Стрелы Робин Гуда. Баллада о Высоцком

Николай Ник Ващилин
Володе Высоцкому, поэту и хулигану.
 

  Холодный ветер с Балтийского моря тащил и расстилал над полями туманы. Мы шли по полю и внимательно смотрели себе под ноги, выискивали камни и всякую такую ерунду, которая завтра на съёмке могла бы впиться в бочину или выбить позвонок. Завтра нам предстояло снимать погоню воинов шерифа за храбрыми дружками Робин Гуда и падать на эту теплую, мягкую, покрытую туманом землю своими крепкими молодыми телами. Подходили к концу съёмки фильма «Стрелы Робин Гуда» на Рижской киностудии. Мы наслаждались этой средневековой атмосферой и латышской организованностью четвёртый месяц..
 
   Уже были отсняты эпизоды в Польше в старинном замке Мальборк  и оставалось только поставить жирную точку. Надо было остаться живыми в сцене погони. Эта сцена для нас была самой сложной в фильме. Тогда и заработанные деньги пригодятся на покупку квартиры, мебели и всякого прочего хлама, так засоряющего этот прекрасный мир. Репетиция подходила к концу и режиссёр уточнял задания на завтрашнюю съемку. По мизансцене впереди на коне должен скакать Робин Гуд и прижимать к себе прекрасную дочь мельника. Ее роль в фильме играла латышская манекенщица Регина, девушка неземной красоты. Мы боялись поднять на нее глаза. А так хотелось рассмотреть, налюбоваться ее носиком, губками, волнами ее шелковистых волос, нежно вздымающейся грудью и такими обворожительными бедрами. Но чтобы не распалять гнев ревнивого режиссёра, мы быстро отводили взгляды в сторону. Подошли к обсуждению того, кто повезет Регину. Можно я, Александр Самойлович? Нет, Коля, тебе нужно падать. А повезет ее Улдис. Справишься, Улдис? Канечна, - выпалил со своим латышским акцентом Улдис. Вот пусть Улдис и падает, а я повезу Регину. Улдис падать не умеет и неприятности мне под конец фильма не нужны. А тебя ждет молодая красивая жена, и я обещал ей заботиться о твоей нравственности.

   Настроение у меня испортилось, надежда опять растаяла...День закончился протиранием штанов в баре гостиницы. Утро следующего дня выдалось погожим.
   Операторская «Чайка» медленно ехала по дороге, идущей по краю поля. Мы, двадцать всадников на рыси проходили дистанцию, размечая места падений. Приехали актеры. Регина вышла из машины и озарила поле своим сиянием. Улдис подъехал на вороном жеребце и режиссер Сергей Тарасов, который не позволял никому дотрагиваться до Регины, взял ее за талию и поднял в седло прямо в цепкие ручищи Улдиса. Тот усадил Регину перед собой и прошелся с ней легким галопом. Она была испугана и от страха прижималась к Улдису.

  Мотор! Камера! - разнеслось над полем. Кони застригли ушами и начали топтаться на месте, пытаясь определить откуда придёт опасность. А опасность сидела у них на спинах, готовая по первому повелению режиссёра  « начали» вонзить им в бока железные шпоры. Отряд полетел во весь опор, обгоняя «Чайку». Я двинул шенкелем, чтобы догнать Улдиса и взглянуть на Регину. Потом придержал коня, отстал,  вышел на свою позицию и, дождавшись команды режиссера, грохнулся на землю. После трех дублей сделали перерыв, готовили другую сцену. Мы пошли разоблачаться и отдали лошадей конюхам.

  За время съёмок собралось много окрестного народа. В толпе царило такое оживление, как будто что-то «давали». Я подошел и увидел, что приехал Володя. Местная знать уговаривала его поехать на шашлыки. Нет, нет, ребята - отнекивался Володя. Только, если с друзьями. Канечна, канечна, Владимир Семъёнович, сколько хотите, столько и берите. Вы хозяин — как скажете, так и будет - извивался перед ним настойчивый лысеющий поклонник, чем-то смахивающий на старшего официанта.

