Машиах бен Йосеф, кто такой и с чем его едят

Андрей Дубин
"Еврейская идея (здесь оригинал главы, из которой взят этот текст)".
Машиах бен Йосефhttp://u.to/undV


Раббену Са'адья Гаон в своем великом труде Эмунот ве-де'от пишет (статья 8, глава 5): Мы уже знаем, что если наше раскаяние неполно, мы останемся [без избавления] до прихода конца. Если оно придет, а мы не раскаемся, спасение придет, когда мы еще грешники. Когда прошло уже столько времени, Б-г вернет нас в Землю без раскаяния, с появлением избавителя. Есть пророческое предание, что нас охватят беды и скорби, через которые мы раскаемся и заслужим избавление. Это согласуется с Сангедрин 97б: "Если Израиль раскается, они будут избавлены. В обратном случае Б-г приведет царя, чьи постановления будут более жестокими, чем у Амана, и они раскаются и будут избавлены".

Они также сказали, что катализатором этого будет человек из семени Иосифа на Галилейской горе. Остатки евреев соберутся к нему, и он обратит внимание на наш Святой Храм, после того как Едом уже захватит его. Он будет жить там какое-то время, и тогда человек по имени Армелий сразится и захватит город, убив и взяв пленных, и этот человек от Иосифа будет среди погибших. Тогда народ будет охвачен великими бедами, самая тяжелая из которых - разрушение отношений между ними и всеми народами, пока народы не изгонят их в пустыни, где они будут голодать и бедствовать. По причине их страдания многие откажутся от своей веры и останутся только самые очищенные. Тогда откроется Илия и придет спасение. Далее в этом источнике раббену Са'адья Гаон приводит в доказательство ряд стихов.

В качестве доказательства, что за Мессией - потомком Иосифа пойдет лишь небольшой остаток, он пишет: "Очень немногие из народа соберутся к нему, как сказано: „Я возьму у тебя одного на город и двух на семью и приведу тебя в Сион" (Иер. 3:14)". Еще одно доказательство находится в Пиркеи де-рабби Элиезер (гл. 32): Что сделал Иаков? Он схватил Исава за пятку, чтобы стянуть его вниз, как сказано: "Его рука схватила пятку Исава" (Бытие 25:26). Отсюда мы узнаем, что потомки Исава не падут, пока не придет остаток Иакова и не истребит пятку Исава. В Сангедрин 97а и Сота 49б объясняется, почему избавление начнется в Галилее: "В поколении, в котором придет сын Давида, дом учения мудрецов станет подобен борделю и Галилея будет разрушена". Вот что о Машиахе бен Йосефе пишет Рамбам (Исход 17:9): Потомок Исава Амалик начал первую войну народов против нас.

Семя Исава навело на нас изгнание и последнее уничтожение, так что наши мудрецы говорят, что сегодня мы в изгнании Едома [другое имя Исава], из которого мы будем избавлены навсегда. Как говорит Писание (Авдий, с. 21): "Спасители поднимутся на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и царство будет принадлежать Г-ду". Все, что раньше сделали им Моисей и Иисус, Илия и Машиах бен Йосеф сделают их потомкам. Вот почему Моисей проявил себя таким образом. Вот почему буквальная победа в войне против Гога и народов осуществится через Машиаха бен Йосефа из семени Ефрема и Иисуса Навина. Прототипом последней войны станет война Амалика, которая тоже началась с хилул Хашем. Последняя война устранит хилул Хашем навсегда. Хотя мудрецы оставляют о Машиахе бен Йосефе больше вопросов, чем ответов, одно бесспорно: перед приходом Машиаха бен Давида придет Машиах бен Йосеф, которому предстоит сражаться в Б-жьих войнах в эпоху Избавления. Он выступит против народов и поднимет военную мощь Израиля, после чего Машиах бен Давид завершит уже духовное избавление. Вполне возможно, время Машиаха бен Йосефа совпадает с периодом начала избавления, до того как все выжившие народы примут Небесное ярмо. Самый лучший источник на тему Машиаха бен Йосефа - это труд Кол ха-тор блистательного мистика Р. Гиллеля из Шклова, ученика Гра (гаона Р. Элияху из Вильны).

