Мюнхенcкие адреса Майи Михайловны Плисецкой

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фото: Дом на  улице Salvatorstrasse 5, где  жила Майя Плисецкая (3 этаж, 4-х комнатная квартира). Фото автора.



Max-Joseph-Platz  2  ( городской район Alterstadt)

Это адрес Национального театра Мюнхена ( Nationaltheater Muenchen), являющегося главной площадкой Баварской государственной оперы и Баварского государственного балета  (2100 посадочных мест). Театр был открыт в 1818, но уничтожен пожаром через пять  лет. В 1825 году он был восстановлен Лео фон Кленце, который добавил в его оформления неогреческий стиль.

На балетных и оперных спектаклях театра бывала и Майя Михайловна,  надеявшаяся  работать  в нем в качестве репетитора. Однако этого не случилось.

В 1989 году балетная труппа Национального театра Мюнхена была преобразована в Баварский государственный балет (Bayerisches Staatsbalett). Процесс реорганизации и превращения Баварского балета в одну из лучших трупп мирового уровня проходил под руководством выдающейся немецкой балерины Констанс Вернон и сменившего её в 1998 году на посту руководителя коллектива известного чешского танцовщика и хореографа Ивана Лишка.


Theresienstrasse 23   (городской район Maxvorstadt).

В этом доме до 2012 года жили («снимали квартиру») супруги:  советская и российская прима-балерина, хореограф, писатель, актриса Майя Михайловна Плисецкая (1925–2015)   и  ее второй  супруг – российский композитор и пианист  Родион Константинович Щедрин (род. 1932). Майя  Плисецкая имела гражданство Испании (1993) и Литвы.

В  мемуарах Плисецкая  писала и  о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным (1923—1953) и Эсфендьяром Кашани. Но именно Родион Щедрин  сыграл особую роль в ее жизни.  Он был не просто  супругом балерины, но и ее вдохновителем и соавтором. На  музыку Щедрина   Майя Михайловна как балетмейстер создала  балеты  «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой».

Майя Михайловна была замужем за  солистом балета Марисом Лиепой,  которому она помогла перейти из Риги в Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко. В 1956 году с танцовщиком Марисом Лиепа  Майя Михайловна   прожила после замужества  только три месяца. С Родионом Щедриным балерина  познакомилась в гостях у Лили Брик. Плисецкая была на семь лет старше Щедрина и после двух лет  знакомства они начали встречаться. В 1958 году они провели отпуск в Карелии и поженились.  В 1958 году Майя Плисецкая вышла замуж за  Родиона Щедрина, но общих детей у них не было.

Плисецкая и Щедрин поселились в Мюнхене в начале 90-х годов. Родион Щедрин  вспоминал:"... В мае девяносто первого года я снял маленькую двухкомнатную квартиру в Мюнхене. В самом центре. По Терезиенштрассе, в бойком, привлекательном районе Мюнхена — Швабинге (Schwabing). Тут располагаются многие факультеты Мюнхенского университета. И энергичная улыбчивая молодежь со всех краев земли наполняет улицы, кафе, бары, копировальные студии, букинистические магазины. Звонкие разноязычные голоса их создают жизнелюбивый фон этому району старого строгого города..."

В автобиографической книге «Я, Майя Плисецкая» (М.,1998) балерина писала о Мюнхене: «…Город чуден. Весь в зелени. Умыт. Начищен, как на парад. Я люблю склонность немцев к порядку, уюту. Их трудолюбие. Мы снимаем двухкомнатную квартиру на Терезиенштрассе. Это самый центр.  Все под рукой. Все рядом. Все удобно. Люблю Мюнхен по воскресеньям. Хотя каждый город в воскресный день прихорашивается, снижает нервный ритм суеты, пустеет. А баварская столица празднично озвучивается колокольными перезвонами. Немцы семьями отправляются побаловать себя белыми сосисками со сладкой горчицей. Вкусить янтарного пива. Для балетной братии пиво самое лучше всякого  лекарства. Расслабляет мышцы. Приносит отдых мускулам. Меня в Германии знают меньше, чем во Франции, Америке, Испании.   Впрочем, пока мало кто в курсе, что я в Германии, в Мюнхене. Может, еще спонадоблюсь…»  Однако ожидания балерины в Мюнхене не оправдались: ее не приглашали работать репетитором в Государственном театре оперы и балета.

