Расстрел черноногих, 1844

Григорий Коротков
                «РАССТРЕЛ» ЧЕРНОНОГИХ 

    Об Александре Харви, торговец Чарльз Ларпентер сказал следующее: «... Он является одним из тех людей, от которых можно ожидать чего угодно, и с кем бесполезно спорить, если тот желал ввязаться в драку…Несомненно, это был самый смелый человек, который когда-либо встречался на Миссури».
 Mистер Фрэнсис Шардон - известный мехоторговец среднего уровня, был назначен в Форт-Кларк, расположенный рядом с деревней манданов - примерно в трёхстах милях ниже Форта-Юнион на реке Миссури, и занимал там должность агента с 1834 по 1843 годы. С 1834 по 1839 год Шардон вел дневник, в котором прекрасно описал подробности повседневной жизни на Верхней Mиссури, торговлю мехом, а также эпидемию оспы 1837-38. В 1843 Шардон был поставлен во главе Форта-Маккензи, который торговал почти исключительно с черноногими.  Вскоре после приезда, его чернокожий раб по имени Риз был убит в перебранке с черноногими индейцами.  Мстя за Риза, Шардон, с помощью Александр Харви и Якова Бергера, совершил расправу над непричастными к этому случаю черноногими, в результате которой шесть или семь индейцев было убито.

    «Перед тем, как перейти к истории массового убийства черноногих, о которой еще не говорилось, я (Чарльз Ларпентер) объясню, каким образом этой зимой [1844-45]велась торговля. Благодаря вступившим в силу местным законам, нам запрещалось приходить в индейские лагеря для торговли; разрешалось торговать либо в форте, или на крайнем форпосте указанном агентом. Поэтому мы вынуждены были призывать индейцев приходить к нам в форт, и постоянно находились в поиске торговых партнёров. Будучи хорошо обеспеченными лошадьми, которых мы постоянно держали в форте, у нас было большое преимущество перед нашими конкурентами, которые испытывали в этом отношении недостаток.
 
   Как только наши пикеты, которые мы всегда посылали в разных направлениях, делали знак о заключенном соглашении, мы сразу же седлались и, в соответствии с признаками известными нам, выдвигались с необходимым количеством лошадей. У нас были полные карманы табачных изделий и киновари, мы скакали так быстро, как могли, для того, чтобы опередить конкурентов и уговорить индейцев согласиться приехать в наш форт. Зачастую их выделанные шкуры грузились на наших лошадей, и доставлялись в форт. Когда партия была большой, и ожидались некоторые проблемы с вождями, на санях вывозили небольшой бочонок спиртного, для ублажения этих господ, и группу музыкантов под нашим флагом. Инструменты состояли из кларнета, барабана, скрипки и треугольника, кроме того, на санях звенели колокольчики, и для индейцев было почти невозможным отказаться от такого приглашения. Они смеялись, демонстрируя радость, и конкуренты не моги «добраться до них».
    Оказывается наш конкурент - мистер Коттон  почти так же плохо использовал эту зиму, как и предыдущую, он понял, что его шоу уступает в противостоянии Американской Меховой Компании, и чтобы получить опору в этой стране собирается привлечь на длительный срок г-на Эббитта, или любого другого.

    Этой зимой [1844-45?] мы узнали, что г-н Фрэнсис Шардон имел столкновение с индейцами блад - группой черноногих носящих это имя, которые, как правило, приходили в последней половине апреля или первой половине мая. В то время я был хорошо информирован по этому вопросу г-ном Де Хайтелем, одним из клерков, который заслуживает полного доверия.
    Г-н Шардон, как уже было сказано - человек, который [в 1843 году] построил для черноногих пост в устье реки Джудит, который обычно называли Форт Шардон, и где прошлой зимой группа бладов в перебранке убила мужчину. Этот человек был негром по имени Риз(раб Шардона). Видимо, г-н Шардон возлагал на этого негра большие надежды, и поклялся отомстить группе. Он сообщил свой замысел Александру Харви, который, задумав неладное, весело согласился сыграть основную роль. Они также предложили старому Бергеру к ним присоединиться.
 
   Сюжет был такой, когда группа придёт торговать, пригласить трех главарей в форт, где у Харви на бастионе который защищал входную дверь, имелась пушка заряженная картечью, когда индейцы столпятся в дверях, ожидая начала торговли, по данному сигналу трое главарей должны были быть уничтожены в крепости. Харви собирался убить как можно больше других, кого сможет поразить этим выстрелом. Они ожидали, что выжившие индейцы сбегут, бросив все свои выделанные шкуры и лошадей,  которые достанутся этим трём белым.
    Но всё произошло совсем не так, как они ожидали. По какой-то причине, коварный заговор обнаружился раньше времени, когда вожди находились ещё вне офиса, они побежали, перепрыгивая через заграждения. Быстро среагировав, г-н Шардон выстрелил и попал в бедро главному вождю. Харви пальнул из пушки, но индейцы продолжали разбегаться и он убил только троих, ранив еще двух. Остальные быстро сбежали, оставив на разграбление все имущество, но сохранили почти всех своих лошадей, большая часть которых находилась на некотором расстоянии от форта. Произведя роковой выстрел, Харви вышел из бастиона и прикончил раненых индейцев своим большим тесаком. Мне рассказывали, что потом он лизнул с ножа кровь и заставил скво из форта танцевать вокруг подвешенного им скальпа».
 