Автор передает нам мнение своего учителя об эпохе избавления и Машиахе бен Йосефе. Гра, один из величайших авторитетов после разрушения Храма, называет Машиаха бен Йосефа "Машихта де'атхалта", "Предварительный Мессия". Приведем краткую цитату из труда, описывающего основные принципы о Машиахе бен Йосефе (Кол ха-тор): В согласии с нашим господином Гра, все, что включается в собирание, строительство Иерусалима и расширение поселений в Эрец Исраэль для возвращения Божественного присутствия, все простейшие занятия [строительство и посев] и все мельчайшие подробности, - все это включено в миссию Машихта де'атхалта, первого Мессии, Машиаха бен Йосефа, чудесной силы, помогающей всем нечудесным делам, выполняющих впоследствии роль катализатора. Ибо Машиах бен Йосеф с земли, а Машиах бен Давид - с неба. Затем он пишет (глава 2, часть 2:1): Два Мессии поколений - это чудесные силы, поддерживающие и подпирающие Израиль на протяжении периода Изгнания, и их чудесный источник помощи, когда послышится Поступь Мессии. Машиах бен Йосеф - это чудесная сила, духовно поддерживающая как еврейский народ, так и отдельного еврея. У роли каждого Мессии есть много аспектов, как объясняется в писаниях нашего господина... Они сотрудничают и поддерживают друг друга, при этом первый действует в согласии с темой "Иосиф еще жив" (Бытие 45:26), а последний - в согласии с темой "Давид, царь Израиля, живет и пребывает" (Рош ха-Шана 25а). Они живут и пребывают в каждом поколении, функционируют в своей роли и влияют друг на друга, каждый своими собственными чертами, и нуждаются друг в друге. Если бы не их сила, доблесть и защита, Израиль не просуществовал бы ни мгновение. Только их сила и природа остаются скрыты, и они пребывают в молитве, пока Израиль и Божественное присутствие находятся в изгнании. Здесь звучит примечательная мысль, подтверждающая мое предположение: избавление могло прийти в любой момент после разрушения Второго Храма, если бы Израиль покаялся.

Два Мессии существуют в каждом поколении и лишь ждут, когда Израиль совершит дела веры и доверия к Б-гу. Как сказал царь Давид: "Г-дь близок ко всем, призывающим Его, всем призывающим Его искренне" (Псалмы 145:18). Здесь прослеживаются два элемента. Вопервых, когда Израиль приближается к Б-гу, Он избавляет Свой народ. Во-вторых, Израиль должен сам обратиться к Б-гу, причем искренне. Вот почему сказано: "Мое спасение близко" (Исаия 56:1). Если мы ведем себя правильно, спасение близко каждый день. Однако время ограничено: если в последние дни Израиль так и не заслужит "ускоренное" избавление, Б-г освободит его через страдания "избавления" в свое время. Пророк восклицает: "Призывайте Его, когда Он близок" (Исаия 55:6), поскольку когда закончится время кирва [близость], наступит время крав [битвы]. Как я уже писал, Б-г не зря заключил в один еврейский корень два значения: кирва [близость] и хакрава [жертва]. Только тот, кто приносит жертву, приближается к Б-гу. "Ускоренное" избавление невозможно без самопожертвования, основанного на вере и доверии к Б-гу. Далее в Кол ха-тор говорится (глава 2, часть 1:39): "Иосиф узнал своих братьев, но они не узнали его" (Бытие 42:8): это одна из черт Иосифа. Не только в своем поколении, но в каждом поколении Машиах бен Йосеф узнает своих братьев, а они не узнают его. Это действие Сатаны, который скрывает черты Машиаха бен Йосефа, так что евреи, к сожалению, не узнают его приход и смеются над ним... Если бы не это, наши проблемы уже закончились бы.

Если бы Израиль "узнал Иосифа", т.е., приход Машиаха бен Йосефа, включающий в себя собирание изгнанников, и т. д., мы бы уже были полностью избавлены. Дальше он продолжает эту мысль (там же, часть 1:103): Выражение "поступь Твоего помазанника", появляется в стихе: "Они насмехались над поступью Твоего помазанника" (Псалмы 89:52). Вся "поступь Мессии" служит целям первого Мессии, Машиаха бен Йосефа. Как известно, враги Б-га и Израиля враждебно относятся ко всем действиям, направленным на приход Мессии. Это смысл приведенного стиха. Итак, святые уста Гра озвучивают несколько ключевых принципов относительно Машиаха бен Йосефа: 1. Имеются два Мессии: Машиах бен Йосеф и Машиах бен Давид. Первый называется "Предварительным Мессией", с ним связана физическая сторона избавления - возвращение на Сион и Б-жьи войны. Второй Мессия завершает духовное избавление.

2. Эти два Мессии живут среди нас в каждом поколении; как только Израиль поймет, что необходимо сделать для "ускоренного" избавления, два Мессии тут же осуществят его.

3. Израиль не только не узнаёт Машиаха бен Йосефа, но и осмеивает всех, кто возвещает истину об избавлении и подходит на его роль. Если бы Израиль узнал Машиаха бен Йосефа и его эпоху, он бы сразу же привел "ускоренное" избавление. Теперь исследуем, что о Машиахе бен Йосефе говорят раввинистические источники. Талмуд, Сукка 52б: "Г-дь показал мне четырех ремесленников" (Захария 2:3): кто эти четверо? Р. Хана бар Бизна сказал от имени Р. Шимона Хасиды: "Машиах бен Йосеф, Машиах бен Давид, Илия и кохен цедек [священник праведности]". (Похожие слова находятся в Седер Элияху рабба, гл. 18.) Далее мудрецы говорят (Мидраш ха-гадол, Шемот, 6:7): "Согласно четырем избавлениям, Б-г в будущем поставит четырех избавителей: Илию, Машиаха бен Давида, Машиаха бен Йосефа и Кохен-гадола". Р. Берахия сказал от имени Р. Ицхака (Шир ха-ширим раба, 2:[13]4): "Сказано: „Г-дь показал мне четырех ремесленников", и это: Илия, Мессианский царь, Мельхицедек и помазанник войны". Песикта рабати (15, Ха-ходеш, стр. 75а): "Илия, Мессианский царь, Мельхицедек и помазанник войны". Мудрецы называют Машиаха бен Йосефа "помазанником войны" по вполне очевидной причине: ему предназначено воевать с народами и начать избавление.

