Очерки о художниках и картинах. Иван Крамской

Залман Спектор
«Христос в пустыне»  Ивана Крамской  1872 год, собрание Государственной Третьяковской галереи 180; 210 см

В связи с тем, что администрация сайта запрещает использовать чужие иллюстрации я предлагаю вам самостоятельно открыть параллельно фото по предлагаемой ссылке: https://gallerix.ru/storeroom/526360300/N/1062698206/

 После своего крещения Иисус Христос удалился в пустыню, где сорок дней постился и был искушён дьяволом тремя искушениями…
В 60 – 70-е годы во время царствования Александра II c идеей крестьянской революции народники перешли к активным действиям и 4 апреля 1866 г. Дмитрий Каракозов стрелял в императора. Это покушение и ряд других событий повлияли на судьбу России на все последующие годы.
 В русле этих событий уместно вспомнить образ «слезинки ребёнка» писаным Достоевским в «Братьях Карамазовых», идея которого состоит в том, что нельзя пытаться достичь каких-то благих целей за счёт страдания ничем неповинных людей.
В самой первой своей, «глубоко выстраданной, писанной слезами и кровью работе» Крамской так же затрагивает эту тему. И если внимательно присмотреться, то в образе Христа мы увидим не бога, но человека с нервным лицом, воспалёнными глазами и жёстким погруженным в себя, в какую - то свою идею взгляде. Волосы его давно не мыты и нечесаные. Страшные, сжатые коленями руки ещё стиснуты между собой. Но не дай бог, чтоб они разомкнулись, и тогда свершиться четвёртое искушение дьяволом – разрушить всё до основания, поставить мир на дыбы. И настанет кровавый рассвет над, превращённой в пустыню, до этого цветущей земле.
Не случайно этот человек одет в (цвета крови) рубиновую тунику, которая  готова вырваться испод, пока ещё сдерживающего её (цвета неба) синего плаща. 

Используемые материалы:
 http://bibliotekar.ru/encSlov/17/105.htm
http://www.ido.rudn.ru/nfpk/hist/hist11.html
https://ru.wikipedia.org/Христос_ в_ пустыне_ (картина_ Крамского)
http://nearyou.ru/100kartin/100karrt_56.html


Иван Крамской. «Портрет художника И.И.  Шишкина» 1873. Холст, масло. 110 x 78. Третьяковская Галерея,

Ссылка для просмотра иллюстрации:http://www.tanais.info/art/pic/kramskoy5.html

9 ноября 1963 года группа из 14 выпускников Императорской Академии художеств  не согласные с  темой заданной на конкурсе покинули стены Академии. Позже они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников», а в1870 артель была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок». Цель – исскуство  в массы. Соответственно и тематика: не мёртвая академическая мифология, а отражение реальной истории и жизни. В этот же год в Товарищество вступает и Шишкин, войдя наряду с Крамским в состав учредителей.

Из письма Крамского: «...когда он перед натурой... то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается; тут он все знает, как, что и почему... Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом...»
Эта дань профессиональному мастерству и творческому дару великого русского пейзажиста нашло отражение в портрете, созданным Крамским 1873 году. В портрете Крамской задумал показать единение художника и природы. Он нашёл оригинальное композиционное решение. Для того, чтобы зритель прочувствовал значимость образа, он изобразил Шишкина в полный рост. Но главное - он вынес солнце за пределы картины. Теперь оно откуда – то сзади, осветило и насытило воздухом всю картину, мягко светом обволокло фигуру, объединив всё в единое целое.
  Мы видим, уверенного в себе человека, опирающегося, даже с каким-то изяществом, на шток от зонта. Вторая рука, держащая папироску, по-хозяйски, небрежно улеглась на этюдник и, кажется, что облака на небе образуются из дыма его папиросы. А взгляд, цепко направленный вдаль, высматривает и оценивает сюжет для нового шедевра.