  Пока снимали крупный план Регины с Борей Хмельницким на коне, я успел переодеться и вышел на свежий воздух, напоенный горьким ароматом полевых трав. Сделав несколько шагов, я замер как сеттер. Передо мной в облегающем льняном платье стояла «колдунья». Она прошла мимо, наклоняясь и собирая цветы.  Меня как будто и не было. Наверное, я был очень похож на пень. Боже мой, живая Марина Влади! Я был влюблен в нее без памяти с того самого дня, когда прорвался в кинотеатр «Балтика» на заграничный фильм «Колдунья» с запретным грифом «Детям до шестнадцати...». Тогда она взаимностью мне не ответила. Она и не знала, что я есть на этом свете.

   Я уже не первый год работал в кино и немного привык к таким чудесам, когда в коридоре студии вдруг встречаешь человека с лицом, до боли знакомым : «Ах, да, это же князь Болконский»! Но князь равнодушно проходит мимо тебя. Он тебя и знать не знает. Он же с экрана тебя в зрительном зале не видел. Не видела меня и она.
   Володя был оживлен, весел и беспечен. Он выглядел победителем. Он написал баллады к этому фильму. Марина Влади, как шёпотом сообщил мне Боря Хмельницкий, охлаждая мой пыл, была его женой. И мир, как и Бабелю, казался ему  прекрасным, как луг в мае, по которому ходят женщины и кони. А все красавцы, вроде меня, «умывали» по утрам свои постные лица прохладной водой и без конца задавали себе один и тот же вопрос: «Как же так?».

   Ко мне подошёл вредный и вонючий , как скунс , новопринятый каскадёр Коля Сысоев и   спросил,не ко мне ли на свидание приехала Марина Влади. Хотелось отвесить ему оплеуху, но он быстро исчез.  Не знаю точно как в средние века, но в наше время в СССР именно с таких приколок начинались ухаживания  и сногсшибательные романы с недосягаемыми  красотками  простых  советских  нищебродов . Уже  слагались сплетни о польской актрисе Беате Тышкевич, которую на спор пригласил на главную роль в свой фильм "Дворянское гнездо"   молодой режиссёр Андрей Михалков-Кончаловский. А наши , очумевшие от советско-американской стыковки космических кораблей Апполон-Союз,  каскадёры и актёры приудоряли за голливудскими звёдами Авой Гарднер и Элизабет Тейлор а перерыве между съёмками на киностудии Ленфильм.