Итак, Машиах бен Йосеф называется "Предварительным Мессией" и "Помазанником войны". В мидраше мы читаем (Бамидбар раба, 14:1): "Галаад мой и Манассия мой" (Псалмы 60:9): вокруг помазанников ведется много споров. Одни говорят, что их семь, как сказано: "Мы поставим семь пастухов против них" (Михей 5:4). Другие говорят, восемь: "И восемь князей людей" (там же). Но явно упомянуто не более четырех, как сказано: "Г-дь показал мне четырех ремесленников. Тогда я сказал: „Зачем они пришли?" И он сказал: „Это рога, которые рассеяли Иуду"" (Захария 2:3-4). Кто эти четыре ремесленника? Давид объясняет: "Галаад мой": это Илия, живший в Галааде. "Манассия мой": это Мессия, который восстанет от потомков Манассии, как сказано: "Перед Ефремом, Вениамином и Манассией" (Псалмы 80:3). "Ефрем - сила моей головы" (там же, 60:9): это помазанник войны, происходящий от Ефрема, как сказано: "Его слава подобна первородному быку" (Втор. 33:17). "Иуда - мой скипетр" (Псалмы 60:9): это великий избавитель, происходящий от Давида. Песикта рабати (8): "Рядом с ним два оливковых дерева" (Захария 4:3): это два Мессии, один - помазанник войны, другой - помазанный царь над Израилем. Б-г сказал: "Чтобы они не сомневались, Я обыщу Иерусалим: „В то время Я обыщу Иерусалим со свечами" (Софония 1:12)". Я полагаю, что этот мидраш перекликается с вышеприведенной цитатой из Гра о том, что в каждом поколении появляются Машиах бен Йосеф и Машиах бен Давид. У нынешнего Изгнания нет четко установленной продолжительности. Оно может прийти уже "сегодня, если мы послушаем Б-жий голос" (Псалмы 95:7). Б-г как бы обращается к нам: "Пусть эта возможность не кажется вам далекой. Поверьте, что если вы будете поступать правильно, избавление придет „сегодня". Ищите Мессий, и Я тоже обыщу Иерусалим со свечами".

В Талмуде сказано (Бава батра 123б): "Иаков увидел, что семя Исава может быть избавлено только семенем Иосифа" (так же в Таргум Йонатан говорится по поводу Бытия 30:25). Смысл ясен: именно Машиаху бен Йосефу предстоит начать процесс, который приведет к окончанию эпохи народов. В Берешит раба 99:2 читаем: Иосиф противостоит Едому... У одного есть рога, как в стихе: "Его слава подобна первородному быку" (Втор. 33:17), и у другого тоже: "И из десяти рогов, которые на его голове" (Даниил 7:20)... В чьи руки падет Едом? В руки помазанника войны, который приходит от Иосифа. Берешит раба 73:7: "С рождением Иосифа родился противник Исава... Есть предание, что Исав падет только от рук потомков Рахили". В 1 Царей 17 Илия чудом воскресил ребенка. Мудрецы так комментируют это событие: "Илия сказал: „Владыка Вселенной!... Теперь будущие поколения узнают, что есть воскресение мертвых"" (Пиркеи де-рабби Элиезер, гл. 33). В Элияху раба, гл. 18, добавляется: "Илия сказал раввинам: „Этот ребенок был Машиахом бен Йосефом"". Заметим: Машиахом бен Йосефом является воскресший ребенок.

Это делает его живым символом доверия к Б-гу, веры в то, что Б-г оживит еврейский народ (Осия 6:2): "После двух дней Он оживит нас. На третий день Он восстановит нас, и мы будем жить в Его присутствии". Воскресение целого народа! Именно об этом говорится в стихе, процитированном в Кол ха-тор (глава 2, часть 2): "Иосиф все еще жив" (Бытие 45:26). Как вернулся к жизни Машиах бен Йосеф, так же через него вернется к жизни и еврейский народ. (Другой столь же образный и не менее ясный пример - Иез. 37.) Мудрецы часто называют Машиаха бен Йосефа "Машиахом бен Ефремом" (Мидраш Шохер Тов, гл. 60): "Галаад Мой, и Манассия Мой. Ефрем - сила Моей головы. Иуда - Мой скипетр" (Псалмы 60:9): "Галаад Мой": это Я, Кто совершил чудо для Иеффая галаадитянина, и это Я, Кто совершил чудо для Гедеона, сына Иоаса из племени Манассии, и его спасение было мгновенным. Однако в будущем Я спасу тебя через Машиаха бен Ефрема и через Машиаха бен Давида из племени Иуды.

