Вебсик. Башни Меера. - Эпизод 14

Юрий Грум-Гржимайло
Начало 1-й истории: http://www.proza.ru/2016/10/16/2248
Начало 2-й истории: http://www.proza.ru/2016/12/11/699

Начало - http://www.proza.ru/2017/06/01/1104
Предыдущий эпизод - http://www.proza.ru/2017/06/25/325


Горы на Луне – это особая песня. Как правило, это -  части колец, окаймляющих круговые моря. В древности, кажется, в середине семнадцатого века польский астроном Ян Гевелий предложил называть горы на Луне земными именами. Вот и получилось, что вокруг Моря Дождей расположены Альпы, Кавказ, Апеннины, Карпаты, Юра. Горы Кордильеры и горы Рука окружают Море Восточное, вокруг Моря Нектара -   горы Алтай и Пиренеи, а самые высокие горы на Луне, вспоминал Виктор, наблюдая, как растет перед носом транспортера горный массив, -  Апеннины: там высота отдельных хребтов достигает более пяти с половиной километров над поверхностью Моря Дождей. Горы Юра возвышались над Заливом Радуги на пять километров, а в лунных Карпатах лишь отдельные горки достигали высоты двух километров. Надо же, как засели знания в голове, «обучалка» была бы довольна… Гор и трещин на Луне много, что говорить. Сейчас, наверняка, Лель переведет транспортер на шагающий движитель – в горах на колесах не пройти. А красиво – острые вершины чем-то напоминают заснеженный ельник зимой на Земле, у Виктора мама такие картинки любит, она из Сибири родом. Только снега тут нет, и цвет гор – белый-черный-серый-коричневый… Курсограф пискнул, и паренек плавно остановил машину.
- Передаю управление, - сказал он, вставая с кресла.
- Хорошо водишь, - Лель одобрительно похлопал его по плечу. – Иди, помоги Оле Луку с дроном.
Вокруг Оле Лука уже сгрудились братья Сенна и Стасин, Виктор понял, что он там не нужен, и занял место Ханни у консоли правого борта.  Дрон отстегнули от багажника и Оле протестировал электрореактивную тягу.
- Мы готовы! – доложил он, устраивая на откидном столике портативный пульт оператора.
Ханни потребовалась ее консоль, и Виктор пересел к противоположному окну. Девушка проверила координаты, и тарелка дрона бесшумно поплыла к  горам. С ее камер шла трансляция на главный экран салона, размещенный над проходом к водительскому отсеку.
- Мы на месте, - доложила Ханни. – Оле, начинай круговой поиск.
Дрон круг за кругом снижался над каменным хаосом, но ничего похожего на то, что нарисовали ребята, не находилось.
- Оле, вернись и подцепи геодезическую подвеску, - посоветовал Мих. – Визуально мы можем это не найти.
Стасин пошел надевать скафандр для выхода – геодезическая подвеска находилась в багажном отсеке, и ее надо было вытащить наружу.
- Борт, к выходу готов! – послышался его голос с консоли Ханни.
- Выход разрешаю, - ответила девушка. – Удачи, Станик!
Через некоторое время подвеска с геодезическими приборами была подхвачена дроном, и он опять поплыл в сторону гор.   
- Пока что можно сказать, что шоссе туда не проложено, - информировал Оле Лук. – По тому, что видели – район непроходимый. Даже дрон не сядет. Если там что-то и валяется, то извлечь будет очень непросто.
- Есть засечка! – прервала его Ханни. – Оле, пусти на второй круг…
Получив сигнал повторно, она зафиксировала координаты, и дрон начал медленно снижаться.
- Виктор, - подозвала паренька Ханни, - садись за консоль и попробуй воспроизвести, как вы тогда проводили зондирование.
Виктор закусил губу и посмотрел на своих друзей. Те поняли, и вскоре мальчишки общими усилиями получили на экране консоли изображение, напоминающее шестиугольник.
- Если я буду так фильтровать шум, то я что угодно могу получить. Даже сигналы от пришельцев и их улыбку, - заметил Брандт, наблюдая за процессом. – Короче – мистификация, коллеги.
- Погоди, Вернер, - остановил его Лорин. – То изображение с «антенной» вы в каком диапазоне получили? – спросил он ребят.
Те задумались, потом Петр сказал:
- Мы, кажется, запустили тогда мультидиапазонный поиск…
- Ханни, посмотри им, - попросил Лорин.
Через некоторое время картинка похожих линий красовалась на экране консоли.
- Видишь, Вернер, как получается: объекта вроде бы и нет, а картинку он дает, - задумчиво произнес Лорин. – Что про это говорит уважаемая физика?
Мих понял, что сейчас разгорится очередной глубоко научный спор, и решил погасить его в зародыше.
- Видимость и сущность могут различаться, коллеги, - сказал он. – Берем эту точку на заметку, протоколируем и возвращаемся к ней после завершения основных исследований. Предлагаю готовиться в обратный путь.
- Давайте опустим дрон, насколько возможно, сделаем снимки, раз уж мы здесь, - возразил Лорин. – Мы ничего не теряем от этого.
- Хорошо, - вдруг согласился Мих. – Ханни, только скажи Станиславу, чтоб вернулся в транспортер, нечего ему там снаружи торчать…
- Уже сам вернулся, - послышался голос Стасина. – И принес вам вот это – он поставил перед Ханни на консоль коробочку для образцов породы. Через прозрачную крышку она сразу увидела камешек, поразительно похожий на пирамидальные кристаллы с Мемориала, которые изучал Томас Ри.
