Габриэль Россети. Пия де Толомеи

Алина Алексеева-Маркезин
        Данте Габриэль Россетти.Пия де Толомеи. 1868г.Холст, масло. 105,4 ; 120,6 см.Музей искусств Спенсера, Лоуренс

           Пия фигурирует Божественной комедии , как одна из теней, которых встречает Данте в Чистилище:

Когда ты возвратишься в мир земной
И тягости забудешь путевые, —
Сказала третья тень вослед второй, —

То вспомни также обо мне, о Пии!
Я в Сьене жизнь, в Маремме смерть нашла,
Как знает тот, кому во дни былые

Я, обручаясь, руку отдала.

— (Чистилище, песнь V, 130-136)
Тень рассказывает о месте своего рождения и смерти, а также намекает, что к её убийству был причастен её супруг.

Трагический образ Пии де Толомеи был особо популярен в западноевропейском искусстве XIX века.

  Пия де Толомеи — женщина, отправленная в заточение и отравленная своим мужем. Россетти хотел показать, что Уильям Моррис таким же образом держал в плену свою жену. То же самое он отразил и в более поздней работе «Прозерпина». В течение жизни Россетти изобразил Джейн в образах Прозерпины, Гвиневры и Дездемоны — женщин, находившихся во власти своих мужей.

       Как и на большинстве картин Россетти с Джейн Моррис, она изображена в искажённых увеличенных пропорциях. В частности, у Пии де Толомеи намеренно увеличена шея. Также художник изменил естественный, тёмно каштановый цвет волос модели на рыжий, такой же, как у погибшей жены художника Элизабет Сиддал.