   Всё это совсем не улучшило отношений с черноногими. Форт был заброшен и зимой  сгорел дотла, потому что начались боевые действия. Однако на следующий год Шардон вернулся в верховья Миссури, пытаясь спасти, что возможно. Из-за продолжавшейся враждебности черноногих торговля была скудной. Шардон выбрал место в устье реки Джудит, примерно в 100 милях вниз от места бывшего Форта Маккензи, где создал Форт Фрэнсиса Шардона. Но этот форт был расположен очень неудачно, находясь рядом с военной дорогой север-юг  часто используемой индейскими боевыми отрядами. Индейцы, приезжавшие торговать, в сопровождении своих семей, обремененные мехами и выделанными шкурами, как правило, не желали провоцировать встречу с военными отрядами. После одного торгового сезона, в конце 1845 года Форт Шардон был заброшен.
    Сам Шардон в 1845 году вернулся в Форт Кларк, которым ранее управлял, но обнаружил, что за время его отсутствия торговля  значительно пострадала. Он перебрался севернее, где для обслуживания хидатса и остатков мандан построил Форт Джеймс.  Aрикара, оставшиеся в Форте Кларк пришли в ярость и угрожали отомстить, пока им не пообещали собственных торговых представителей. В марте 1846 года Форт Джеймс переименовали в Форт-Бертольд. Шардону вскоре приказали покинуть Индейскую Территорию, в связи с обвинениями в незаконной продаже индейцам алкоголя - обвинение, которое можно предъявить каждому торговцу в индейской стране.
 
  «Завершу эту главу еще одним ужасным поступком Харви. Так случилось, что, когда он находился в старом Форте-Маккензи, какие-то враждебные индейцы, задумали убить крупный рогатый скот, принадлежавший форту. Однажды группа из пяти человек угнала несколько дойных коров, одну из которых они застрелили, когда отошли на небольшое расстояние от форта.
    Узнав об этом, Харви и ещё несколько человек вскочили на коней и бросились в погоню. Харви, всегда владевший конём № 1, вскоре догнал стрелявшего в корову индейца, и с нескольких шагов ранил его пулей в бедро; краснокожий упал с лошади и лежал на земле. Харви подъехал к нему, слез с коня, и расположившись рядом с раненым индейцем, сказал: «Теперь друг, ты попался мне и должен умереть. Но, прежде чем  умрешь, ты должен выкурить со мной трубку».
    Покурив с несчастным индейцем, он сказал: «Я собираюсь убить тебя, но дам немного времени, чтобы ещё раз взглянуть на свою страну». Индеец умолял оставить ему жизнь, говоря: «Друг, это правда, я был дураком, когда убил твою корову. Но теперь, когда ты ранил меня в бедро, это уравнивает нас и должно заставить сохранить мне жизнь!»
    «Нет», - сказал Харви - «Хорошо взгляни в последний раз, на эти замечательные холмы, на все дороги, которые ведут к форту, куда ты со своими предками приходил торговать, сверкая радостным взглядом. С тебя хватит, это в последний раз».
Произнеся эти слова, он направил ружье в голову своей жертвы, нажал на курок и индейца не стало».
---------------------------------------------
«Зимний счёт Дурной Головы» из племени блад, отметил 1843 год следующей записью:         
     Sorkoyenamay/sixika/iteskunakatarpi/napekwan
     Большеротое ружьё/Черноногий/преследует/белый человек. Несколько северных черноногих приехали торговать в Форт-Маккензи и были обстреляны из пушки Александром Харви, который известен среди черноногих, как Бегущий Волк. Якобы это была месть за угон скота и убийство негра- сотрудника в предыдущем году. Е. А. К. Хетч сказал, что инцидент произошел 19 февраля 1844 года, тогда было убито шестеро индейцев и несколько человек ранены. Уилсон сообщил, что убили тринадцать северных черноногих. Инцидент был также записан в зимнем счёте северных черноногих и южных пиеганов.


*Francis Chardon http://www.mman.us/ChardonFrancis.htm
             
*Larpenteur, Charles. Forty Years a Fur Trader
*Chardon, Francis A.  Chardon's Journal at Fort Clark, 1834-1839.
*Alexander Harvey