Память сердца

Анна Куликова-Адонкина
                ПАМЯТЬ  СЕРДЦА
              Я очень долго думала стоит ли публиковать этот рассказ: далеко не все и всегда поверят в его правдивость. Но, может, те, кто был свидетелем,  или жил в тех местах,  где ходили слухи, решила все-таки: если многие,  особенно молодежь, с удовольствием воспринимают как реальность фантастические    произведения, то почему не поверить в правду!? И даже  в возможность такой правды?
             Итак, я начинаю.  Прошлым летом поехала навестить подругу. Путь был неблизкий: сутки скорым поездом. И потому моя дочь-студентка настояла, чтобы мы взяли билет в купейный вагон.  Возблагодарила я Бога за эту идею уже с первых минут начала путешествия.
            В попутчицы мне досталась  женщина с красивой белой головой,  кружевным воротничком, явно на пенсии, как, собственно,  и я. Больше желающих не было. Мы надеялись,  что и на промежуточных  станциях  пассажиры предпочтут  плацкартные,  или, чем ближе к месту назначения, общие вагоны.
          Вскоре поезд тронулся, мы попросили у проводницы чайку и завели  неторопливый  разговор.  Я узнала,  что моя спутница, - Вера Ивановна-,  ехала к младшему сыну, у которого родился второй ребёнок. А живет она с дочерью и со старшими внуками. Мужа, с которым  прошла по жизни полвека, недавно похоронила. И,  достав вышитый платочек с букой »В», аккуратно коснулась им уголков глаз.Вдруг замолчала.
           Мне не хотелось прекращать разговор:
          -Знаете,я ведь тоже вдова,  хоть и младше Вас. Живу с дочкой Сонечкой -студенткой. В ней вся моя жизнь и радость. Вы, наверное, тоже любили мужа? Это был удар для Вас!?
          -Ещё какой! -Вспыхнула старушка.
А потом на минутку задумалась о чем - то, грустно улыбнулась и,    встрепенувшись , спросила:
          - Хотите, расскажу  Вам о такой любви, какую не все и не всегда в жизни встретишь?                Я не успела согласиться , как попутчица моя, прекрасная рассказчица, начала:            
          -Было это во время войны.Почти всех мужиков из нашего села забрали на фронт, а на их место в МТС прислали 16-17летних  мальчишек из механического училища. Был среди них Ваня Стогов, детдомовец. Он нам рассказал, что бабы нашли его в стогу сена еще  младенцем по осени, потому и фамилию  такую дали, и имя самое распространенное.
Война войной,  а на молодые сердца деревенских девчат и приезжих парней  черных покрывал никто не набрасывал.  Муж был на фронте, я учительствовала ,и вместе с дочкой и другими  учениками - старшеклассниками, не оставляла  их  и в свободное  время.  Да и самой-то  мне было  тогда  всего  тридцать пять лет.
  Собирались  вечером,  отпахав день. За селом песни пели, тринадцатилетнего  Пашку-гармониста   подзадоривали,  плясали под его  музыку. А Ваня мальчишка был тихий, любил забиться в уголок  и со смущенной улыбкой  на худеньком  большеглазом лице за  всеми наблюдать.
Молчком - молчком, а заметили мы ,что он все ближе и ближе пододвигается к Зине- симпатичной  девочке с длиной русой косой  и тонкой талией. Прямо как у Гурченко.  А мальчонка-то сначала сидел рядышком, а потом осторожно брал Зину за тонкую ручку и уводил в темноту. Поначалу  девчонки хихикали им вслед, но уже скоро начали завидовать Зине, потому что к гадалке ходить не надо было, чтобы   увидеть, как Ваня нежно на неё смотрит, какие  чистые и светлые у них отношения.
          -За девочек бояться надо, - не выдержала  я,- возле  моей Сонюшки   крутится  горячий паренек, не знаешь, чего от него ждать.
          -Нет, Лидия Васильева, за Зину мы не тревожились,видно было, что парнишка он порядочный, и девочку нашу не обидит . Да не долгим было их счастье.  Исполнилось Ване  18  лет ,  и пришла ему повестка. Провожали мы  его на фронт всеми молодежными  силами, в основном, девчоночьими. Но Ваня и Зина,  казалось,  никого не  замечали.  Они и между собой не говорили, а просто шли молча, взявшись за руки. Только из чудесных голубых глаз  девушки,  догоняя друг друга, катились прозрачные   слезинки.
            Позже  я несколько раз спрашивала лучшую подружку,  получает ли   она письма с фронта,  и как там Иван.  Зина была немногословна даже со мной :
           - Пишет. Воюет.