"Ефрем - сила Моей головы", ибо он сначала принял ярмо Неба. Затем "Иуда - Мой скипетр". Это Машиах бен Давид. Таргум Йонатан (Исход 40:11): Из-за твоего слуги Иисуса Навина, главы Сангедрина своего народа. Эрец Исраэль в будущем появится от него, и Дом Израиля через него обретет победу над Гогом и его отрядом в конце дней. (См. также комментарий Таргум Йонатан на Шир ха-ширим, 7:4.) Еще один примечательный источник о Машиахе бен Ефреме (т. е. Машиахе бен Йосефе) - Песикта рабати, 36: В тот момент народы придут в волнение и скажут: "Владыка Вселенной! Кто это, в чьи руки мы падем? Как ему имя? Какова его природа?" Б-г ответил: "Это Мессия, и его имя Ефрем, Мой праведный Мессия. Он восстановит как самого себя, так и свое поколение.


Он принесет свет Израилю и спасет свой народ, и никакой народ и никакой язык не сможет ему противостать...Все его враги и соперники убегут... Даже реки перестанут течь..." Б-г установил правила [для Мессии]: "В будущем их грехи станут для тебя железной ношей. Они сделают тебя подобным этому тельцу, чьи глаза помутнели. Их ноша задушит твой дух. Через их грехи твой язык прилипнет к твоему небу. Хочешь ли ты этого?" Мессия спросил: "Будет ли эта боль длится много лет?" - и Б-г ответил: "Я клянусь Моей и твоей жизнью, что это продлится не дольше семитысячного года [т. е. последнего возможного конца, как отмечалось в Авода зара 9а]. Если ты несчастлив от этого, Я сделаю, что они будут страдать начиная с этого момента". Мессия ответил: "Владыка Вселенной! С радостью я принимаю это на себя, чтобы ни один еврей не был потерян... Именно это я имел в виду!"... Раввины сказали: "В неделю, в которую придет сын Давида, на его шею будут помещены железные прутья, пока он не согнется и не воскликнет в слезах, так что его голос достанет до Неба. Он скажет: "Владыка Вселенной! Как долго еще моя сила будет удерживаться? Мой дух? Моя душа? Мои конечности? Разве я не из плоти и крови?"... Тогда Б-г ответит: "Ефрем, Праведный Мессия! Ты несешь это с Шести Дней Творения. Теперь твоя боль будет как Моя, ибо с того дня, когда пришел Навуходоносор, уничтожил Мой дом, сжег Мое святилище и изгнал Моих детей к народам, Я клянусь тебе, что Я никогда не сидел на Своем престоле; а если ты не веришь мне, посмотри на росу, осевшую на Моей голове"... Мессия ответит: "Владыка Вселенной! Теперь я утешен. Достаточно для раба быть как его господин".

Мы видим несколько крайне важных принципов об избавлении. Во-первых, основным избавителем здесь называется не Машиах бен Давид, а Машиах бен Йосеф, поскольку он начинает процесс избавления. Во-вторых, его страдания во время Изгнания олицетворяют страдания Израиля. В-третьих, если Израиль правильно раскается, Машиах бен Йосеф сразу же освободится от страданий и спасет Израиль, избавив как себя, так и еврейский народ. Вчетвертых, Машиах бен Йосеф символизирует Б-га, поскольку во время Изгнания Б-г тоже страдает, терпя хилул Хашем. В-пятых, если вместо "ускоренного" избавления наступает избавление "в свое время", Б-г посылает Машиаха бен Йосефа воевать с народами. В этом случае подавляющее большинство евреев будут недостойны избавления и не признают ни Машиаха бен Йосефа, ни собственную задачу - раскаяться в вере и доверии к Б-гу и освятить Его имя. С крохотным остатком верных соратников Машиах бен Йосеф бросит народам вызов, чем положит начало избавлению и мессианским родовым мукам. В это скорбное время ему предстоит пасть, однако грехи Израиля будут очищены, и тогда придет Машиах бен Давид. Что касается смерти Машиаха Бен Йосефа в войне с народами, мудрецы говорят (Сукка 52а): "И Земля будет скорбеть, каждая семья по отдельности" (Захария 12:12) [Захария пророчествует о том, что в будущем евреи превознесут Машиаха бен Йосефа, который будет убит в Войне Гога и Магога - Раши]: на чем будет сосредоточено это превознесение?

Согласно одному мнению, на смерти Машиаха бен Йосефа. Согласно другому, на смерти Злого Позыва. Мы хорошо понимаем первый взгляд, ибо сказано: "Они посмотрят на Меня о том, кого народы пронзили, и они будут оплакивать его, как оплакивают единственного сына" (с. 10). Ибн Эзра комментирует (Захария, там же): "Я изолью дух милосердия и мольбы": на жителей Иерусалима, перед тем как они пройдут через это в начале страдания, ибо Машиах бен Йосеф будет убит. Тогда Б-г разгневается и уничтожит все народы, нападающие на Иерусалим. Это стих "они посмотрят на Меня" - все народы посмотрят на Бга, чтобы увидеть, что Он сделает с пронзившими Машиаха бен Йосефа. Ибн Эзра продолжает (там же, 13:7): "„Пробудись, о меч": и пророчествуй дальше о многих войнах, которые произойдут по всему миру, когда умрет Машиах бен Йосеф".

