Сказание о Патриархе Иване

Татьяна Ульянина-Васта
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду —
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу...

Пушкин. "Борис Годунов"
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Плыл над Кремлем Гортанный Голос
Служил во Церкви сам Иов
Завороженный люд, казалось,
За Патриархом сам готов
Прозреть до Врат Седьмого Неба

От дуновенья свечи враз потухли
Галдеж и крики у дверей
Как будто в преисподней ухнул
Проснувшись гвалт нетопырей
Иов рече: Убийцы, мира непотреба...

Народ церковный во смятенье
Не понял он последних слов
Бояре встали со служенья
И вопрошают: кто таков?
Ворвавшийся народ суть бесий

Злодеи ж рвались до амвона
- Отдайте Патриарха нам.
Царь Дмитрий повелел законно
Изгнать из церкви этот срам.
Отдайте. Хуже будет вам за сим...

- Убийцы, - шепотом стенали стены.
- Убийцы - Феди Годунова.
И чула Русь уж кровь измены
Что искони крушила Слово.
- Сгорите, падлы, иль буду я - не я.

Под строгими глазами Дев
Стихия люду бушевала
Иов крестился: беспредел
Никак знаменье не снимало.
И грянул Голос трубный: Азъ есмъ Я.

Народ, упавши на колени, заплакал:
- Не давайся им. Коль надо - палят пусть...
- Не надо! - Иов крестил народ - Я мал,
Остановить такое озверенье. Из уст
Моих проклятье князю...

- Проклятье Князю Смуты сей.
- Хватайте гнусного ругателя царя.
Айда его учить. Ишь чо удумал фарисей...
Наперебой уволокли. Скатили кулем: дай-ка я!
Ногами голову разбили. И в пах - Козьму!

А праведный народ в печали
Крестился воплями стенал.
Пока, вдруг, колокол ударил
И отрезвел звериный вал
Отпрянул от кровавой лужи...

Иван лежал в отрепьях божьих
И русый волос стал сивым
И бороду в крови лишь ветер трепал. "Утих?"
Кто на колени пал, кто юзом кривым
Покинул место кары...
                "он жив..."