  Мы обнялись. Володя в моих объятиях  был маленьким, но плотным. Вспомнили о съемках в «Интервенции», когда он чудом не сломал себе шею, прыгнув с балкона в сцене драки в "Дарданелла". Впомнили , как познакомились в пивбаре "Гамбринус" на Дерибасовской в Одессе, где он пел под гитару в  своё удовольствие  за кружкой пива. Вспомнили о том, как фильм «положили на полку»  и режиссёра Поллоку чуть не посадили в острог. А его, Высоцкого, сыгравшего там главную роль, « не рекомендовали» снимать. Вспомнили его первый концерт в Ленинграде в джаз-клубе «Восток», после которого сняли директора дома культуры с «физической» фамилией Ландау.
  - Ну, ребята. Я вам под сражение в болоте такую балладу написал, заслушаетесь, забудете про драку. Подъехал и спешился Боря Хмельницкий и прямо в костюме Робин Гуда начал обнимать Володю. Они обнимались, приподнимая друг друга и изображая неизвестные приемы нанайской борьбы. Таганские братья — они ликовали от того, что судьба к ним так благосклонна, от того, что она их заметила и так правильно оценила. Слёзы зависти  увлажнили мои глаза , глядя на такую дружбу.
        Володя приударил за Региной и начал было напевать ей гениальные куплеты из своих баллад, растягивая покрывалом хриплые звуки «Я поля влюблённым расстелю...». Но, вспомнив про Марину, быстро и сбивчиво начал рассказывать нам абсолютно киношную историю о покупке на гастролях в Германии двух БМВ, один из которых арестовал Интерпол. Потом заговорщицким шёпотом так же быстро поведал историю об обиде на французскую проститутку, которую снял у Булонского леса в Париже и та, сволочь, взяла с него деньги. С него, с Высоцкого! Жаворонкам его было не перекричать.
       Боль в бедре от неудачного падения на секунду приходила и отступала вновь в наркотическом дурмане этого необычного, прекрасного дня. Совсем рядом со мной, в двух шагах, так что ее можно было потрогать рукой, бродила по полю среди наших лошадей Марина Влади со своими роскошными распущенными волосами  и стройными босыми ногами топтала ту же траву, по которой только что ступал и я. Здесь же на расстоянии, на котором не успевал растаять аромат её волос, ходила Регина и рассеянно слушала комплименты режиссера. Повод для комплиментов был нелицемерный. Хрупкая манекенщица, не осознавая того, промчалась галопом на вороном жеребце в объятиях Улдиса, будто съела мороженое.
       Спустя мгновения все сели в автобус и поехали в гости на шашлыки. Володя всех приглашает. Мы приехали в долину огромного оврага, по дну которого струилась прозрачная речушка. Крутые берега были усеяны «скворечниками», утопающими в зелени фруктовых садов. Это было садоводство. «Скворечники» местного народонаселения испускали из труб сизый дымок. Поселок жужжал и лаял. Разноголосым хором кричали дети. Наш главный зазывала вытащил из своего «скворечника»  жену с полотенцем на голове и руками по локти в тесте и возгласил: посмотри кого я тебе привёз! Тут же он жадно осушил стакан самогона и через минуту упал под куст красной смородины. Больше я его не видел. По посёлку, как по цыганскому табору, молнией разнеслась весть о том, что приехал Высоцкий. Марина Влади — не в счет. Да ее никто и не узнал. На нее и не смотрели. Беглыми взглядами были отмечены Вия Артмане и Боря Хмельницкий. Режиссер Тарасов, директор Цирельсон и другие важные члены съёмочной группы, абсолютно не известные в этих кругах, вообще были восприняты как сопровождающие лица и оттеснены толпой местных жителей от Владимира Семёновича, который уже держал гитару  наперевес. Поселковая развилка стала его пьедесталом. Протиснуться к Володе было невозможно. Он своим авторитетным хриплым заговором быстро организовал садоводов в кипучий колхоз. Притащили несколько столов и выстроили из них длинный прилавок. Как из рога изобилия на него посыпалась колбаса, огурцы, помидоры, пирожки и вообще всё, что едят местные жители. По нотам зазвенели стаканы, кружки, стопочки. До, до, ре, ми, ми, фа, фа, соль. Подайте соль к огурчику. Рекой полилось «белое»  вино. Трень-брень бренчала гитара. Трещал сосновыми поленьями  костер. А надо всем этим хриплый надрывный голос Высоцкого. Он пел баллады, которые написал к этому фильму про Робин Гуда, про любовь, про борьбу за справедливость. А народ выкрикивал и просил хорошо знакомые, петые-перепетые   «Баньку», «Шифмана», «На канатчиковой даче»…