Снова и снова мы видим различие между избавлением "в свое время" и "ускоренным" избавлением: и Писание, и мудрецы постоянно упоминают два возможных сценария избавления. Какой именно из них будет задействован, зависит от нас с вами. То же относится и к Машиаху бен Йосефу, его страданиям и той войне, которую он начнет перед началом избавления. Закончится ли эта война разгромом крохотной армии Израиля или быстрой и славной победой? Будет ли он убит? Все это зависит от конкретного сценария избавления, что, в свою очередь, зависит от наших дел. Да смилостивится над нами Б-г и даст нам сил исполнить Его слово! Если произойдет избавление "в свое время", тогда народы решат уничтожить Израиль, и страданий не избежать.

Одновременно с этим поднимет голову и внутренний враг - обанкротившийся израильский режим и его приспешники. Они объявят войну Б-жьей Торе и попытаются уничтожить ее. Это будет время ереси и богохульства. Если наступит конец, а мы так и не заслужим "ускоренного" избавления, Машиах бен Йосеф объявит войну всем врагам Израиля, будь-то евреи или неевреи. В Кол ха-тор (глава 2, часть 2:2) приводятся святые слова Гра: Нашей главной задачей в отношении собирания должно быть появление людей веры, достойных появления двух Мессий в воротах Иерусалима и восстановления Божественного присутствия, цели полного и истинного избавления и кидуш Хашем. В согласии с нашим господином, Гра, мы должны помочь Б-гу через людей доблести, двух Мессий, и практически обучиться всему, что можно узнать об их характеристиках и обязанностях. Главной обязанностью двух мессий, Машиаха бен Йосефа и Машиаха бен Давида, на протяжении поколений, является защита и война против трех глав нечистоты: Исава, Измаила и эрев рав, "смешанного большинства". Особой задачей Машиаха бен Йосефа является противостояние Исаву, нечистоте слева, а Машиаха бен Давида - противостояние Измаилу, нечистоте справа, и вместе они работают против Исава и Измаила, быка и осла нечистоты.

Соединение Исава и Измаила приходит через Армелия, ангельского князя эрев рав, и оно может уничтожить Израиль и весь мир, да поможет нам Небо! Главная цель эрев рав - объединить Исава и Измаила и разделить двух Мессий, и наша собственная главная битва - разрушить и истребить силы эрев рав, нечистоту злого Армелия, из Израиля. Эрев рав - наш величайший враг. Это то, что разделяет двух Мессий. Его нечистота действует только через косвенный обман. Следовательно, наша война против эрев рав самая сложная и горькая, и мы должны препоясаться последними силами, чтобы достичь этой цели. Кто не принимает активное участие в войне против эрев рав, автоматически становится соучастников в его нечистоте, и кем бы он ни был, ему не стоило рождаться. Главная сила эрев рав находится в воротах Иерусалима, особенно во входе в город по западной разделительной черте. Эрев рав - это та часть еврейского народа, которая воюет против Б-га и Его Торы. С такими людьми мы ведем бескомпромиссную борьбу; Гра призывает нас к священной войне с ними. Говоря, что те, кто не борется с эрев рав, становятся его соучастниками, он хочет предостеречь нас от ложной терпимости и беспочвенной любви, мешающими этой священной войне.

Напротив, говорит он, наш долг - помочь Мессиям. В главе 1:6 он подчеркивает, в чем состоит задача Машиаха бен Йосефа: "Главной задачей Машиаха бен Йосефа являются три вещи: открытие тайн Торы, собирание изгнанников и истребление из Земли духа нечистоты". Кто не принимает в этом участия, укрепляет противников "ускоренного" избавления и навлекает на наш народ страшные бедствия. Кто отказывается бороться с ними, проливает кровь. Ряд других выводов о Машиахе бен Йосефе: 1. Б-г подготовил обеих Мессий уже в момент Творения (Песикта рабати, 36): Что имеется в виду в стихе: "В Твоем свете мы видим свет" (Псалмы 36:10)? Какой бы свет Собрание Израиля ни видело в свете Мессии, сказано: "Б-г увидел, что свет хорош" (Бытие 1:4). Это учит тому, что Б-г предвидел Мессию и его дела до создания мира и хранил его под Своим престолом, чтобы он стал Мессией своего поколения. Сатана сказал: "Владыка Вселенной! Кому принадлежит свет, хранящийся под Твоим престолом?" Б-г ответил: "Тому, кто в будущем противостанет тебе и унизит тебя". Тогда Сатана сказал: "Владыка Вселенной! Покажи его мне!" Б-г ответил: "Подходи и посмотри на него". Как только он его увидел, он был шокирован, упал на свое лицо и сказал: "Это действительно Мессия, который столкнет меня и всех ангельских князей народов в Ад".