Используемые материалы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Крамской,_Иван_Николаевич
http://www.tanais.info/art/kramskoy5more.html
http://www.tanais.info/art/pic/kramskoy5.html


«Неизвестная» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написанная в 1883 году и являющаяся частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 75,5;99 см

Ссылка для просмотра иллюстрации:
https://gallerix.ru/storeroom/526360300/N/128805780/

 В 1883 году на одиннадцатой выставке Товарищества передвижных художников Иван Николаевич Крамской  представил  то ли жанровую сценку, то ли портрет красивой молодой женщины, сидящей в шикарном экипаже. Место на фоне, котором был изображён экипаж, был узнаваемым. Это Невский проспект у павильонов Аничкова дворца, а справа – Александрийский театр. Картина пользовалась у публики бурным успехом, но о том, кто эта дама не осталось никаких подтверждающих записей, а сам Крамской ничего не рассказывал.

 Обратим внимание на то что Крамской усадил свою героиню не властно по центру сидения, а где-то сбоку. Первый, главный план пустой. Это пустое свободное место принадлежит настоящему хозяину экипажа. Обратим внимание на руки девушки. Они не раскрыты, не облокотились властно на боковые стенки. Руки запакованы в перчатки и плюс к этому вденуты в недешёвую муфту, намёк на то, что девушку полностью обеспечивают.  Позади, за спиной Александровский театр. Направление кареты – от театра. И мы понимаем, что девушку не только приодели, но и приобщили к театральному действу. Теперь она сытая, нарядная и одухотворённая, возвращается в снятое для неё уютное гнёздышко. И пока не подошёл её господин, с головокружительной высоты снисходительно посматривает на нас, на серых обывателей.

Ссылка для просмотра иллюстрации:
http://art.liim.ru/galleries_hr/hr09m/hr09m-09-75.html
 
В Праге в частном собрании находится этюд модели, с которой был писан образ Незнакомки. Привожу его, и мне кажется, что он настолько выразителен, что никаких дополнительных разъяснений отношения художника ко своему персонажу не требует.
Критик В. Стасов придумал определение - «Кокотка в коляске».  И можно согласиться с этой версией.  В картине изображена богатая содержанка.

Используемые материалы:
https://ru.wikipedia.org/ wiki/Неизвестная_(картина)


Иван Крамской.
Крамской, пишущий портрет своей дочери, Софьи Ивановны Крамской, в замужестве Юнкер.

1884. Холст, масло. 16 x 24. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Ссылка для просмотра иллюстрации:
http://www.tanais.info/art/pic/kramskoy34.html

Автопортрет с дочерью был написан на кусочке картона, размерами 16 х24 см. - почти половина стандартного бумажного листа.  Учитывая, что в столь небольшие параметры вписаны два человека, то можно определить работу, как миниатюра.  Но и этого хватило великому портретисту, чтоб донести до нас сложную гамму чувств, которые раскрываются при рассмотрении работы. Крамской изобразил себя, сидящим на походном стульчаке, которые обычно художники используют на природе при написании этюдов. Смотря на его крепко сбитую фигуру, стульчак кажется весьма ненадёжным. Крамской писал эту композицию, когда по совету доктора С. П. Боткина лечился от «сердечной и грудной болезни» во французском городке Ментона на берегу Средиземного моря и некоторое время гостил у художника Боголюбова в Париже. Тревогу даже не за свою судьбу, а за судьбу своей дочери, он изобразил в образе темноты, которая сгустилась за окном.  Эта темнота окружает и его дочь, доверчиво смотрящую из глубины рисуемого им холста. Одной рукой он держит муштабель, таким образом, будто кажется, что преграждает дорогу к ней всему злобному, накопившемуся в этом мире. Из-за выстроенной преграды, другая рука тоненькой кисточкой может только касаться её нежного образа.  Держащая кисть рука, его камзол и часть стены позади мольберта написаны холодным   тоном. И этот холодный тон усиливает душевную, живую теплоту лица девушки, а платье розового цвета, цветок и шляпка эту теплоту увеличивают многократно. Свою подпись он поставил негде обычно, у края рамы, а на рисуемом им портрете, подчёркивая, что молодая особа — это его творение во всех смыслах и что она, как освещённая часть стены слева от мольберта его свет, его надежда в надвигающейся тьме.

Используемые материалы
http://www.tanais.info/art/pic/kramskoy34.html
http://paintingart.ru/gallery/kramskoy-i-n/19204.html