-Володя, а если б водку гнать не из опилок, то чего б нам было с семи  бутылок - настойчиво просила публика.
       На крутые берега оврага высыпала тьма-тьмущая местного люду. Я с трудом пробрался к Володе и встал за его спиной. Он сидел на табуретке, Марина устроилась у его ног. Мне было хорошо ее видно и я вперился в неё  взглядом, отгоняя навязчивую крамольную мыслишку. Она не сводила глаз с Володи. Быстро смеркалось. Свет от костра высвечивал ближний круг и в звенящей одинокости песни казалось, что у костра сидят лишь несколько человек. Но когда песня заканчивалась, из сумрака ночи в мерцании мириад дрожащих огоньков раздавался шквал криков и аплодисментов.
     Перебрав струны, Володя подвинул табуретку и как бы случайно встал ее ножкой мне на большой палец ноги. Нестерпимая боль пронзила мое тело. Я попытался выдернуть ногу, но ничего не получилось. Табуретка всё глубже вдавливала мой палец в землю.  «Дом хрустальный на горе для неё...» - пел Володя Марине. Она смотрела на него преданными, любящими глазами. Прерывать такой взгляд было бы преступлением. Я терпел невыносимую боль. Голова сжалась железным кольцом спазма. Когда Володя закончил петь и привстал, я сел на землю и еле удерживал себя в сознании. Крики, аплодисменты и прочий шум пропадали и возвращались снова. Я натужно улыбался глупой улыбкой, но в темноте этого никто не видел. Я поплёлся вдоль дороги, оставляя за собой в темноте мокрый след невидимого цвета. Сзади затарахтел мотоцикл. Добрый паренек домчал меня до города. Перевязав палец, я уснул мёртвым сном.
    Проснулся я от Володиного крика в коридоре гостиницы. Не понимая, что происходит, я выглянул из номера, и лицом к лицу столкнулся с Хмельницким.
-Коля, помоги, пойди к Володе, я сейчас!- на ходу прокричал Боря.
-А что происходит?
-Его музыку не приняли.
-Как не приняли? Ведь вчера…
-Так, не приняли. Будет писать другой композитор. Ни то Паулус, ни то Раймондус. Эта им не подходит. Сказали, что к их фильму скоморошество этого столичного барда не подходит. Им нужна серьёзная музыка.
        Я заглянул в его номер. Лицо у Володи было красным, жилы на шее раздуты, глаза наполнены гневом. От вчерашнего блаженства не осталось и следа. Несколько человек безучастно пребывали в номере. Марина стояла перед ним на коленях. Он сидел на диване, обхватив голову руками, и глухо рычал «Суки, суки, суки!».
    Прошло пять лет. Вышел и растворился с экранов фильм про английского разбойника Робин Гуда без музыки Высоцкого, ни у кого не оставивший внятных воспоминаний. Видимо, власти видели в нём прообраз Ленина, а Володя этого не понял или не хотел понять и в своих балладах оставил его лесным разбойником. Наверное думал - они не заметят. А они заметили и «зарубили». «Зарубили» Володю. В сотый раз.
      Никто не стал бастовать, выражать протесты и отказываться от гонорара.Только верный друг Робин Гуд - Боря Хмельницкий отказался озвучивать свою роль. Но это мало кого напугало и роль с удовольствием озвучил актёр  Александр Белявский. У Робин Гуда и его «лесных» братьев износились до дыр джинсы, купленные на заработанные деньги. Володя с песнями в одиночку продирался к своему любящему народу через каждую подворотню и открытое окно. А денег всё равно не хватало. Иметь такую жену, нужно и самому быть в полном порядке. А для этого не раздражают власть, а её захватывают. Первое он делал изумительно, а на второе, во всяком случае к июлю 1980 года, уже был не способен.
   Однажды в 1978 году мы летели с Володей на одном самолёте из Одессы в Москву. Я тогда ставил трюки в фильме «Д*Артаньян и три мушкетёра» и  заканчивал работу на «Сибириаде»  у Андрея Кончаловского. Пока мы проходили регистрацию и поднимались по трапу Володя успел поделиться своими впечатлениями о командировке на Одесскую киностудию