Я уже цитировал другую часть этого мидраша: В тот момент народы пришли в волнение и сказали: "Владыка Вселенной! Кто это, в чьи руки мы падем? Как ему имя? Какова его природа?" Б-г ответил: "Это Мессия, и его имя Ефрем, Мой праведный Мессия". Если Машиах бен Йосеф был приготовлен еще до Творения, то тем более Машиах бен Давид. 2. Машиах бен Йосеф - предварительный Мессия, он начинает избавление, вступая в битву с народами. Он начинает физическое избавление, без которого невозможно избавление духовное. Он собирает изгнанников, завоевывает землю и объявляет войну народам, как и положено помазаннику войны. 3. Машиах бен Йосеф страдает все время, пока Израиль в Изгнании. Он символизирует выбор между двумя вариантами избавления: "в свое время" и "ускоренного". Если Израиль покается и совершит дела веры, освятив Б-жье имя, Б-г освободит Машиаха бен Йосефа и тот начнет избавление. Он готов к действию в каждом поколении, включая наше. 4. Если Израиль совершит достойные дела раскаяния, война Машиаха бен Йосефа закончится быстрой, славной победой, без мессианских родовых мук. Совершив дела веры (т. е. дела без страха перед народами), Израиль сможет узнать Мессию и последовать за ним. В этом случае избавление будет славным, так что исполнится стих Исаия 64:3: "Никакой глаз никогда не видел, чтобы какой-то бог, помимо Тебя, столько делал для ждущих Его" (Исаия 64:3).

В Песикта рабати (37) говорится: "Я сильно возрадуюсь в Г-де, моя душа будет радоваться в моем Б-ге. Ибо Он одел меня в наряд спасения, покрыл меня одеждой праведности, как жених украшает себя венком и невеста украшает себя жемчугами" (Исаия 61:10): Иеремия (31:12) пророчествовал об этом же: "Тогда девственница возрадуется в танце, молодые мужчины вместе с пожилыми. Ибо Я обращу их скорбь в радость, утешу их и дам им радость в скорби". Иеремия говорил именно о Мессианской эре, поскольку в будущем Б-г изольет на Израиль великую добычу, как сказано: "О, как велика Твоя благость, которую Ты отделил для боящихся Тебя, которую Ты совершил для тех, кто доверяет Тебе перед своими товарищами!" (Псалмы 31:20). Это учит тому, что в будущем Патриархи восстанут в месяце нисане и скажут Мессии: "Ефрем, праведный Мессия! Хотя мы твои предки, ты более велик, чем мы, потому что ты страдал за грехи наших детей и прошел через тяготы, не известные ни ранним, ни поздним. Ты был предметом насмешек среди народов ради Израиля, ты сидел в невидимом мраке. Твоя кожа сморщилась на костях, и твое тело стало сухим, как дерево. Твои глаза потеряли свой блеск от страдания, и твоя сила высохла, как черепок. Все это произошло из-за грехов наших детей. Хочешь ли ты, чтобы наши дети извлекли пользу из щедрот, которые Б-г пролил на Израиль? Возможно, из-за безмерности твоих страданий ради них и того времени, что ты провел в заключении, ты недоволен ими?" Мессия ответит: "Отцы мира, все, что я сделал, я сделал только ради вас и ваших детей, ради славы вас и ваших детей, чтобы они смогли извлечь пользу из щедрот, которые Б-г пролил на Израиль". Патриархи скажут: "Ефрем, праведный Мессия! Ты должен быть доволен, ибо ты порадовал и нас, и Б-га". Р. Шимон бен Пази сказал: "В тот момент Б-г поставит Мессию на самом высоком небе и облачит его в славное великолепие перед народами мира, нечестивыми персами. Он скажет: "Ефрем, праведный Мессия! Суди их и сделай им все, что захочет твое сердце, ибо если бы не твое потрясающее милосердие к ним, они бы уже изгладили тебя из вселенной в мгновение ока, как сказано: „"Разве Ефрем - Мой дорогой сын? Разве он любимый ребенок? Ибо когда бы Я ни говорил о нем, я все еще искренне вспоминаю о нем. Поэтому мои внутренности движутся к нему. Я непременно проявлю милосердие [рахем арахамену] к нему", - говорит Г-дь" (Иер. 31:19).

Почему фраза "проявить милосердие" используется дважды? Разве Б-г проявил милосердие дважды? Действительно, сначала Он показал ему милосердие, когда он был заключен, ибо каждый день народы скрежетали зубами, выкатывали глаза, трясли головами, открывали уста, как сказано: "Все, кто видит меня, смеются надо мной с презрением, открывают уста и трясут головой" (Псалмы 22:8); "Моя сила высохла, как черепок, и мой язык прилипает к моей челюсти. Ты кладешь меня в пыль смерти" (там же, с. 16). Они рычат на Него, как львы, как сказано: "Они зевают надо мной своими ртами, как бушующий, ревущий лев. Я вылит как вода, все мои кости вышли из суставов. Мое сердце стало как воск. Оно расплавилось среди моих внутренностей" (там же, с. 14-15). Они рычат на него, как львы, и ищут проглотить его, как сказано: "Все наши враги широко открыли свои рты против нас. Страх и яма нашли на нас, опустошение и разрушение" (Плач Иер. 3:46-47). Затем приходит милосердие арахамену (Иер. 31:19).