Дрон спускали медленно, через каждые сто метров делая серии снимков и замеров. Наконец камера показала вид края круто уходящего вниз склона, изрезанного трещинами. Геолог Стасин от всей операции был просто в восторге, обещая открытия в селенологии. Хотя искомый «объект» так найти и не удалось, улов, как говорится, был.
На обратном пути Мих вернулся на свое место в салоне напротив Дегова. И только тут он понял еще одну странность – Дегов практически ни в чем не принял участия. Зачем Ростислав Петрович настоял на его участии в экспедиции? Мих размышлял над всем этим, машинально вертя в руках коробочку с камешком.
- Вы хотите знать, почему я не проявлял активности? – вдруг спросил его Дегов.
Мих внимательно посмотрел на собеседника. Опыт работы агентом по недвижимости ему все-таки кое-что дал, особенно по умению слушать. Закон – если хочешь продать, то умей слушать покупателя.
- Вещи оставляют следы в нашем мире, - продолжил Дегов. – особенно, если долго стоят на одном месте. То, что вы пытались увидеть, - исчезло, но вы видели след. За миллионы лет он остался. На Марсе очень много таких следов. Я немножечко научился их читать.
- Скажите, Олег, по «следу» можно узнать природное или искусственное происхождение?
- Иногда можно. Не всегда. Я искал в пещерах следы древних марсиан. Нашел, но доказать практически невозможно. В частности, то, что они пришли с лун.
- С лун?
- Ну да, у Марса две луны – Фобос и Деймос. Марс, как и Земля – подлунный мир. Жизнь зависит от лун. Они ближе, чем Солнце, и влияют сильнее.
Миху очень не хотелось выяснять, от чего сильнее зависит жизнь, поэтому он спросил прямо:
- Олег, эти следы остаются в каких-то регистрируемых нами формах или только в образах подсознания?
Дегов усмехнулся.
- Если в пещерах вы вдруг найдете идеально квадратное помещение, то о чем вы подумаете? Вспомните, когда первые марсоходы начали ползать по поверхности и слать на Землю снимки – чего только в них не пытались увидеть! И кирпичные кладки, и лица марсиан… Михаил, тут действует общее правило: природа создает порядок через хаос. Если я нахожу квадратную пещеру, то следы марсиан я ищу не в квадратности ее пола, а в остальных элементах – стенах, сводах, проходах… - сказал он. – Разум, если он тут был, обязательно внесет в них изменения.
- А если ему достаточно квадратного пола и все остальное – не важно?
Дегов не ответил. Он вдруг прижался лбом к стеклу и крикнул водителю:
- Остановите машину! Вижу человека!
Транспортер резко затормозил.
- Какого еще человека? – высунул голову в проход Лель.
Вместо ответа Дегов махнул рукой Стасину, и они оба скрылись в шлюзовой. Через некоторое время все наблюдали, как две фигуры в скафандрах медленно пошли в обратную сторону к небольшому кратеру. Перед ним темнела маленькая расщелина среди груды камней. Было видно, как Дегов и Стасин ее осторожно обходят, словно прикидывая место спуска, потом один их них встает на колени и начинает что-то вытягивать наверх.  Лель  осторожно приблизил транспортер к месту работ. Дегов и Стасин вытащили, наконец, нечто завернутое в серебристую ткань, сквозь которую явственно проступали очертания сферы на месте головы. 
- Разрушенная могила, - сообщил Стасин. – по датам на табличке – конец двадцать первого века. Лейтенант И. Р. М. Шеддард, Космические силы США. Свободные Штаты Америки… Сейчас поправим тут все.
- Они были Соединенными Штатами, - вставил Брандт.
- Я помогу, выйду? - предложил  Лель.
- Сами справимся, Иржи, - остановил его Стасин.
Через некоторое время прах лейтенанта вернулся на расчищенное ложе расщелины, и над ним выросла пирамидка из камней, над которой Дегов воткнул найденный неподалеку маленький звездно-полосатый флажок. Транспортер отсалютовал лазерами.
- Это со времен начала строительства нашей базы, - задумчиво произнес Лель, доложив обо всем диспетчеру.
- Странно, что его тут положили, а не отправили на Землю, - заметил Лорин. – Стерилизаторы у нас в шлюзах есть?
Лель кивнул. Выходные скафандры на самом деле представляли собой экзоскелеты, как у космомонтажников, в них входили через специальный люк на спине. Из шлюзовой транспортера в скафандр попадали через герметичный лаз, соединенный с этим люком. Человек с поверхностью скафандра никак не контактировал, ему обработка не требовалась. Но Лорин прав, подстраховаться не помешает – Лель запустил стерилизацию отсека и скафандров.
- Как  вы его заметили, Олег? – спросил Мих Дегова, когда транспортер продолжил свой путь.
- Мелькнуло в боковом зрении что-то особенно нелогично круглое среди камней, - пожал Дегов плечами. – Сработала многолетняя тренировка. Ростислава на Марсе я точно так в завалах нашел. Боковым зрением и логикой.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/07/01/978