-Ступил на Одесскую землю. Никого, даже машины с киностудии. Я, как человек необидчивый и богатый, сел в такси, поехал на киностудию. Там обо мне и знать не знают, кто, говорят, такой? Откуда? Зачем? Потом разобрались, извинились, сделали фото, послушали песни, заказали песни, рассказали про сценарий и повезли в гостиницу. Номеров нет. В ресторане говорят: русских не кормим. Лег спать голодным в номере у режиссеров.
 Оказалось, что за эти годы, прошедшие после «облома» с музыкой на «Стрелах Робин Гуда» он не имел ни одного заказа в кино на песни и на музыку к фильмам. А это было хорошим заработком, на уровне гонораров авторов фильма. На такую зарплату можно было безбедно существовать с красавицей женой и помогать двум другим семьям. Но ,видимо, не случилось. Большевики знают, как помочь человеку….потерять равновесие, когда тебя одевает твоя жена из парижских бутиков. Особенно , когда у жены уже были мужьями великий актёр Робер Оссейн и владелец авиакомпании Жан-Клод Бруйе…..
 Потом мы сели на разные места, уснули и попрощались только приземлившись.
   Я работал в Москве на Олимпиаде и  в один из вечеров  после успешного открытия в  Лужниках, поехал к своему приятелю Никите на Малую Грузинскую. Неожиданно, а он жил в этом же доме, встретил Володю, измождённого, нервного с помятым серым лицом. Его сопровождала не колдунья, но персонаж из их числа и ещё какие-то две тени. Говорил он сбивчиво и не понятно о чём. Долго и высокопарно представлял свою спутницу Олесю или Оксану. Точно я не расслышал, а переспрашивать не стал. Мне было всё равно. Ей он рассказывал про наши подвиги, постоянно вставляя  "смотри, какой он высокий". Та лукаво щурила и опускала глазки.  Похоже, она была счастлива. Я спросил про Марину. Ему это не понравилось и он насупил брови. Володя взглянул на меня тем демоническим взглядом, которым пьяные мужья смотрят на тех, кого подозревают в порочной связи со своей женой. Видимо у меня не получалось скрывать своё восхищение Мариной. Он показался мне брошенным и одиноким. Тянул за пуговицу и звал с собой, суля неземные радости. Потом попросил в долг денег, клятвенно заверяя, что на днях он получит солидный гонорар. И не было никого рядом, кто бы изменил их планы. Амок — почему-то промелькнул в мозгу давно читанный  рассказ Стефана Цвейга. А как же Марина? -стучала в моей голове парадоксальная загадка. Я постарался побыстрее освободиться от их общества и мы разошлись в разные стороны праздновать очередной « удачный» вечерок.
      Через несколько  дней по Москве разлетелась весть, что Высоцкий умер. Я позвонил Боре. Он был подавлен. Спустя два дня я нехотя тащился в театр на похороны, опасаясь быть замеченным в порочащих связях. Но проблески стыда не позволяли оставить в такую минуту, как мне казалось, одинокого неприкаянного человека, с которым пересекались пути земной жизни. Да к тому же уже совсем мёртвого.
     На дальних подходах к театру вдоль Садового кольца толпы людей заполняли все улицы и переулки. Я подумал, что это зрители изнурительного олимпийского марафона, проходящего по улицам Москвы. Но оказалось, что это его поклонники пришли попрощаться с любимым актёром. Улицы  были перекрыты милицейскими  кордонами. Среди  них я узнал своих ленинградских  товарищей в штатском Жору Полтавченко и Вову Путина. Они зорко следили за порядком и запоминали лица сострадающих. Их были тьмы и тьмы, и тьмы. Но и память у ребят была не короткая. Глухой гул толпы пронизывали обрывки песен Высоцкого, звенящих, как пение птиц из скверов, дворов и окон. Внезапно повисла мёртвая тишина и песни стали слышнее. Общий стон, как последний выдох возвестил, что прощальный  путь вышел на финишную прямую. Кавалькада машин понеслась по Садовому кольцу с такой скоростью, как обычно несутся не на Ваганьковское кладбище, а  на аэродром, куда нельзя опаздывать, потому что взлетает долгожданный самолёт в самое прекрасное путешествие. Народу было столько, что несмотря на свой магический пропуск, я так и не смог пробиться к нему. Как когда-то мне это удалось на вечеринке в Риге. Видимо, здесь была другая магия. И откуда только они все взялись, эти люди? Странно?! Как странно?! А ведь ещё вчера никого с ним не было...Или может их в сумраке не было видно?