Когда он покидает тюрьму, то не одно, два или три царства нападают на него, но 140 царств, как говорит Б-г: "Духом своих уст он убьет нечестивого" (Исаия 11:4). Б-г немедленно делает Мессии семь балдахинов из драгоценных камней и жемчужин... и обнимает Мессию перед праведными, и вводит его под балдахин, и все праведные видят его. Б-г говорит им: "Праведные мира! Ефрем, Мой праведный Мессия еще не прошел через половину своих страданий. Я все еще владею одной мерой, которую обрушу на него и которую ни один глаз никогда не видел", как сказано: "Никакой глаз никогда не видел, чтобы какой-то бог, помимо Тебя, столько делал для ждущих Его" (Исаия 64:3). В тот момент Б-г зовет северные и южные ветра. Он говорит им: "Придите! Метите и мойте пол перед Ефремом, Моим праведным Мессией, всеми видами специй Едема", как сказано: "Пробудись, о северный ветер. Приди, южный. Дуйте на Мой сад, чтобы его специи вытекли. Пусть Мой возлюбленный придет в свой сад и ест его отборные плоды" (Пес. пес. Сол. 4:16). Так сказано: "Тогда девственница возрадуется в танце" (Иер. 31:12). Другой урок: "Я возрадуюсь радостью [сос асис]" (Исаия 61:10): [почему слово "возрадуюсь" повторяется дважды?] Сос означает Мессианскую эру; асис
- конец Рима. "Моя душа будет радоваться в моем Б-ге" (там же): это означает Войну Гога и Магога. Я объясняю все это, чтобы мой безумный и слепой народ осознал, каким великим может быть "ускоренное" избавление, если мы его заслужим. Какой здравомыслящий человек откажется обменять страдания, ужасы и мессианские родовые муки, да поможет нам Небо, - на славное и величественное избавление?

Однако такое избавление невозможно, пока Израиль зависит от других народов и не проявляет полную веру в Б-га. Оно не придет, пока Израиль оскверняет Б-жье имя, отказываясь выслать из Эрец Исраэль богохульствующих измаильтян, пока Храмовую Гору облюбовали измаильтянские лисы. Пока Израиль боится плоти и крови и отказывается соблюдать заповеди и совершать великие дела, боясь реакции народов, "ускоренное" избавление невозможно. Избавление на основе кидуш Хашем невозможно, пока Израиль совершает хилул Хашем.

5. Если Израиль не заслужит "ускоренного" избавления и наступит время для избавления "в свое время", Б-г освободит Машиаха бен Йосефа, чтобы начать войну. Однако поскольку эту войну будут сопровождать трагедии и ужасы, он будет убит. У него будет немного соратников: подавляющее большинство Израиля посмеется над ним, а упадочное правительство смешанного множества объявит ему войну. (Согласно Гра, смешанное множество возглавит Армелий, который и убьет Машиаха бен Йосефа.) Избавление начнется с трагедий, которые, впрочем, проложат путь для заключительного избавления Машиаха бен Давида. 6. При любом варианте избавления Машиах бен Йосеф осуществит кидуш Хашем: он завоюет Иерусалим и Храмовую гору.

Его деяния вызовут гнев народов, но его это не испугает. Именно эти дела во славу Б-жьего имени приведут окончательное избавление: народы выступят против Израиля, и у него останется только один помощник - небесный Отец. Это единственный путь к окончательному избавлению, и он проходит через кидуш Хашем - Б-г против всего мира. В Песикта рабати, 37 говорится: "Он одел меня в наряд спасения" (Исаия 61:10): Б-г носит семь одежд с дня сотворения мира до наказания нечестивого Едома. Когда Он создал мир, Он был одет в славу и величие: "Ты облачен в славу и величие" (Псалмы 1-4:1). Когда Он открылся нам в море, Он был одет в гордость: "Г-дь правит, Он облачен в гордость" (там же, 93:1). Когда Он дал Своему народу Тору, Он был одет в силу: "Г-дь дает силу Своему народу" (там же, 29:11). Когда Он наказал вавилонян, Он был одет в месть: "Он надел наряд мести" (Исаия 59:17). Когда в будущем Он простит грехи Израиля, Он будет одет в белую одежду: "Его одежда была бела, как снег" (Даниил 7:9). Когда откроется Мессия, Он будет одет в наряд праведности, как сказано: "Он надел праведность как нагрудник" (Исаия 59:17), и Он будет одет в красную одежду, как сказано: "Почему Твой наряд красный?" (там же, 63:2). Это месть Едому. В тот момент ангелы-служители скажут Б-гу: "Владыка Вселенной! Отличная одежда, в которую Ты сейчас одет, лучше для Тебя, чем Твоя предыдущая одежда", как сказано: "С этим Он славен в Своем наряде" (там же, с. 1).