В одном из своих интервью балерина рассказала о Мюнхене (цитирую): "Немцы называют Мюнхен самым северным городом Италии. Они шутят, что население Германии делится на тех, кто живет в Мюнхене, и тех, кто хочет в нем жить. А какая насыщенная здесь художественная жизнь! Три оркестра возглавляют три знаменитейших дирижера с мировым именем – Марис Янсонс (до него этим оркестром руководил Лорин Маазель), Джеймс Левайн, Зубин Мета... Какой город может похвастать чем-то подобным? Да и пиво с сосисками здесь такие, что даже нет и в Берлине. Только пиво надо пить свежайшим, прямо из бочки, в отведенной каждому сорту специальной посуде. И сосиски надо есть в правильное время дня, со специальным хлебом и специальными приправами. А чистота, точность, аккуратность! А парки протяженностью в 30 километров! Но самое главное – это работа моего мужа. В Германии – издательство его нот, защита авторских прав. Он – член Баварской и Берлинской Академий изящных искусств с 1976 года, кстати, единственный из живущих русских композиторов..."

Племянница  Майи Михайловны – Анна Плисецкая вспоминала, что у них была "крохотная квартирка, где только под роялем спать". И далее – "Майе было скучно сидеть в Мюнхене. В отличие от Родиона, который прекрасно владеет немецким, она не знала ни слова. В этом плане она была совершенно беспомощна". Майя Плисецкая и Родион Щедрин жили между собою "...примерно как Любовь Орлова и Григорий Александров. Должна быть красивая пара.< ... > Он порой жестко с ней разговаривал, и она его слушалась. Она была скромна в быту. Никогда не капризничала, никогда не перекладывала на других свои проблемы" ( по воспоминаниям Анны Плисецкой).

Автор этих строк  однажды встретил супружескую чету на Главном вокзале в Мюнхене. Здесь супруги покупали еженедельник «Аргументы и факты». В краткой разговоре Майю Михайловну интересовала, как собеседник оказался в Германии и какие балеты с ее участием он видел в Москве.Тогда под рукою у автора этих строк оказалась выходившая на русском языке в Ганновере газета «Контакт», где был опубликован текст большого интервью «Исповедь дезертира».  Один из экземпляров газеты был подарен Майе Плисецкой.  Супружеская чета с трудом   верила, что в Германии число дезертиров из советской армии  перевалило за 500 человек.

Балерина ходила по городу в темных очках и узких брюках, однако из немцев  мало кто  узнавал  ее на мюнхенских улицах. Майя Михайловна не овладела немецким языком даже на бытовом уровне. На одной из ее неофициальных встреч с жителями Мюнхена «переводчицей» Майи Михайловны выступалa бывшая одесситка Раиса Концова. В то время в Мюнхене гастролировал китайский балет. Китайцы привезли баварцам "Лебединое озеро". "Балет" напоминал акробатический спектакль талантливых артистов-гимнастов под музыку Чайковского. Танец маленьких лебедей китайцы превратили в акробатический этюд зеленых лягушек!? Мне запомнились слова Майи Михайловны:"...В плане техники китайцы возможно, танцуют лучше меня. Но! Не каждой танцовщице удается в "Лебедином" создать... образ!" И она была права.
В 2011 году  мюнхенский Центр  русской культуры " MIR" издал цветной календарь, посвященный балерине Майе Плисецкой: "Eine Reise in die Welt der russischen Kultur mit Maja Plissezkaja"  ("Путешествие в мир русской культуры с Майей Плисецкой"). 