Пост скрип.  Текст телепередачи канала "Культура  от июля 2017 года "Как снимали фильм "Стрелы Робин Гуда".

Как снимали "Стрелы Робин Гуда"
30 июн, 2017 в 15:59



Однажды Владимир Высоцкий и Борис Хмельницкий приехали к своему приятелю - режиссёру Сергею Тарасову. И в разговоре режиссёр предложил снять романтическую картину о любви и о мужественных, смелых людях на основе баллады о Робин Гуде.
( Свернуть )



Главную роль он сразу предложил Хмельницкому, а песни к фильму попросил написать Высоцкого



Владимир Высоцкий, в одном из своих выступлений, говорил, что должен был в этом фильме играть роль Шута. Но что-то помешало (съёмки фильма совпали со сроками французской визы) и роль отдали Юрию Каморному (Юрий Каморный и Николай Ващилин после съёмок. 1975 год) А по идее не то Высоцкого, не то Хмельницкого, фильм должен был начинаться совершенно "по Тагански" - Шут в современной одежде сидит на развалинах замка и исполняет одну из баллад Высоцкого


На съёмках фильма "Стрелы Робин Гуда"



Фильм было решено снимать на Рижской киностудии. Сценарий был утверждён. Хмельницкий выбил в театре отпуск. Высоцкий по просьбе Тарасова написал шесть баллад на общечеловеческие темы: о любви, о ненависти, о времени и т.д. Приглашена группа каскадёров А. С. Массарского и Н. Н. Ващилина



Вот только 35-летний Хмельницкий от услуг дублёра отказался. Когда режиссёр спросил почему, он ответил: "Понимаешь, Робин Гуд побеждал не только за счет ширины своих плеч. Он побеждал за счет внутренней силы. И зрители будут чувствовать мою внутреннюю силу, пока я всё делаю сам". И под руководством Николая Ващилина ему действительно удалось блестяще выполнять трюки без дублёра Юрий Каморный, видя такую самоотдачу Хмельницкого стал тренироваться метать ножи - ведь именно его герой в конце фильма ножом убивает главного злодея сэра Гая Гисборна. И натренировался до такой степени, что к концу съёмок мог попасть в любую мишень с двух рук восемью ножами



Массарский и Ващилин поставили все трюки в фильме - схватки, битвы, погони. Но главное они обучили актёров пользоваться луками, копьями, мечами, топорам непринуждённо и достоверно. Сложность была в съёмках стрелковых сцен - как безопасно попадать в людей стрелами из лука? В некоторых сценах использовали голливудский приём, когда стрела летит в героя по леске, заранее закреплённой от лука до тела актёра, и попадает в дощечку под одеждой. Но этот приём невозможен в конных сценах. В итоге во время съёмки погонь Массарский, стоявший за кадром, сам обстреливал из лука каскадёров, которые обвешались деревянными дощечками как могли. Никто не пострадал только чудом


Каскадёр Николай Ващилин (дублёр сэра Гая Гисборна) в съёмках турнира рыцарей в "Стрелах Робин Гуда". Сигулда. 1975 год

Часть съёмок продохило в Польше. И там работали польские каскадёры.  На этом фильме работали и польские каскадёры . Вот их имена : Юзеф Гжещак, Януш Блащик, Анджей Данилович, Чеслав Магновский, Рышард Яниковский, Лех Адамовский, Мариан Ганча, Александер Фридель, Збигнев Яницкий, Вацлав Рашко....

Они работали в сценах в Мальборке и потом приехали в СССР в Ригу и снимались в сцене погони и в сцене проникновения в Замок. В 1970-х было много своместных советско-польских проектов : "Пан Волдыевский","Потоп", Ярослвна, королева Франции" на которых работали советские и польские актёры и каскадёры и фильм "Стрелы Робин гуда" стал хорошим примером совместного творчества .

