Солёные грибочки

Наталья Бельцова
СОЛЁНЫЕ ГРИБОЧКИ ИЗ ДУБОВОЙ БОЧКИ
Кто из нас не любит домашних солений:  хрусткой капустки, огурчика  или солёных грибочков. Но вот с тарой для их приготовления проблема. Разные пластиковые ёмкости заменили традиционное дерево, и мы стали забывать вкус настоящего русского продукта, который испокон веку готовили наши бабушки.
 Найти для засолки настоящую дубовую бочку – большая удача. И эта удача живёт в посёлке Дормидонтовка, Вяземского района. У местного мастера бондарного дела С.И. Белокрылова на веранде приготовлено для реализации около 30 дубовых и кедровых бочек разного размера по приемлемой цене.  Стоимость дубовых бочек от 2-х до 4-х тысяч в зависимости от размера. Осиновые бочки - дешевле от 800 рублей до 2-х тысяч.
– Но и эти цены сегодня не по карману многим сельским жителям, - делится мастер. – Народ в деревнях в основном небогатый, поэтому местные берут бондарную продукцию неохотно. Хотя сам видел на выезде из Хабаровска за постом ГАИ, как мои  бочки продавали перекупщики по цене  в два раза дороже, и ведь брали! Он готов снизить цену на продукцию, если ему помогут с приобретением  крана, который необходим, чтобы погрузить и вывезти брёвна из леса, а на месте подать их на пилораму. А пока заказывает кран у частников, что обходится в немалую копеечку.
Сергей Иванович  изготавливает бочкотару ёмкостью от 15 до 100 литров, но по желанию заказчика может изготовить любого размера. Бочки, кадки, купели, тазики в баню – всё по плечу народному умельцу, который уже много лет занимается любимым делом. Мастерит продукцию на совесть, чтобы не стыдно было в глаза покупателям смотреть. Может поэтому есть постоянные клиенты, которые приезжают из  Хабаровска, Приморья, Приамурья, даже в Москве знают нашего мастера. В основном заказы идут от предпринимателей, которые приобретают натуральную тару не только для засолки, но под вино и коньяк, для оформления интерьеров баров и ресторанов.
Самый необычный заказ по признанию мастера, был несколько лет назад на изготовление двух бочек  ёмкостью 200 и 100 литров. Причём одна бочка вставлялась в другую с помощью экскаватора. Так предприимчивый бизнесмен рекламировал умение механизаторов, а так же возможности и точность реализуемой им  техники.
Однажды, после того, как по центральному телевидению в программе «Время» был показан сюжет о Дормидонтовском умельце, ему пришло письмо с Израиля от нашей соотечественницы.  Её мечта  - берёзовый бочонок, который женщина просила мастера прислать по почте. Сергей Иванович  сожалеет, что не смог выполнить просьбу израильтянки, почтовые работники сомневались, что бочонок выдержит дальнюю дорогу и не разобьётся.
 Мастер сетует, что заказов сегодня немного.  Поэтому приходится подрабатывать заготовкой сена. У  него под навесом  складировано около двух тысяч тюков сена по 15 килограммов каждый, они ждут своего покупателя.  В работе помогают сыновья,  как говориться – семейный подряд. Заготовка сена в нынешний сезон шла в сложных условиях (дожди, заросшие кочкой и кустарником угодья) на старой технике.  Трактора 1975 года выпуска, есть ветеран 1965 года, который «рассыпается» на ходу и требует постоянного ремонта. На новую технику средств нет. Проблема взять кредит. – В какие только кредитные учреждения я не  обращался, когда хотел приобрести грузовик, - говорит Сергей Иванович, -  везде отказали без объяснения причины.
Мастер поделился секретом изготовления настоящего коньяка в дубовой бочке: перегоняют вино на самогонку, которую заливают в бочку и ставят на хранение. Через три года – трёхзвёздочный коньяк готов. Каждый год хранения прибавляет по одной звёздочке. Дуб даёт коричневый цвет и особый аромат продукту. Для меня было открытием, что коньяк, который покупаем в магазине, в большинстве случаев порошковый, а настоящий можно изготовить только таким дедовским способом.
СТАНКИ СВОИМИ РУКАМИ
Во всём регионе не осталось ни одного бондарного предприятия, есть считаные мастера, которые знают это мастерство. Сергей Иванович  помнит те дни, когда в Вяземском был свой бондарный цех, он сам участвовал в его строительстве. Наблюдал за работой тамошних мастеров, что пригодилось ему в дальнейшем.
 В его воспоминаниях,  как восемь лет подряд трудился в Госпромхозе на засолке грибов, которых и сегодня немало в Вяземском районе. Варил на костре белые и подосиновики по специальной инструкции от предприятия.  Готовые солёные грибочки запечатывались в кедровые бочки на длительное хранение. Часть отправляли на местный овощеконсервный завод, где из них готовили капусту с грибами, она шла в магазины края.  Весь регион тогда знал продукцию вяземских заготовителей и переработчиков.
Самостоятельно своими руками Сергей Иванович построил станки, на которых изготавливает бочкотару. Каждый из десяти станков выполняет строго свою операцию. Над одним из них – для обработки клёпки трудился почти два года, зато теперь те операции, которые производились на двух станках, заменил один новый. И это радует мастера. А вот что его совсем не радует, так  это отсутствие сырья для изготовления  бочкотары.   
- Мог бы в день изготовить по 10 бочек, - делится мастер. – Но не из чего делать. Дуба в тайге почти не осталось, весь выбрали  лесозаготовители,  которые  продают лес в Китай.    Хорошие деревья идут на экспорт, а те немногие, что продают на месте –  плохого качества. Выход всего 10%, остальное годиться только на  дрова. Вот и  посчитайте, во что бочка дубовая обходится.    
Редкий умелец неоднократно пытался передать своё мастерство другим, были у него и ученики. Двоих из местных Эдуарда и Сергея вспоминает чаще всего, но и они не стали продолжателями старинных традиций. Сегодня в работе мастеру помогают  сыновья – Иван да Владимир.    Подрастает внук Серёжа, который тоже проявляет интерес к делу. Несмотря на свои пять лет,  клёпку в пристройку носит исправно, топит печь и внимательно смотрит, как дед на станках  изготавливает бочки.   Надеется Сергей Иванович, что бондарное  дело будет жить, не канет в лету, а станет семейным и будет передаваться от отца к сыну.
-  Муж у меня хороший, - вступает в разговор супруга мастера Елизавета Константиновна. -  Работящий, никогда не обидит, слова  грубого не скажет. Душой болеет за  дело. Я за ним как за каменной стеной. И  сыновья тоже в отца пошли, скромные, ко мне с уважением относятся. 
Что скромные, видно сразу. Занятый ремонтом трактора ДТ-75  Владимир (готовил его для поездки в лес за дровами), на мою просьбу поставить бочки во двор, откликнулся быстро, но вот  фотографироваться отказался. Пока расставляли композицию из бочкотары, исчез по-английски, не попрощавшись. Хорошо Сергей Иванович не подвёл и не отказался попозировать на фоне своей  продукции.
Жаль, что в крае, который считается лесным, единицы  таких мастеров, как наш умелец из Дормидонтовки.  Он – гордость Вяземского района. И задача власти - сохранить уникальное мастерство, оказать умельцу всестороннюю помощь и поддержку.
Наталья Бельцова