Prinzregentenstrasse 73  (городской район Bogenhausen)

Это адрес знаменитого  фирменного магазина деликатесов «Feinkosten-Laden  Kaefer»в престижном мюнхенском районе Bogenhausen. Майя Плисецкая  любила посещать этот магазин с рестораном европейской кухни. Он принадлежит известной в Германии гастрономической империи  "Kaefer", основанной мюнхенским «королем деликатесов» Гердом Кефером, скончавшимся  в возрасте 82 лет в 2015 году. В 60-х годах Герд Кефер принял бизнес от своего отца Пауля. Сеть магазинов деликатесных изделий Кефера насчитывает 12 филиалов в Мюнхене, кроме того,  имеются ещё рестораны во Франкфурте, Шанхае и на крыше Бундестага в Берлине.

Майю Михайловну  часто видели на первом этаже  этого магазина, где она покупала фрукты. Нужно было только видеть, как она в один из  зимних и снежных дней поднимала двумя пальцами руки над своей головою крупную черешню из Южной Америки. Балерина рассматривала, словно на просвет, каждый темно-красный шарик, а потом бережно опускала его в прозрачный кулечек. Если еловек, наблюдавший такую сцену мог позволить себе фантазию, а еще  и подобрать какую-то итальянскую мелодию, то  он обязательно ловил  себя на мысли, что  является невольным свидетелем какой-то репетиции балетного спектакля с участием великой Майи, которая "Цветаева балета".

Видели ее  с супругом и на 2 этаже одноимённого  магазина деликатесов, где  находится ресторан с  прекрасной  кухней. Супруги трапезничали в узком кругу в одном из изысканно стилизованных индивидуальных кабинетов. Здесь официант подает одному  посетителю   средний счёт  в размере 120 €.


Rosenheimer Strasse 5  ( городской район  Haidhausen-Sued)

Здесь находится один из крупнейших культурных центров в Европе - "Гастайг" (Gasteig). Он включает в себя большой концертный зал филармонии на 2572 мест и многочисленные залы для проведения мероприятий, а также штаб-квартиру Мюнхенского филармонического оркестра.

28 мая 2010 года в городском культурном центре Мюнхена "Gasteig" состоялась  встреча  горожан с Майей Плисецкой  и Родионом Щедриным на показе фильма-балета "Чайка". Зрители из первых уст узнали подробности о создании балета и  фильма.

В "Гастайге" часто можно было встретить на концертах  Майю Плисецкую с супругом Родионом Щедриным. О любви к балерине свидетельствует и такой эпизод.Одна из бывших прихожанок Русской православной церкви МП Маргарита К., повар испанского ресторана, рассказывала  подругам и автору , как она встретила  в перерыве между отделениями концерта в "Гастайге" Плисецкую.

- Я прямо остолбенела и только  одно могла произнести: "Ой! Майя..." А Майя Михайловна на меня взглянула и с иронией сказала:"Вот так встреча! Да?" Я как кинулась к ней и поцеловала ее в щеку... Она  прямо оторопела и испугалась моего прыжка к ней..."

Здание "Гастайга", построенное по проекту ассоциации архитекторов Рауэ
(Raue),  Ролеханген (Rollehagen) и Линдеманн (Lindemann), было открыто в 1984/85 году. Комплекс зданий площадью 23 000  кв. м включает в себя концертный зал Мюнхенской филармонии, Городскую библиотеку и Центр обучения взрослых. Ежегодно в мероприятиях принимают участие около 750 тысяч человек.



Salvatorstrasse 5 ( городской район Altstadt)

С 2012 года Майя Плисецкая и Родион Щедрин жили почти в самом центре баварской столицы, недалеко от церкви  "Сальваторкирхе" и "Дома литературы" В одном из интервью Майя Михайловна  как-то призналась, что "любит пиво и селедку, которую называла «селедой», а  ее "любимым заведением  был ресторанчик рядом с домом в Мюнхене" Этот "ресторанчик" находится в "Доме  литературы" на площади  Сальваторплац 1.