    Актёр,каскадёр и постановщик трюков на фильме "Стрелы Робин Гуда" - Николай Ващилин. Но у них не всё получалось, поэтому Сергей Тарасов некоторые трюки просил сделать "своих", которых взял в Польшу как "типажи". Например Николай Ващилин прыгал с крепостной стены в седло вместо Маленького Джона (Хария Швейца), в кровь сняв кожу с ладоней. Массарский, ставивший драку Маленького Джона,забыл одеть ему перчатки и Ващилину пришлось спускаться по канату с голыми руками.
  Поляки был обижены на русских коллег - "отнимают хлеб". Они отомстили во время съёмок одной из погонь отряда воинов шерифа за отрядом Робина, когда Ващилин выполнил трюк "падения кувырком вперёд" на брусчатку", упав с лошади, поляки скакавшие следом пронеслись не снижая темпа, ударив лежащего на брусчатке каскадёра копытом по спине. Из за этой травмы ему пришлось оставить большой спорт и прекратить выполнять особо опасные трюки.


На съёмках фильма "Стрелы Робин Гуда"

Для съёмок фильма Владимир Высоцкий сделал черновую запись своих песен и они звучали из динамиков во время съёмок соответствующих сцен. Вот как вспоминал А. Массарский: "Под "Балладу о ненависти" снималось сражение рыцарей и воинов Робин Гуда. Мы входили в грязное, страшное, заросшее тиной болото.



Сходилось сорок человек, и после жесточайшего, бессмысленного кровавого сражения в живых оставалось лишь семеро "победителей".



Сидят эти семеро израненных, обездоленных, осиротевших людей, смотря с экрана прямо в душу зрителю: к чему, мол, это всё и к чему война? Жуткий, символический финал фильма. Посмотрели мы картину. Впечатление – мороз по коже..."


На съёмках фильма "Стрелы Робин Гуда"


Ну а финальная запись песен делалась в Риге за несколько дней до начала монтажа. Но за день до сдачи картины, Высоцкий сказал режиссёру, что фильм в Госкино не примут. И не примут именно из за его песен. Вот как это вспоминает Сергей Тарасов: "Мы картину сняли, вошли туда все шесть баллад. В Риге фильм приняли, хотя на меня как-то косо поглядывали. Приезжаем в Москву, показываем фильм ещё до сдачи в Доме кино. Володя там был, Марина Влади, из посольства французского пришли люди. Смотрели, – сказали, как всё хорошо и замечательно, а мне Володя на ушко говорит: "Завтра картину не примут". – "Да ты что?! Почему?!" – "Не примут".



Это опять вспоминает Сергей Тарасов: Что-то там произошло... Короче, начинается просмотр, сидят все чины киношные во главе с зампредом Павлёнком. И только начался фильм, пошла первая баллада, уже шепотки пошли: "Опять Высоцкий!" После просмотра – обсуждение. "Это полное безобразие. Хрип какой-то!" И все – как по команде. Я встал и из зала вышел. Они без меня пригласили монтажёршу вырезать баллады. И даже помощниц у неё не было, потому что девочки отказались участвовать в этом деле и вырезать баллады Высоцкого. Раймонд Паулс быстро написал им музыку. Там иначе было нельзя, иначе изображение было бы пустое, ведь всё снималось под баллады. "Баллада о любви" – что там играть было? Там слова такие, что все вздрагивали. Как любовь играть под это? Зачем? Я до сих пор тот вариант фильма не видел, я принципиально не смотрел"


Николай Ващилин и Борис Хмельницкий рубятся на мечах в болотах Латвии на глазах у оператора фильма "Стрелы Робин Гуда". Лиепая. 1975 год

