Балтика

Александра Шишмарёва
Балтика
Глава 1
Отход
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война .
-Вася, драй якорь! Отходим!
-Это ж надо! Даже не вериться , жил жили и вдруг война! Немцы напали. Теперь из Кронштадта идем мины ставить. А я еще позавчера думал что через недельку в отпуск пойду. Куда уж! А ты, Жень?
- я тоже. Главное приказ пришел на рассвете. И надо запомнить сегодняшнее число. Какое сегодня, кстати?
-22 июня, у моей мамы день рождения.
-да ну?
-Правда.
-Хорошей же ей подарок.
-молчи. Работай лучше болтун.
- это я то болтун?
-ты.
-Васька , дождешься пожалуюсь на тебя.
-Да жалуйся на здоровье.
-Если у тебя плохое настроение то не надо его портить другим. Мне не легче.
-ладно, Женька извини. Не обижайся. Как думаешь победим немцев?
-конечно. Сейчас минные заграждения по сей Балтике поставим и чертв два они пройдут.  Наш «Максим Горький» лучший крейсер!
- ну да.
Крейсер вышел по направлению к устью Финского залива.
- Нам надо быть предельно осторожными, говорил капитан корабля, в кают-компании, у меня есть информация, что враг пытался ставить мины. Поэтому я прошу сбавить ход  до 10 узлов и быть крайне внимательными штурманов.
Корабль резко качнуло сначала в одну строну потом в другую. Затем посылал громкий звук. Взрыв.
В каюту влетел старший лейтенант
-Валерий Осипович, мина взорвалась в 15 метрах от корабля!
Капитан спокойным голосом произнес:
-Товарищи, мы подорвались на мине. Просите сос.  К счастью, не сильно. Устраняйте неполадки. Объявляю аврал.
В восемь утра на подмогу шел эскадронный миноносец «Суровый.»
 Уже к вечеру из Усть-Двинка вышел отряд кораблей командующий капитан 2 ранга Святов. Отряд состоял из трех кораблей « Максим Горький» и эсминцы «Гордый»  и «Стерегущий.»
Кораблю надо было пройти через канал в проливе Муху-Вейн соединяющий Рижский и Финский заливы. Он не  был до начала войны достаточно углублен, вследствие чего крейсеру пришлось идти через Ирбенский пролив.  Корабли шли друг за другом на расстоянии 2-4 кабельтов.
-Васька, хороший у нас ход!
-да 22 узла в час. Погода наладилась,  не  качает. Я маме так и не успел письмо отправить, теперь только когда  в Таллине будем.
-не расстраивайся. Ты женат?
-нет а ты?
-И я нет.
-У меня две сестры младшие. – сказал Васька
- а я один в семье. Мать одна растила, отца не было.
-умер?
-да расстреляли. Я еще в пузе у матери был тогда.
-Ты двадцать первого?
-Да. А ты?
-Девятнадцатого.  Не скучно одному быть ? у меня всегда забот хватало. Всегда за старшего был. Покормить спать уложить во время уроки сделать с девчонками на кружки отвести.
-крепкая у тебя семья. Здорово! А моя мама с год умерла, я уже служил, прислали письмо соседи. Ну  я отпуск взял. Приехал уж похоронили ее. Вот такие дела.
-выходит ты сирота.
-выходит да.
Васька отвернулся и тихо вздохнул.  Потом добавил
-а «Гневный» сильно подбило. Поместиться ли все на «Гордого» ?
-двадцать человек погибло. Шутка ли?  Эти немцы проклятые! Мины понаставили! Сами чуть не подорвалась!  Но слава богу пока идем все в порядке. Вроде пересекли заграждения.
-твоя правда.
-погоди, что такое. ? твою ж маму! Мы левым борту зацепили мину!
В 4 21 произошел взрыв.  Кормовая часть оторвалась и затонула,
перевернувшись вверх форштевнем.
К счастью неполадки были устранены,   по мере возможности и жизнь крейсера ненадолго время  вошла в прежнее русло. Судно шло 11 узлов в час так как повреждения оказались сильными и развивать большую скорость было опасно.
Глава 2
Идем на Таллиннский рейд
Было получено задание идти на Таллин. На переходе в проливе Хари-  Курк сигнальщики «Максима Горького» трижды обнаруживали подводные лодки. Каждый раз корабль выполнял маневр уклонения от возможных атак и открывал огонь . В 8 30 корабль сопровождаемый эсминцем «Стерегущий» подошел к юго-западному оконечности острова Вормси.  Но крейсер не мог встать на якорь так как становые якоря затонули вместе с носовой оконечностью, а кормовой стоп анкер был потерян в результате сотрясения от взрыва. Чтобы корабль не вынесло течение на камни  его приткнули носом к мели и приняли балласт в носовые отсеки . корабль сел на грунт носовой частью с таким расчётом чтобы винты и руль оставались на глубине  даже если корабль развернет течением.
К часу дня к пострадавшему крейсеру подошел лидер «Минск» под флагом командующего эскадрой Д. Вдовиченко осмотреть повреждения. Сделав, неутешительные выводы был сформирован отряд кораблей на подмогу.
Васька подбежал к своему приятелю
-Женька, обнаружена подводная лодка.
-Да. Знаю. Отойди от орудия. 100 мм батарей по ней сейчас дадим.
Послышались 2 залпа
-порядок. –сказал Женька.
На следующее утро на корабле были начаты ремонтные работы. На носовую часть был надет пластырь , сооружён деревянный барьер для защиты корпуса от волн . из бревен пластыря и парусины был сделан фальшнос для уменьшения сопротивления.  Из носовых отсеков откачивали воду.
К десяти утра крейсер пошел своим ходом.
Днем над кораблем стали летать вражеские самолеты разведчики.  И судно стало разворачиваться чтобы выйти из пролива .
Приятели стояли на палуби и тихо говорили друг с другом
-Странно, Святлов повел крейсер не через фарватер,  а вблизи берега по малым глубинам.
-Да, Васька  нам надо быть предельно аккуратными, чтобы не сесть на мель.
- У нас 1,5 м воды под килем. Идем малым ходом. Скоро будем на месте. Там и отремонтируемся. Я смотреть не могу без боли -корабль красавец- за три дня стал инвалидом. – Женька вздохнул
Наконец, 25июня корабль прибыл в Таллин. Офицеры из техотдела объявили, что у крейсера не такие серьезные повреждения и он может идти домой.  А из Таллина отправился в обратный  путь в Кронштадт, где был поставлен в док и ремонтировался 43 дня.
Но свое дело крейсер сделал -минное заграждение, в Финском заливе,  было поставлено.