Она свято хранила свою любовь, и ни с кем не хотела ею делиться,  хотя была общительной,   веселой.  И парни  пытались   ухаживать за ней, но она никого не замечала.
           А  уже в  самом конце войны,  как гром среди ясного неба, пронеслась  весть: « Зинка померла!».
           Как?  Что случилось? Оказывается ,на дневной дойке девчат захватил холодный дождь. Всем  ничего, а Зина схватила крупозное воспаление легких,  и за три дня её не стало…
           -Провожали и оплакивали её всем селом : славную, милую девчушку, а, наверное, не  меньше  горевали потому, что жалели детдомовского паренька,  представив, что для него значит эта смерть.
           -Мне, чужому человеку, и то не по себе, - не вытерпела я,- вытирая набежавшие слезинки.
           -Конечно, жалко  всех, особенно  молодых, - поддержала   Вера Ивановна, горестно покачивая головой.  И продолжала: наверное, года через два  вернулся  с фронта   Ваня. Пришел в клуб - мы его не узнали: высокий, красивый, только грустный.  Отвел меня в сторону  и, сдерживая слезы,  попросил «Расскажите  о Зине. Как она жила, как умерла?» Ваня говорил это,  опустив голову.  Слез, вроде, не было, а плечи мелко подрагивали. А наутро попросил отвести на кладбище. Пошли мы с ребятишками, показали холмик, под которым лежала его Зина. Ваня встал на колени, положил букет полевых цветов и замер. Мы уже время потеряли, а он все стоял и стоял…
            Через несколько дней  привез оградку, памятник.  Еще через время рядом с могилой, за оградкой, установил металлический крест, на котором было выгравировано смеющееся лицо Зины. И уехал. Где поселился, как жил, достоверно не знаю. Слышала, что женился, дети родились.
           -Жизнь есть жизнь.  Не всегда проживаешь её с тем, кого любишь,- вздохнула я. 
          -Да,- поддержала  Вера Ивановна,- Вы совершенно правы. А уж одинокому молодому мужчине  вековать ещё труднее.  Не слышала, чтобы  он в наше село приезжал. Знаю только, что у него здесь друг остался -Дмитрий Сивцев …
           Вера Ивановна долго смотрела в окно, за которым  мелькали полустанки и редкие  лесопосадки, и  словно про себя, задумчиво и даже чуть отвлечённо, продолжала:
         -  Мелькали годы,  промчались десятилетия.  На том кладбище уже давно никого не хоронят: открыли новое, с часовенкой. Кто смог -перенес  туда прах близких,  но в  основном кресты сгнили, холмы сравнялись с землёй.  Все оно густо  заросло березками.  И  только название «Мёртвый колок»  осталось. Лет  пятнадцать назад поехала я с внуками  веток на веники резать. Проезжая мимо старого кладбища, попросила  старшего внука остановиться: захотелось  постоять,  вспомнить молодость, ушедших друзей.  Подслеповатыми глазами прежде всего  увидела металлический крест. Прищурилась.  Батюшки!  Их там два!  На втором- гравюра  молодого   Вани .  Открытие потрясло меня. Вернувшись в село,  первым  делом пошла  к Дмитрию, забросала его вопросами:
           - Да,-  ответил он мне, - ещё когда Иван вернулся с фронта,  поставил  Зине крест и велел  поставить такой же рядом себе,когда придет время. « Кладбище  это скоро  закроют»-, сказал я. Он ответил: «На новом меня  и похороните». Я растерялся,  мол,  а на могиле что?  «Крест». Но  двух  крестов у покойника не бывает?!  «А у меня будет,- спокойно ответил  он.-  И первый,  и второй - это памятники нашей   вечной любви.  А ты, что хочешь, но волю умирающего выполни. Деньги и фотографию я тебе дам.  И не думай отказываться».  Вот так, Вера Ивановна, и получилось.  А совсем недавно позвал меня и сказал:
           -Мой час наступил.  Просьбу друга не забыл?
          - Нет, конечно.  Вскоре сыновья,  их у него двое,  приехали с печальной новостью. Что мне оставалось?  Я места себе не находил.  И так надо  сделать.  И  так, но, вроде ,не по христиански.  Измучился.  Но  все-таки взял  грех на душу: соединил их, пусть условно.  А,  может,  сердца вновь застучали, почувствовав  друг друга?  Кто знает?!
          Вера  Ивановна   закончила рассказ. Я деликатно молчала.  Но каждая из нас думала о силе той любви,  которую через всю жизнь пронес  Иван.  А впереди была ночь и  много времени, чтобы   вспомнить молодость и свою любовь…