Всё было именно так - фильм перемонтировали без участия режиссёра, полностью вырезав баллады Высоцкого и вставив композиции Раймонда Паулса на стихи Льва Прозоровского. И именно в таком виде фильм увидели зрители в 1976 году. По слухам, именно поэтому Робин Гуд говорит голосом Александра Белявского - Хмельницкий отказался озвучивать роль (по официальной версии - роль переозвучили из за лёгкого заикания Хмельницкого)


Четыре из шести песни Высоцкого Тарасов всё же использовал в другом фильме - "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго", снятом уже после смерти Высоцкого, где Хмельницкий также сыграл роль Робин Гуда А режиссёрскую версию "Стрел..." с песнями Владимира Семёновича зрители смогли увидеть только в 90-е. Её восстановили благодаря единственной сохранившейся копии картины, которая долгие годы хранилась у режиссёра: "Её должны были смыть, но не смыли – мы её с монтажёршей по частям выносили со студии и клали в багажник моей машины"



Фото. Владимир Высоцкий в Юрмале /Бар в Юрмале, станция Пумпури/, июль, 1975


Приложение.


«СПУТНИК КИНОЗРИТЕЛЯ», ОКТЯБРЬ 1976 ГОДА
Пожалуй, немного в мировой литературе популярных героев, которые могли бы сравниться с Робин Гудом. Он «родился» в конце XII века, дожил до второй половины двадцатого, свершив при этом массу подвигов, на самом деле никогда же не жил на нашей земле. Жил — и жив, но сейчас — он лишь в нашей памяти. О нем сложено тридцать шесть баллад. И вот советские кинематографисты предложили свою — тридцать седьмую. И даже не пытайтесь отыскать каких-то прямых аналогий в киноверсии этих баллад. Она, эта киноверсия, живет по своим законам, лишь время от времени обращаясь за помощью к литературным источникам, чтобы почерпнуть из них очередную историю о похождениях бравого и отважного Робин Гуда.
Создатели фильма задались целью сделать кинобалладу. А в балладе герои исчезают и появляются тогда, когда это наиболее удобно рассказчику, они рождаются или умирают в тот самый момент, когда этого захочет рассказчик. Но одно непременное условие — они должны все время, ни на секунду не останавливаясь, бороться с королевскими рыцарями, чиновниками, церковниками и одолевать их в неравной подчас битве.
В Шервудском лесу близ Ноттингема когда-то давно собралось братство «веселых людей» под предводительством смелого и отважного Робин Гуда. Их единственной целью было — одолеть норманских завоевателей. Они грабили, но награбленное раздавали бедным и нищим, они убивали, но каждый убитый ими рыцарь еще хоть на шаг приближал их к желанной свободе.
В «Стрелах Робин Гуда» вы увидите все, что приличествует жанру так называемого приключенческого фильма. Погони — их не счесть. Драки — кажется, их даже многовато. Состязания — они сняты великолепно. Поцелуй любимой девушки в награду за смелость — а как же без него? Рыцарь без страха и упрека — он смел и точен, мужественен и обаятелен в исполнении Бориса Хмельницкого. А подруга Робин Гуда, красавица Мария,— самое черствое мужское сердце дрогнет, завидев ее. И мрачное великолепие дворцов, и мрачное убожество хижин, и мрачноватый юмор, вырывающийся из Средневековья и врывающийся в Возрождение — все это, спрессованное воедино, создает очень точный исторический фон киноповествования и сообщает ему ту достоверную сказочность — или сказочную достоверность,— без которой мы уже не мыслим себе приключенческого или авантюрного фильма.

Виктор Туровский


На съёмках крутился ещё один ученик Александра Массарского  ,мастер спорта СССР по пятиборью Улдис Вейспалс , оказавшийся агентом КГБ СССР

 




Но это я узнал намного позже....Тогда в 1975 пропали  невостребованные дубли трюковых сцен, подаренные мне для учебного процесса дирекцией.. Эти материалы присвоил себе Улдис Вейспалс и открыл свою студию каскадёров Латвии.