Песикта рабати продолжает: "Как жених украшает себя венком" (там же, 61:10): это учит тому, что Б-г одевает Ефрема, нашего праведного Мессию, в одежду, которая блестит с одного конца земли до другого, и Израиль пользуется этим светом, говоря: "Счастлив тот миг, в который он был создан, счастлива утроба, из которой он появился, счастливо поколение, глаза которого видели его, счастлив глаз, который ждал его, ибо его уста испускают благословения и мир, его речь несет довольство и его мысли спокойны и безмятежны. Счастлив глаз, который достоин его, ибо его слова производят прощение и искупление для Израиля, его молитва обладает чистым ароматом, его мольба - чистота и святость. Счастливы его предки, которые удостоились щедрот мира, спрятанных навсегда". Песикта рабати, 36: Наши раввины узнали: когда откроется Мессианский царь, он встанет на крыше Храма и сообщит Израилю о следующем: "Смиренные! Пришло время вашего избавления. Если вы мне не верите, посмотрите на мой свет, который светит над вами, как сказано: „Восстань, свети, ибо твой свет пришел; слава Гда восстала над тобой" (там же, 60:1). Только над тобой он светил, а не над народами, как сказано: „Ибо вот, тьма покроет землю, и великая тьма - народы, но Г-дь восстанет над тобой, и Его слава будет видна над тобой" (там же, с. 2)". В тот момент Б-г усилит свет Мессии и Израиля. Все народы останутся во тьме и будут ходить в свете Мессии и Израиля, как сказано: "Народы будут ходить твоим светом; цари - сиянием твоего восстания" (там же, с. 3). Они придут и будут лизать пыль под ногами Мессии, как сказано: "Они будут лизать пыль твоих ног" (там же, 49:23). Все они придут и лягут перед Мессией и Израилем, говоря: "Позволь нам стать твоими рабами". У каждого еврея будет 2800 рабов, как сказано: "[В те дни] десять человек из всех языков народов возьмутся и схватятся за подол еврея, говоря: „Мы пойдем с тобой, ибо мы услышали, что с тобой Б-г"" (Захария 8:23).


Машиах бен Йосеф станет той искрой, которая разгорится и уничтожит Исава (Танхума,
Вайешев, 1):
Когда Иаков увидел глав племен Исава, он испугался и спросил: «Кто
сможет противостать этим главам?» Чему это подобно? Большая группа
верблюдов нагружена льном, и один кузнец спросил, где же можно хранить весь
этот лен. Умный человек ответил ему: «Чему здесь удивляться? Одна искра из
твоих мехов может сжечь весь этот лен». Так же и здесь: когда Иаков увидел
Исава и его глав, он испугался. Он спросил: «Кто может защитить меня от
них?» Б-г ответил: «Твоя искра поглотит их, и это Иосиф», как сказано: «Дом
Иакова станет огнем, дом Иосифа – пламенем, и дом Исава – жнивьем, и они
вспыхнут в нем [и пожрут его, и никого не останется в доме Исава]» (Авдий, с.
18). Поэтому сказано: «Иаков жил… Вот поколения Иакова: Иосиф» (Бытие
37:1–2).
Наши мудрецы сообщают настоящее имя Машиаха бен Йосефа – Менахем бен Амиель
бен Йосеф. Они описывают жестокую битву между ним и народами. Вот что говорится в
Пиркеи де-рабби Элиезер, гл. 19:
«Мой рог ты вознесешь, как рог единорога» (Псалмы 92:11): как у единорога
рога выше, чем у любого другого животного, и он бодает влево и вправо, так же
и рога Менахема бен Амиеля бен Йосефа выше, чем у любого другого животного,
и он бодает к четырем ветрам. О нем Моисей Сказал: «Его слава подобна
первородному быку; его рога – рога единорога» (Втор. 33:17). С ним «мириады
Ефрема и тысячи Манассии» (там же). Цари восстанут против него, чтобы
убить его, как сказано: «Цари земли собрались» (Псалмы 2:2), и еврейский народ
в Земле будет в большой беде. Однако их беда будет для них как оливковое масло,
как сказано: «Мой износ [ ;;;;; ] подобен свежему оливковому маслу» (там же,
92:11). Кроме того, еврейский народ в Земле увидит «падение своих врагов» (там
же, с. 12).
Окончательное избавление будет таким же, как и первое: в нем Б-г возвысится и
освятится, показав народам, что «Его пути такие же, как и раньше» (Аввакум 3:6). Чтобы
смирить гордых и доказать им Свое владычество, Б-г выведет Мессию не откуда-то, а из
страны Гога, как когда-то Моисей вырос во дворце самого фараона, а затем вышел и поразил
египтян. Мудрецы пишут (Танхума, Ш’мот, 8):
Фараон обнимал и целовал его, и Моисей брал с его головы венец и бросал
его, как он сделает впоследствии. Таким же образом Б-г сказал Хираму: «Я вывел
огонь из тебя, и он поглотил тебя» (Иез. 28:18). Дочь фараона растила того,
кто со временем накажет ее отца и ее землю. Так же и Мессия, который в
будущем накажет народы, вырастет с ними в их стране, как сказано: «Там
будет кормиться теленок, и там он будет лежать и есть его ветви» (Исаия
27:10).