Чешская полочка

Иван Зиборов
К своим друзьям, среди которых числился и я, Евгений Иванович Носов с какими-то своими личными просьбами обращался чрезвычайно редко. За долгие годы общения с ним он всего четыре или пять раз, точно уже и не припомню, просил меня помочь в житейских делах, которые его волновали, были значимы в жизни и которые по каким-то обстоятельствам, возможно в связи с болезнями, он не мог решить сам.

Для меня же они были необременительными: как не помочь, если есть возможности и время. Одна из просьб была необычная и высказана в письменной форме. Должно быть, по телефону постеснялся. Вот это письмо, которое храню в личном архиве: « Дорогой Ваня! Когда - то мы с Женей покупали у вас в Курчатове книжные полки. Сейчас они полностью заставлены книгами и надо наращивать их новым ярусом из трёх штук. Посмотри, пожалуйста, нет ли у вас там таких, какие мы уже покупали. Это чешского производства. Длина 100 сантиметров, высота 32, ширина 23 сантиметра. Каждая полочка имеет два стекла. Стоят по 15 рублей. Нужно три полочки. Было бы хорошо, если бы ты сразу купил, а я потом отдал бы, боюсь, пока соберусь к тебе, их раскупят.

После юбилея очень устал, сейчас валяюсь, ничего не делаю.Но надо писать в «Москву», просили, а также в «Сельскую молодежь» и «Искусство кино». Все это – заказы к 40-летию Победы. Обнимаю. Твой Е.Носов».

Такое вот письмо. Недолго раздумывая, я побежал в мебельный магазин. Тогда в торговые точки отдела рабочего снабжения управления строительства Курской АЭС поступало немало дефицитных товаров. Так что полочки были. Купил не три, как он просил, а пять. Добавил одну от себя, другую на тот случай, если во время транспортировки разобьется стекло.

В дороге, к счастью, ничего не случилось. Через день полочки были доставлены в Курск. Евгений Иванович сердечно поблагодарил меня, а потом подошёл к книжному шкафу и, глядя на меня, дочерна загорелого, с копной кудрей на голове – ни дать, ни взять, негр, извлёк из него свою новую книгу и с ней в руках направился к письменному столу, чтобы написать автограф на память. Я был польщен: на обратной стороне обложки аккуратным носовским почерком было выведено: «Африке, за которой будущее».