Тренер Картер 2005, США - драманализ фильма

Максим Странник Петров
=====Воспитание трудных подростков=====

Этот фильм про воспитание трудных подростков. Под этим понимаются подростки, не прошедшие школу преодоления инстинктов. Общество не позаботилось о том, чтобы сформировать личностей, способных выбрать свой путь в жизни и занять своё место в обществе. Время упущено. Животное начало в них сильнее нравственного. И они стоят у той черты, за которой начинается преступление. Значит, большинству из них светит тюрьма, социальные проблемы, невозможность создать нормальную семью, добиться чего-то в жизни.

Свободное общество, свободное воспитание, либеральные ценности. На самом деле, безответственное общество, живущее интересами своей частной жизни. Семьи, где отцы сидят в тюрьме, а чиновники составляют статистические данные: 50% выпускников школы получают аттестаты, из них 6% поступают в колледж, а 80%, в конце концов, сидят в тюрьме. Директор школы это знает, родители это знают, общество, СМИ, чиновники это знают, с этим мирятся. Школа в лице директора занята обеспечением порядка на вверенной ей территории. И приглашает тренера только для того, чтобы этот порядок обеспечить: юноши будут при деле, и не будут болтаться на улице. Школа не будет тогда светиться в уголовных хрониках. Но кого интересует судьба этих подростков? Кто борется за их души? Ведь статистика - это приговор, что их будущее заранее обречено.

Между тем, трудные подростки - это дети, воспитанием которых никто не занимался. Они достигли переходного возраста, когда формируется их дальнейший жизненный путь, но у них нет перед глазами образца для интегрирования в общество, они остались на уровне животных, которые для выживания сбиваются в стаи (банды, кланы), где всё решается "по понятиям", где есть чёткая иерархия, различие по принципу "свой-чужой", где инстинкты, страсти определяют твои желания, твою судьбу. "Украл, выпил, в тюрьму - романтика!" Самым печальным фактом становится то, что общество прикрывается тезисом о необучаемых детях. Так проще снять с себя ответственность за статистику. Есть некое "статус-кво" - против природы не попрёшь.

Но в истории есть реальный человек, который перевернул этот языческий подход к воспитанию. И именно в отношении трудных (читай, запущенных) подростков. Это был А.С. Макаренко. Он собирал беспризорных ребят, которые остались без родителей, без надзора, занимались воровством, грабежами, сколачивались в банды. Причина была простой: государство развалилось, страна была в хаосе, гражданская война, разруха. До детей никому не было дела. Они росли сами по себе, как трава. И просто пытались выживать. Но в том и состоит процесс воспитания, чтобы показывать пути к успешной жизни в обществе, к выстраиванию жизнеспособной системы приоритетов и ценностей. А где оно, это общество? И включаются защитные механизмы в виде животных инстинктов. Волки ведь тоже собираются в стаи зимой, чтобы выжить. И вот с такими запущенными вариантами и работал Макаренко. Чем запущеннее случай, тем радикальнее методы. Почему люди до сих пор спорят, имеет ли право на существование его метод? Потому что пытаются применить к обычной педагогической практике. А это чрезвычайная ситуация и чрезвычайные меры. Макаренко запущенные случаи лечил созданием коллектива, воспитания коллективистского духа с жёсткими порядками, дисциплиной, с подчинением своих желаний общему делу. Он формировал команду, которая могла самоорганизовываться, самоуправляться. Каждый был в ответе за каждого. Такая постановка вопроса сдерживала животное начало, замещала прежние мотивации поступков. Подростки реально могли сравнить свою жизнь на улице и жизнь в коммуне, где не надо постоянно ждать угрозы своей безопасности, где можно творчески трудиться, делать общее дело, которое оценят, одобрят, а главное, ты становишься нужен своему коллективу и обществу в целом. Но эта модель применима только, пожалуй, в колониях для несовершеннолетних, когда подросток уже ступил на путь поклонения собственным желаниям. Если бы сейчас её применяли в наших колониях, то можно было бы назвать такую систему исправительной.

Именно такой подход мы и видим в случае с тренером Картером. Он сам озвучивает своё согласие стать тренером по баскетболу в школе с трудными подростками: "30 лет назад я тоже играл в баскетбол в Ричмонде. И все было точно так же. Мои товарищи по команде вскоре оказались кто в тюрьме, кто в морге. Я согласился на эту работу, чтобы изменить положение вещей в определенной  категории молодых людей". Эта цитата хорошо согласуется с цитатой из другого фильма "Учитель на замену" (2011): "Ты злишься на весь мир. Я был точно таким. Я тебя понимаю. На меня злиться глупо. Я один из тех, кто пытается дать тебе шанс в жизни..."

