру. Подстилкой для гнезда служит рыбья чешуя и мелкие косточки, оставшиеся от трапезы. Как видим, малыши будут расти не на перинах…

В гнезде самка откладывает шесть-десять яичек. Их насиживание продолжается примерно три недели. Супруг периодически подменяет подругу жизни, а та ему в знак благодарности для поддержания сил и бодрости духа ловит рыбёшек.

С появлением потомства хлопот у родителей заметно прибавляется. Каждому птенцу для прокорма требуется до шести мальков в день, на семью – семьдесят-восемьдесят!

Рыбёшек ловят тоже оба родителя. Заметив стайку резвящихся мальков, они ныряют в воду и ловко хватают клювами. Однако ныряние частенько не приносит желанной удачи, равно, как и мне, сидящему с удочками на берегу и следящему за времяпровождением птиц. Примерно на каждые пять погружений в воду выпадает лишь одна удача. Сделаем небольшой арифметический подсчёт. Чтобы выловить 70 мальков (примерно такой дневной рацион питания семьи), супругам приходится за ними нырять до 500 раз! В непогожие дни, когда рыба почти не гуляет, зимородкам приходится ловить водных насекомых, головастиков, тритонов и других обитателей водного царства-государства. Еда не ахти какая, да ничего не поделаешь, малыши могут остаться голодными. Хорошо, что в еде они пока особо не разборчивы.

Порой птицы подлетали к моему садку, однажды даже сделали попытку схватить плавающих в нём плотвичек, которых я припас в качестве живцов. Пришлось поделиться. Я извлёк из садка несколько рыбёшек и бросил их на берег. Клюйте, милые. У вас же дети. А для моих внуков – Алёши и Андрюши – вполне хватит: восемь добрых подлещиков плещущихся в садке.