Мастерство публичного выступления

Зуев Андрей Яковлевич
       Есть два жанра публичного выступления – устный и письменный. Можно просто зачитать заранее подготовленный доклад, не отрывая глаз от бумаги. А можно и вообще не прибегать ни к каким записям, всецело положившись на свою память, свободно общаясь с аудиторией. Обе формы передачи информации от лектора к его слушателям имеют свои достоинства и недостатки. Однако же они не исключают, а дополняют одна другую.

       Письменный вариант, на момент публичного выступления, менее энергетически затратен для самого лектора и более строг по форме изложения материала. Он требует тщательного предварительного обдумывания и систематизации информации при подготовке к лекции. Такая письменная работа сама по себе имеет большую ценность, поскольку дисциплинирует сознание докладчика, готовящего выступление, что приближает её к научной форме передачи мысли с помощью написанного слова. В итоге, этот труд рассчитан на будущее, на перспективу, на значительно большее количество ознакомленных с ним людей, выступающих в роли читателей. Поэтому рукописи мастера – утверждал персонаж книги «Мастер и Маргарита» М.Булгакова – «не горят». При этом, всё же, зачитываемый доклад рассчитан на более грамотную аудиторию, имеющую особенный интерес.

       Устный вариант выступления основан на большом количестве свободных и, даже, случайных ассоциаций, ярких метафор и конкретных примеров. По этой причине каждая публичная беседа лектора на одну и ту же тему по форме очень сильно может отличаться одна от другой. Однако же кроме формы выступления, которая важна сама по себе, всех интересует и её содержание, поскольку в форме «всё содержание и сидит» (проф. М.В. Попов).  Можно постараться сформулировать самые важные требования к публичному выступлению, гарантирующие ему непременный успех.

       Информация, обращённая к сознанию слушателей, должна соответствовать ряду важных критериев. Для примера можно назвать правдивость, достоверность, истинность, содержательность, конкретность.   Сам лектор, претендующий на успех, обязан хорошо ориентироваться в материале раскрываемой темы, чтобы не получилось как в анекдоте. Один профессор жалуется другому: «До чего же непонятливый студент пошёл». – Почему же непонятливый? – удивляется другой. – Да… я прочёл им лекцию, а они не поняли. Прочёл им ту же лекцию ещё раз, а они всё равно не поняли. Прочёл им лекцию в третий раз, сам понял, а они так и не поняли.

       С правдивостью и достоверностью всё ясно – нехорошо врать и тиражировать непроверенную информацию. Нужно перепроверить предлагаемую правду, убедившись в её достоверности. Для этого достаточно быть добросовестным человеком, вполне владеющим формально-логическим мышлением. Чёткое понимание других перечисленных критериев предполагает свободное владение научными категориями диалектической логики. Содержание понятия может выражаться одним словом, или требует дополнительного разъяснения. К примеру, понятие – это: 1) «Высший продукт мозга высшего продукта материи» - В.И.Ленин; 2) «Понятие – бытие, через которое просвечивает сущность» - Г.Гегель.

       Для нас, пропагандистов – материалистов, разъясняющих суть высшей теории общественного развития  - марксизма-ленинизма, сущность есть и действительна как материальная сущность. Другой какой-нибудь сущности у нас нет, и не может быть. Следовательно, сущность – это материя с её непременным атрибутом – движением.  Сущность – материя в движении. Человек как субъект своим сознанием отражает реальную действительность и формирует понятие о ней. Понятие, конечно, не материя, но материальный феномен. «Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами» - К.Маркс. Материя и понятие о ней – не одно и то же. Материальная сущность является в бытие понятием, имеющим содержание и форму. Содержание – это понятие, отражающее материю в движении. Форма – понятие, отражающее движение материи.
 
       Движение – такой атрибут материи, который имеет множество форм, борющихся между собой за наибольшее соответствие содержанию. Таким образом, содержание развивается благодаря внутреннему противоречию в нём самом. Для того чтобы сознание человека объективно отражало конкретную действительность, необходимо осознать в понятии форму его внутреннего противоречия, которое является причиной и «вечным двигателем» самодвижения содержания. Лектор должен использовать такой метод разъяснения материала, который в полной мере способствует развитию содержания понятия.

        Метод – это «осознание формы внутреннего самодвижения содержания» - Г.Гегель. Для нас – марксистов и ленинцев, метод этот – диалектический. Пропагандист идей социальной справедливости, коммунистических идей, не может не использовать диалектическую логику. Настоящая проблема в том, что нас с Вами, в нашей стране, никогда систематически не обучали диалектической логике. Люди с раннего детства привыкли к формальной логике и всё время в своих размышлениях сбиваются с логики диалектической, если даже и имеют какое-то представление о ней,  на  логику формальную. 
 
       Таким образом, содержательным можно назвать только такое понятие, которое заключает в себе объективное противоречие и возможность его разрешения диалектическим компромиссом. Таким содержательным понятием, к примеру, является революция и всё, что с ней связано. С позиции формальной логики, революция – это переворот. В.В. Жириновскому на телевидении специально было выделено достаточно много времени, чтобы он доходчиво разъяснил неграмотному народу это нехорошее понятие. Он его пояснил и всем сразу стало понятно, что Россия исчерпала свой лимит на революции. Никому же не хочется очутиться в центре событий, которые привели к вооружённым конфликтам и резкому снижению качества жизни, как в Египте, Ливии или в Украине.