Мы видим, какую команду принимает Картер: внутренние дрязги, выяснения отношений, потасовки, оскорбления, самоутверждение. Он начинает с того, что заключает со всеми ребятами письменный договор: жёсткая дисциплина, строгая форма одежды (пиджаки, галстуки), успеваемость выше стандарта. Наградой за это будет то, что они будут побеждать. За нарушения штраф: отжимания, пробежки. Естественно, сразу нашлись те, кто не принял новых порядков. Эти ребята уже были заражены вирусом нигилизма и гордыни. С ними пришлось расстаться, чтобы не заразить этим вирусом других. Но для них дорога назад была открыта. Просто Картер не мог исправлять чужие ошибки. И ушедшими должны были заниматься родители. Так произошло с одним из подростков, который сам ушёл, но которого всё-таки обратно привела мать.

Всё пошло очень хорошо. Команда, а это была уже команда, начала выигрывать одну игру за другой. Все в восторге: игроки, школа, родители, местное общество. Но Картер - тренер с большой буквы. Он стратег. Он видит на шаг вперёд. Слава, почёт, известность ослепили неокрепшие души (то, что называется "испытание медными трубами"). Они считают себя героями, звёздами, выше других. И эту звёздную болезнь Картер разглядел.

"Вы, что, свихнулись? Что с вами происходит? Что с вами со всеми? С каких пор самой победы недостаточно? Недостаточно красивой игры? Нет. Вам нужно унизить противника. Дразнить его после каждого заброшенного мяча. Кто дал вам право оскорблять любимую мной игру дегенеративными дразнилками? Как вы смеете надевать майки с гербом Ричмонда, если вы ведете себя как шваль?"

Следующим серьёзным испытанием для всех и самого Картера стала неуспеваемость в учёбе. И здесь Картер уже столкнулся с сопротивлением всего общества. Ведь победы подняли престиж Ричмонда. А что может быть большей отрадой для самолюбия язычника? То, что его клан оказался на голову выше другого. И никто не понимает, почему вдруг в разгар сезона непобедимой команде запретили играть. И Картер оказался один в окружении всех: собрался совет школы, чтобы отменить его решение. И опять каждый защищает своё поле: учителя твердят, что в их обязанности не входит сообщать тренеру состояние дел с учёбой игроков и шумиха в СМИ ставит под сомнение профессиональную состоятельность педагогов. Директор заявляет, что Картер занимается не своим делом, и что его действия слишком радикальны. Родители твердят, что баскетбол был единственным светлым пятном в жизни их детей. Но Картер стоит на своём: какой смысл в жизни, в которой только и останется этот выпускной для некоторых из них год со светлым пятном? А что дальше? "Обдумайте как следует, в чем вы убеждаете ребят. В том же, в чем убеждают массмедиа профессиональных спортсменов. Будто они стоят выше закона. Я пытаюсь приучить парней к дисциплине, которая организует их жизнь и даст им право выбора. Если вы позволите подросткам пренебречь простыми договорными обязательствами, что помешает им в следующий раз нарушить закон?"

Но его не слышат. Совет принимает решение отменить запрет на игру в баскетбол, и родители даже радуются, что при этих условиях Картер не согласен оставаться тренером. Помеха устранена. Чего же лучше? Но всё общество подписало приговор этим ребятам. Только не понимает этого. У них отсутствует стратегическое мышление. Они видят только "здесь и сейчас". И Картер говорит директрисе: "Совет дал мне четко понять: для вас важнее победы в баскетболе, чем будущее этих ребятишек." Это и есть корыстность мышления и защита своей территории, о которой я говорю из фильма в фильм. Престиж общества важнее судьбы подростков.

И тут неожиданно сами ребята встают на защиту своего тренера. Он застаёт их в открытом теперь спортзале, но сидящих за партами. Они готовы на все его условия. Он убедил их в том, что будущее важнее блеска настоящего. И тут мне вспомнилось одно исследование.

Где-то я слышал рассказ о том, почему большинство выходцев из детских домов попадают в тюрьму, или спиваются, или как-то ещё терпят фиаско в жизни. И только очень немногие выходят в люди. Кто эти немногие? Оказалось, что у этих счастливчиков на пути попался хотя бы один человек, который принял участие в их судьбе, проявил внимание. Например, тренер в спортивной секции или ещё кто-то. Этот фильм и демонстрирует, как меняется психика подростка только потому, что кто-то принимает участие в его судьбе. По-другому, это выглядит как сопереживание, сочувствие, душевная теплота (НеравноДушие). В основном, этого нет в детских домах, интернатах у нас, и в так называемых неблагополучных кварталах Запада. Их подбирают лидеры организованной преступности, по-своему заботятся о них. Здесь они получают защиту, братство, помощь. Но за это надо отрабатывать, доказывать свою лояльность вожакам. И вот нашёлся такой человек, тренер Картер, которому не всё равно, который не думает только о тренировках и победах, а принимает искреннее участие в жизни подростков. Один из ребят, Круз, мечется между командой и бандой. И Картер каждый раз спрашивает его: "Чего ты боишься?" В конце концов он отвечает красивым монологом, смысл которого в том, что он боялся не состояться, т.е. не достичь успеха. Но после того, как его вожака убили, он понял отчётливо, что реальное будущее есть у него только в команде.