Имя Майи Плисецкой (См. также: Theresienstrasse 23)  стало легендарным при жизни. «В её имени слышится плеск аплодисментов. Она рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью, Елисейскими полями, с Пришествием. Есть полюса географические, температурные, магнитные. Плисецкая – полюс магии»,  – так  написал о Плисецкой  поэт Андрей Вознесенский. Балерина выступала в крупных партиях примерно на 30 лет дольше, чем это принято в балете.

28 мая 2010 года в городском культурном центре Мюнхена "Gasteig" состоялась  встреча  горожан с Майей Плисецкой  и Родионом Щедриным на показе фильма-балета "Чайка". Зрители из первых уст узнали подробности о создании балета и  фильма.

В начале мая 2015 года роковой сердечный приступ настиг   Майю Михайловну в квартире на улице Salvatorstrasse. В апреле она вернулась в Мюнхен из Москвы и   готовилась  к юбилейным торжествам в российской столице, где в ноябре Большой театр планировал отметить 90-летие балерины.  Легендарная балерина Майя Плисецая ушла из жизни в возрасте 89 лет после сердечного приступа.  После смерти великой балерины 2 мая 2015 года соседка по подъезду, где жила Плисецкая, госпожа Дороти Паркер сообщила СМИ: «...Я живу этажом выше и знаю эту семью очень хорошо. Майя была очень скромная и тихая. В тот день я видела, как подъехали две машины с врачами и вышла Майя очень бледная.— И потом это известие о смерти…»

К подъезду, где жила Майя Михайловна, русскоязычные жители Мюнхена приносили букеты цветов. Кому-то из них удалось встретить у дома  композитора Родиона Щедрина,  выразить  слова соболезнования и узнать у овдовевшего супруга о времении и месте кремации под Мюнхеном тела великой балерины...


Sternwartstrаsse 7 (городской район Bogenhausen).
 
По этому адресу Генконсульство Российской Федерации в Мюнхене проводило праздничные  мероприятия и встречи с соотечественниками.  Иногда здесь можно было видеть и  Майю Плисецкую. Однако она замыкалась с кем-то из своих  знакомых  в отдельной комнате.


Wеоrthstrasse 47 (городской район Maxvorstadt).

Это адрес уже не существующего «русского магазина» у Восточного вокзала, где Майя Михайловна Плисецкая однажды  встретилась с русскоязычными покупателями и продавала им с  личным автографом свою автобиографическую книгу "Я, Майя Плисецкая..." (В Германии в 2006 году вышла на немецком языке ее  книга "Ich, Maija. Die Primaballerina des Bolschoi-Theaters erzaehlt aus ihrem Leben. Taschenbuch – 14. November 2006"). Все купившие ее книгу   заметили тогда , что на черном фоне книжной страницы Майя Михайловна пользовалась  специальной авторучки с «серебряными чернилами». Эту книгу, написанную, вероятно, не без участия одного или двух профессиональных писателей, читать очень интересно, несмотря на то, что местами в тексте проглядывают язвительно-злые и очень колкие замечания в адрес недругов. Некоторые из них были и среди многочисленных читателей (цитирую): "...Смешно читать, как описывается ненависть к режиму, при котором она каталась, как сыр в масле. Все обвинения к власти сводятся исключительно к тому, что пару раз Майю Михайловну не выпустили за границу..."  И далее: "...В самое тяжелое для страны время, в 90-х, Плисецкая уезжает жить и работать за границу. Здесь же тяжело, трудно!.. Когда все самое тяжелое позади, триумфатором возвращается в новую Россию. А как же предательство?! Мы же не уехали! Мы-то здесь были, работали, жили бедно, страну не бросили..."

