Музыкальные аллюзии 4

Родионов Виталий Константинович
Балеты «Поры года» Глазунова и «Весна священная» Стравинского далеки друг от друга так, как век классицизма от эпохи модернизма. И это не смотря на то, что даты их создания отделяют всего лишь 13 лет.

Вагнер более успешно проявляет себя в философии, нежели Ницше – в музыке.

Бетховен создаёт оперу «Фиделио» в 35 лет, Вагнер пишет оперу «Тангейзер» в 32 года. Можно легко убедиться, насколько ярче и выразительнее звучит вступление к «Тангейзеру» в сравнении с увертюрой к «Фиделио»! Кроме того, надо иметь в виду, что Бетховен ещё около 10 лет дорабатывает либимое детище, так и не добившись желаемого результата. Сегодня «Фиделио» - редкий гость на оперной сцене, тогда как вагнеровскому шедевру аплодирует весь мир! Что ж, не все музыкальные жанры подвластны гению!

Гений Вагнера настолько сильный, что вбирает в себя жизненную энергию молодых композиторов Гуго Вольфа, Макса Регера, Густава Малера: им даётся прожить соответственно 42, 43 и 50 лет.

«Сверхчеловек» уступает место «всечеловеку»: после Вагнера приходят Малер, Скрябин, Рихард Штраус.

Когда музыка идёт навстречу философии, она решительно обновляет свои выразительные средства: это доказывают гениальные творения Вагнера, Скрябина, Штокхаузена.

Вебер – основоположник развёрнутого симфонического вальса. Его блестящее «Приглашение к танцу» - первооснова для вальсов Берлиоза, Гуно, Штрауса-сына, Глинки, Рубинштейна, Чайковского, Глазунова, Прокофьева.

Карл Вебер и Василий Калинников достигают в музыке предельной концентрации национального духа Германии и России. Это требует от них огромных нравственных и физических сил, что приводит их к ранней смерти: Вебер умирает в 39 лет, Калинников – в 34 года.

У Дариюса Мийо вила-лобосовский размах музыкального творчества. Композитор создаёт 443 произведения (у бразильца их число колеблется от 1000 до 1500!).

Джованни Перголези обладает редким мелодическим талантом. Рядом с ним можно поставить разве что Моцарта, Шуберта, Беллини, Шопена, Бизе. К несчастью, жизнь этих гениев до обидного коротка: земной век Моцарта длится 35 лет, Шуберта – 31, Беллини – 34, Шопена – 39, Бизе – 36, самого Перголези – вовсе 26! Божий дар – хрупок!

Солнечно-блестящий Иоганн Непомук Гуммель – предшественник виртуозно-драматического Ференца Листа. Оба композитора происходят из малых народов Австрийской империи.

Голову классика Джоаккино Россини венчает солнечная корона, романтика Винченцо Беллини – лунная.

Беллини и Шопен – музыканты-ангелы, ниспосылающие райские звуки на землю.

Опереточный Оффенбах – карикатура на великого Иоганна Себастьяна. Баха.

Жорж Бизе пишет музыку с моцартовской лёгкостью.

Создать оперу, рядом с которой блекнут оперы Моцарта, – не есть ли это судьба истинного гения? Такова опера «Кармен» Бизе, сравнимая, пожалуй, только с «Севильским цирюльником» Россини.

Талантливый Бизе воплощает в опере «Кармен» французскую Испанию, подлинная же Испания существует в музыке Исаака Альбениса и Энрике Гранадоса.

Не всякая мелодически прекрасная музыка добрая: в «Кармен» Бизе она твёрдая, безучастная, тогда как в «Травиате» Верди – мягкая, сочувствующая.

Ослепительно яркая и жизнерадостная музыка Бизе звучит в опере «Кармен», первое представление которой публика освистывает, как, впрочем, премьеры «Севильского цирюльника» Россини и «Травиаты» Верди! Три самые популярные оперы сначала терпят крах!

Жорж Бизе, пишущий ясную и чёткую музыку, имеет немало предшественников. Один из них – старинный французский композитор Марк-Антуан Шарпантье.

Реалисты в музыке – Жорж Бизе, Модест Мусоргский, Сергей Прокофьев. Они отображают подлинную жизнь, затрагивают актуальные проблемы общества.

Джузеппе Верди пишет оперы, Джакомо Пуччини – музыкальные драмы.

Тихон Хренников – советский Гурилёв.

Оперы Джованни Паизиелло имеют огромный успех при королевских дворах Неаполя, Петербурга, Вены, Парижа, но сегодня более чем из ста написанных им «шедевров» почти все забыты. Сколь ненадежна прижизненная слава! Однако мелодические жемчужины Паизиелло рассыпаны по операм Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти, Верди, Пуччини. А эта слава – вечная!

Амбруаз Тома пишет светлую лирическую музыку. Как учитель Жюля Массне, он увлекает автора «Вертера» в мир возвышенной лирики и задумчивой элегии.

У трёх авторов, сочиняющих комические оперы, Кристофа Глюка, Жан-Жака Руссо, Денни Дидро, есть одно общее свойство: они стремятся к правде и простоте.

Сергей Рахманинов воспринимает от Шопена возвышенные романтические чувства, от Чайковского – глубокую лирику, в результате появляется музыка рахманиновской земной одухотворённости.

Перенесите на американскую почву минималистическую музыку Эрика Сати, и вы получите примитивного Джона Кейджа!

Чуткое ухо услышит в музыке Сергея Рахманинова интонации Аренского и Чайковского – двух его великих наставников!

Музыка Томазо Альбинони – двумерна: либо задумчива, либо радостна. Ей не хватает естественности музыкального языка Антонио Вивальди.

Фроманталь Галеви вносит существенный вклад в развитие французской лирической оперы. Кроме этого, он воспитывает трёх гениев – Шарля Гуно, Жоржа Бизе, Камиля Сен-Санса. Блестящий результат жизни!

Музыка Кристофа Глюка и Никколо Пиччинни – одинаково поэтична. Но она отличается эмоционально так же, как радость утренней зари от печали лунного света.

Ручеёк музыки Шуберта бежит в озеро Брамса. И там, и здесь вода – кристально чистая.

Иоганн Себастьян Бах – разросшаяся дубовая роща, Феликс Мендельсон-Бартольди – нежно поющий соловей.

Посмотрев кинофильм «Большой вальс» о Иоганне Штраусе, юный Андрей Петров решает стать композитором. Это ему удаётся, подобно королю вальса, одаривать людей чудесными мелодями. Как часто мечта озаряет жизнь!

Выдающиеся органисты XIX века Цезарь Франк и Антон Брукнер продолжают баховские традиции в создании высокого духовного искусства.