Ловушка

Татьяна Пинтус
- Мам, - тихонько заныл Лео, - сегодня будет сказка?
Анна заботливо натянула плед с изображением супермена на хрупкие плечики сына:
- Лео, ты же знаешь, как много мне еще нужно успеть сегодня. Сказку расскажет плеер.
- Но я хочу, чтобы ты, - не сдавался сын, - мне надоел плеер, он неинтересно рассказывает.
- Завтра – я, - пообещала Анна.
- Сегодня! – настаивал Лео, - ты и так каждый вечер в телефоне! Папа говорит, что у тебя голова скоро квадратная станет.
Анна включила воспроизведение, поставила таймер «15 минут», поцеловала сына в сердитую мордочку и вышла.
Муж играл в какие-то очередные стрелялки и, заметив жену, снял наушники, словно что-то услышал:
- А?
- Это у тебя голова будет квадратная, - рассердилась она.
- Да ладно тебе, - махнул он рукой и снова повернулся к монитору, - вот зараза! Это я не тебе.
- Лучше бы сыну сказку рассказал, - проворчала жена, собирая вещи с дивана.
- Ты же знаешь, я не умею. Он хочет только твои сказки. Можно подумать тебе 10 минут погоду сделают?
- Сделают! - Анна резко швырнула вещи обратно на диван. Сделают, - шепотом повторила она и села рядом, закрыв лицо руками.
- Ну ты чего? – муж отложил мышку и повернулся к ней.
Её плечи тряслись, и со стороны было непонятно плачет она или смеётся.
- Ты бы мог мне помочь, - прошептала она, - ты же знаешь, это нам необходимо!
- Я всё это терпеть не могу: «лайки», «просмотры», «комментарии». Плюнь ты на них! Пойди книжку почитай.

Анна вытерла мокрые ладони о платье, взяла со стола телефон и направилась в комнату. До полуночи нужно было успеть поднять ежедневный соцкап хотя бы до трёхсот. «Почитай книжку», - Анна усмехнулась. Если бы у них было достаточно денег, она запросто могла бы читать книжки, смотреть сериалы, а то и вовсе составить мужу конкуренцию на виртуальном фронте. С появлением «Ловушки» конторы по выращиванию социального капитала росли, как сорняки. За тебя найдут кого надо, завяжут переписку, выставят сотни оценок, напишут проницательные посты, подружатся с весомыми блогами – в общем, сделают тебя звездой «Ловушки», ну или звездочкой, в зависимости от суммы. Над этим старались специально сформированные группы психологов, писателей, сценаристов, фотографов, музыкантов и бог еще знает кого.

Когда общий коэффициент счастья по стране упал ниже критической отметки, правительство поручило специально созданной комиссии «выявить, разобраться и сформировать адекватные меры». В результате комиссия отрапортовала, что согласно опросам, людям больше всего на свете не хватает любви и внимания. Общество помешалось на гаджетах. Тогда-то и была создана глобальная социальная сеть «Love», поглотившая все существующие. Почти сразу она получила свое прозвище. Кто-то произносил его более ласково «лАвушка», а кто-то как «лОвушка». Регистрацией в сети занималось исключительно государство. Никаких «троллей», никаких дублей, никаких теневых фигур. Только настоящие живые люди. Вход осуществлялся по отпечатку. С тех пор, как бумажные деньги исчезли как класс, все давно привыкли к отпечаткам. Вслед за наличностью ликвидировали и карты. Зачем многомиллиардный выпуск карт из неэкологичного пластика? Зачем эти длинные цифры, пин-коды, пароли и блокировки? Отпечаток и никаких проблем! Никакого воровства, никаких сомнительных схем, точная идентификация платежа. Учитывая, что видеокамеры достигли 100%-го покрытия, отпечатки свели на нет преступность, что, конечно же, сделало общество лучше и добрее.

Казалось бы – живи и радуйся. Но индексы упорно ползли вниз. Общество не желало быть счастливым. По началу «Ловушка» не пользовалась особой популярностью. Тогда комиссия решила «помочь» обществу захотеть быть более общительным и дружелюбным. Так родился социальный капитал. За любую социально-положительную, как они выражались, активность система начисляла баллы. За отрицательную – снимала. Баллы формировались ежедневно, новый день – чистый лист: ноль баллов. По итогам месяца сложный алгоритм формировал итоговый соцкап (СК) по десятибалльной системе. Для начала людям с высоким СК предоставлялись скидки в магазинах, такси, кинотеатрах, ресторанах. Потом комиссия «настоятельно рекомендовала» учитывать этот балл при устройстве на работу, приеме в школу и даже детский сад. Дети до 16 лет не имели права формировать свой СК, поэтому учитывался родительский. Стоило тебе приложить палец к сенсору, которые теперь были повсюду – и твой СК тут же был доступен всем любопытствующим. Общение с «низшими» - теми, у кого СК ниже трёх баллов считалось плохим занятием, хоть и полностью противоречило самой идеологии «Ловушки»: любовь от каждого – каждому. Впрочем, сами создатели сети никаких противоречий не видели: если человек решил утонуть, он утонет. Людей с СК ниже единицы направляли на принудительное лечение в психиатрические клиники, по мнению государства такое асоциальное поведение считалось угрожающим обществу.

Неизвестно насколько вырос индекс счастья, поскольку общество усердно трудилось над выращиванием заветных баллов. Подписался – плюсик, посетил мероприятие – еще один, пожертвовал в благотворительный фонд – все плюсы удваиваются, получил кучу «лайков» - система это учтёт, много подписчиков – система проверит на родственные и иные связи и обязательно учтёт.

Анна вздохнула и принялась за работу. Лайк соседке, та взамен обещала проголосовать за рисунок Лео. Без пяти призовых работ не видать ему художественного класса. Талант не учитывался. Учитывалось количество голосов. Анна даже подумывала взять кредит и купить эти проклятые голоса. Но денег катастрофически не хватало. Так.. дальше. Пожертвование на спасение исчезающей популяции полярного мха. Она на секунду задержала палец над сенсором оплаты. Может, лучше на изучение размножения кузнечиков в условиях невесомости? Или на съемку нового фильма о любви «низшей» и основателя «агентства по прокачке», в котором он за один час делает из неё блистательную звезду «Ловушки»? Какое действие покажется системе более весомым?
Лайки, беглые комментарии из серии: «Круто!», «Так держать!», «Чудное фото!». Поговаривали, будто вскоре возьмутся и за комментарии: высказывания меньше трех предложений не будут считаться комментариями. Смайлики уже отменили. Теперь хоть не бесят эти вечно улыбающиеся колобки.
Анна посмотрела на часы: без пяти минут полночь, рейтинг 301. Она встала, размяла затекшую за два часа поясницу и пошла на кухню за кофе. Ей предстояло еще сочинить три поста: для себя – кулинарный, для сына – о любви к рисованию, для мужа – о новом спиннинге (который он ни разу не достал). Еще смонтировать видео о воскресной прогулке, записать обращение об экономном использовании бумаги, расписать недельный план.
Спать легла глубокой ночью. Её мутило от всех этих карамельных постов, вытуженных улыбок, лживых восхищений в обе стороны. Иначе не выжить, иначе два пути – стать изгоем или отправиться на принудительное лечение.
Любовь от каждого – каждому!