Отношения Майи Плисецкой и дирекции Большого театра складывались не просто, но она всегда повторяла: "На Большой театр обижаться невозможно. Большой театр можно только обожать, потому что этот театр – самый лучший на свете". В своих  многочисленных интервью Майя Плисецкая говорила, что она "дожила бы до 150 лет, если бы не вечная борьба...А так едва ли дотяну до ста!"

В связи с тем, почему Майя Плисецкая занималась в Мюнхене распродажей своих книг,  приведем ниже фрагменты  воспоминаний (январь 2017 года) племянницы Майи Михайловны — Анны Плисецкой. Приведем некоторые фрагменты:  "...У Майи была безумно трудная жизнь. От нее все время требовали что-то выдавать и доказывать. Если кто-то приходил и плакался, она помогала. Она была нищей, а все вокруг зарабатывали. Я никогда не видела у Майи каких-то излишеств, ее отличала дикая аскетичность. У нее даже не было мобильного телефона. Она вообще потерялась в век информационных технологий и коммерции. От слова «Интернет» ее бросало в дрожь..."

"... У Майи не было денег даже на туфли. Она брала пенсию, мы шли в магазин, где я договаривалась о 30-процентной скидке. Денег хватало на две пары туфель. Ей почему-то хотелось купить лодочки на каблуке, я говорила: «Ты не будешь это носить, у тебя косточка заболит!» — «Нет, я куплю». Естественно, эти туфли потом раздавались. Майя вспоминала, как еще до моего дня рождения они ездили с гастролями на Запад. Артисты жили в пятизвездочном «Шератоне», а по коридору плыл нестерпимый запах от супов из консервов. Импресарио, который тратил по 300 тысяч за гастроли, спрашивал: «Что, что такое?» Ему объясняли, что они получают по 5 долларов в сутки, а им еще надо семью одеть. Майя около 80 процентов от гонорара примы отдавала. Мы шли с ней как-то по улице в Мадриде, и она мечтала: «Только бы все потратить!»..."


"...Она была доверчива, а постоянная нужда толкала ее на всевозможные авантюры, будь то «несчастная и гонимая шоу-дива», много лет использовавшая ее имя для раскрутки своего, или делец, который получал от ее импресарио деньги и, не платя своей провинциальной труппе, пытался выбить театр, школу, подписав кабальный контракт с немолодой балериной. То где-то подмахнула письмо на использование ее имени, и начали выпускать кремы «Майя Плисецкая». Весь этот цирк преследовал ее много лет..."

"...Она много работала по контрактам. Импресарио требовали еще и еще, публика шла на нее в любом виде: хоть руками танцуй, хоть просто выйди, но будь! Она устала. И вообще была пассивна. Любой творческий человек ждет, когда ему позвонят. Это привычка из советского прошлого. Майя говорила: «Я ничего не хочу, мне уже ничего не надо». Она хотела слушать музыку, ходить на концерты, общаться. Она очень любила рестораны. < ... >  Майя любила вкусно поесть..."

Знавшие Майю Плисецкую  люди  говорили, что она очень хвалила японское блюдо "суши" и ей "нравилось баварское пиво".


Ismaninger Strasse 22 (городской район Haidhausen)

Это адрес больницы  Технического  университета  г. Мюнхена ("Klinikum rechts der Isar ist das Universitaetsklinikum der Technischen Universitaet Muenchen), где   2 мая  2015 года врачи боролись за жизнь Майи Плисецкой, но их усилия оказались тщетными. Майя Михайловна  скончалась от обширного инфаркта миокарда.  В день смерти она, бледная,  сама  вышла  на улицу и села в машину скорой помощи.
Больница  "Рехтс дер Изар" Технического  университета, где  трудятся  5.500 сотрудников,  одна из престижных в городе. Она состоит из 33 клиник и отделений, а также 17 институтов и нескольких междисциплинарных центров.  В ней находится Онкологический центр им. Романа Герцога.