       С точки зрения диалектической понятие «революция» не столько переворот, поскольку не всякий переворот – революция, сколько движение развития общества, то есть социальный и научно-технический прогресс. Революционный процесс – движение сложное, содержащее в себе два противоположных движения: революция всегда сопровождается контрреволюцией. Даже если, в стране побеждает социалистическая революция, а явное классовое противоречие как бы исчезает из поля зрения и становится неактуальным, всё равно, классовая борьба продолжается и уже в бесклассовом обществе. Все, наверное, помнят тезис И.В. Сталина об усилении классовой борьбы в процессе построения коммунистического общества.
 
        Дело в том, что революция невозможна без контрреволюции, как и контрреволюция без революционного процесса. Это важное обстоятельство требует от общества бесконечных дополнительных усилий в рамках диалектического компромисса для удержания взаимодействующих (в борьбе и единстве) противоречивых социальных изменений в статусе разрешённого объективного противоречия. Как только эти усилия прекращаются, противоречие вызывает актуальный социальный конфликт. Объективное противоречие уничтожить нельзя. Непонимание этого обстоятельства послужило главной объективной (субъективной) причиной поражения советской власти в СССР.

       Анализ понятия в диалектической логике всегда сопровождается его одновременным синтезом. Чем больше противоречий обнаруживается в понятии, тем оно содержательнее и конкретнее. Сама истина противоречива. Благодаря феномену истины мы проникаем в сущность понятия, ясно понимаем механизм развития (синтеза) его содержания. Категория синтеза в диалектике обозначает процесс истинного познания. Анализируя и синтезируя понятие «революция», мы делаем его более содержательным и конкретным, поскольку истина всегда конкретна. В конкретном понятии синтезируется как минимум два определения,  объединяемых существенной связью и разделяемых хотя бы одной определённостью. Чем больше определений синтезируется в понятии, тем оно конкретнее и содержательнее.

       Что в революции является главным? – завоевание и удержание власти. К тому же стремится и контрреволюция. Следовательно, определённостью этих двух определений следует считать вопрос о власти. Властная диктатура  и разделяет, и объединяет революцию с контрреволюцией, что и становится основой объективного социального конфликта или антагонизма. Вопрос о власти в революции – принципиальный вопрос.  Коммунисты в диалектическом компромиссе могут пойти на любой компромисс с противниками, при условии, что он будет способствовать  и не будет препятствовать утверждению диктатуры пролетариата.  Таким образом, диалектический синтез ещё одной пары определений – диктатура пролетариата и диктатура буржуазии – делает понятие революции ещё более содержательным и конкретным.

       Диктатура, завоёванной пролетариатом власти, есть государственная власть. Устойчивая экономика делает сильной государственную власть. Самым важным условием успешной революции выступает высокоразвитая экономика. Хорошо организованной экономикой при капитализме не может быть экономика свободного рынка. Таковым способен быть  государственно-монополистический капитализм как в Китае, Белоруссии или Вьетнаме. В.И. Ленин говорил, что социалистическая экономика – это государственно-монополистическая экономика, обращённая на пользу всего народа. К. Маркс писал, что последней ступенью развивающегося капитализма является государственно-монополистический капитализм, что и есть главное условие свершения социалистической революции.
 
       Из всего сказанного можно сделать тот вывод, что у коммунистов в капиталистической России есть очень влиятельный и сильный союзник – национально-ориентированный капитал, но есть и заклятый враг – компрадорская буржуазия. В отсутствие революционной ситуации, в условиях разрушенной экономики, в стране, где 40 % спившегося, деклассированного и вымирающего населения ещё долго не возникнет возможность социалистической революции.

       Революция – это, конечно, движение развития общества, вектор которого направлен в одну сторону: «от низшего к высшему и от простого к сложному». Однако же развитие никогда не бывает строго поступательным, поскольку как и всякое бытие, по Гегелю, содержит в себе два противоположных движения. Одно, с ущербом для бытия – «прехождение». Всё, созданное человеческим трудом, рано или поздно разрушается. Другое, с преимуществом для бытия «возникновение». Люди с бесконечным упорством, вновь и вновь, вносят добро и гармонию в этот мир, делая его пригодным для жизни.  По этой причине развитие революционного процесса происходит неравномерно.
 
       В развитии общества случаются   длительные периоды относительной стабильности или застоя, когда вроде бы ничего не происходит, но развитие всё же есть: «крот истории роет». В движении развития бывают вполне закономерные скачки, перерывы постепенности. Революция синтезирует и содержит в себе, и то, и другое. Анализ и синтез понятия «революция» можно продолжить и далее, но тогда это будет не примером конкретного понятия, а содержанием совсем другой лекции.

 К размещению на сайте КПРФ ПЕРМЬ материал подготовлен слушателем Красного университета  Фонда Рабочей Академии (СПб) членом Пермского краевого комитета политической партии КПРФ, членом местного отделения КПРФ Ленинского района г. Перми Зуевым Андреем Яковлевичем, врачом - социальным психотерапевтом 26.06.2017 года. Пос. Сылва, Пермский край.