Сергей Есенин и Паоло Иашвили

Темур Табатадзе
 Сергей Есенин и Паоло Иашвили
   Страницы историии
Сергей Есенин, будучи в Грузии, подружился с поэтами Паоло Иашвили и Тицианом Табидзе.  Я живу в маленьком городе Сачхере, который является муниципальным центром села Аргвети, где родился Паоло и открыт дом-музей поэта.
Я на протяжении нескольких лет работал заместителем председателя исполнительного органа местного самоуправления и курировал отдел культуры. Поэтому часто гостил в доме-музее Паоло Иашвили.
Историю, которую я раскажу, поведовал мне внук Паоло. Об этом, оказывается, в своё время писал и Игорь Оболенский.
Сергей и Паоло часто посещали достопримечательности Тбилиси и однажды оказались на святой горе – Мтацминда, где покоится прах руссского поэта Александра Грибоедова. Подошли к святому источнику и Паоло рассказал гостю о народном певерье: ,,Надо взять из источника камень, приложить к вратам церкви св. Давида и сколько времени сможешь удержать, столько лет и проживёшь‘’
Сергей быстро взял камень, приложил к вратам и успев сказать - один, случайно уронил его. Паоло досчитал до тринадцати.
Есенин пошутил: ,,Я умру через год, а ты в тридцатьседьмом''... Стоял 1924 год.
Перед отъездом Сергея из Тбилиси, Паоло хотел подарить ему ружьё, но гость отказался.
В 1925 году Сергея Есенина нашли мёртвым в  номере Ленинградской гостинницы -  ,,Англетер,'' а Паоло Иашвили покончил жизнь самоубийством в 1937 году, из того самого ружья, в фойе дома Союза Писателей Грузии, протестуя давлению ЧЕКА, стать их агентом и доносить на писателей.   
Сергей Есенин некоторое время проживал у Тициана Табидзе. Дочь Тициана, трёхлетняя Танита, увидев впервые светловолосого поэта, воскликнула: ,,Золотые деньги!‘’ Так его и окрестили в Грузии.
Поэт печатался в Тбилиси в газете  ,, Заря Востока.‘’ Он посвятил сотрудникам редакции это шутливое стихотворение:
 
«Ирония! Вези меня! Вези!
Рязанским мужиком прищуривая око,
Куда ни заверни - все сходятся стези
В редакции «Зари Востока».
Приятно видеть вас, товарищ Лившиц,
Как в озеро, смотреть вам в добрые глаза,
Но, в гранки мокрые вцепившись,
Засекретарился у вас Кара-Мурза.
И Ахобадзе...! Други, будьте глухи,
Не приходите в трепет, ни в восторг,-
Финансовый маэстро Лопатухин
Пускается со мной за строчки в торг.
Поэт! Поэт!
Нужны нам деньги. Да!
То туфли лопнули, то истрепалась шляпа,
Хотя б за книжку тысчу дал Вирап,
Но разве тысячу сдерешь с Вирапа.
Вержбицкий Коля!
Тоже друг хороший,-
Отдашь стихи, а он их в самый зад,
Под объявления, где тресты да галоши,
Как будто я галошам друг и брат.
Дождусь ли дня и радостного срока,
Поправятся ль мои печальные дела?
Ты восхитительна, «Заря Востока»,
Но «Западной» ты лучше бы была».

Великого русского поэта Сергея Есенина помнят и чтят в Грузии.