Есть и ещё одно испытание, которое проходит один из подростков Кеньон. Уже к приходу в команду Картера у Кеньона есть девушка, которая ждёт от него ребёнка. Перспективы, которые нарисовал тренер, заставили задуматься юношу о том, что ждёт его в дальнейшем. Кира замечательно подготовлена к материнству. Кеньон в сомнениях. Речь ведёт об аборте. Вроде бы она молодец, а Кеньон слюнтяй. Но нельзя рассматривать аборт только как безнравственность. Ребёнок получился до прихода Картера, до изменения мировоззрения Кеньона. Сейчас Кеньон понимает, что речь идёт о будущем не только для него, а для его формирующейся семьи. Не случайно в фильме упоминается, что, например, отец у другого юноши Лайела в тюрьме. В принципе, если идти по проторенному пути для Кеньона всё может кончится также. На учёбе поставлен крест, надо работать, чтобы найти денег и самоутвердиться он может попасть в одну из банд (тем более девочки в этом обществе чересчур независимо ведут себя, а это создание комплекса неполноценности у парней). Кира сильна только в тактике, она не видит будущее так далеко. Это всё-таки прерогатива мужчины. Он стратег, он задаёт концепцию, в которой будет жить семья. И здесь аборт, вероятно, не может считаться грехом для подростка. Грех уже совершён, когда юные пары начинают так рано интимную жизнь. Но это грех того общества, которое потакает ранней интимной жизни подростков. Будет ли ребёнок, появившийся на свет при таких обстоятельствах жизнеспособным? Кира решается на аборт, Кеньон поступает в колледж, но он не разрывает своих отношений с девушкой. Значит, впереди у них есть шанс на будущее.

Последним испытанием стала для команды Картера игра в чемпионате штата Калифорния. Они играли с самой сильной командой штата и проиграли всего 2 очка. Испытание поражением. И это очень сильный финал для американского кино, где принято мелодрамы заканчивать "хеппи-эндом".

"Но вы, парни, играли как чемпионы. Ни на миг не отступили. А чемпионы с понуренной головой не ходят. Ваши достижения выходят за рамки спортивной хроники, которая прозвучит лишь в завтрашних спортивных газетах. Вы достигли того, на что люди кладут порой всю свою жизнь. Победа поселилась в ваших душах. И я, джентльмены, очень горжусь вами.
4 месяца назад я пришел на работу в Ричмонд с определенным планом.
Этот план провалился. Я пришел учить баскетболу игроков, а вы стали студентами. Я пришел учить пацанов, а вы стали мужчинами. И за это я вас благодарю."

Пора подвести итоги. Итак, мы установили, что не существует трудных подростков. Есть выросшие дети, которых общество не научило преодолевать свои животные инстинкты. Значит, общество выбрало неправильную мировоззренческую концепцию, особенно в отношении таких понятий как семья, школа. И исправлять надо, прежде всего, что-то в моральных ценностях этого общества (Как говорил Жванецкий, "что-то пора менять в консерватории"). Но это на перспективу. А юноши и девушки на пороге взрослой жизни, не готовые к этой жизни, - это уже чрезвычайная ситуация. И нужны чрезвычайные меры, нужен кризисный менеджер, кризисная программа по исправлению ситуации. И вот здесь работает метод Макаренко: создание коммуны, команды с жёсткой дисциплиной, с подчинением личных интересов коллективным, работа в команде, учёба, минимум комфорта, удовольствий. И такой менеджер должен быть не чиновником, а искренним неравнодушным человеком, готовым поделиться с ребятами частичкой своей души.

Этот фильм попал в рейтинг лучших фильмов про школу. Это значит, что в обществе есть запрос на такой сюжет. И российский зритель, во-первых, признал, что в нашем обществе есть проблемы с воспитанием детей, во-вторых, проголосовал за способы решения этих проблем. Но главное решение всё-таки, состоит в том, чтобы изменить отношение к воспитанию в семье, создать такую школу, которая открывает молодому поколению дорогу в большой мир, мир, наполненный светом, теплом, любовью, где можно творить, раскрывать свои таланты, но и нести свою долю ответственности за будущее этого мира, жить по принципу "Не навреди!".