Ода ножницам

Юрий Бровер
 Есть в русском языке какое-то неприятное по звучанию, да и по смыслу слово « вещизм». Означает оно, якобы, « Повышенный интерес к вещам, обладанию ими в ущерб духовным интересам».
Так, значит, владельцы заводов, газет, пароходов-яхт, дворцов, золотых батонов и, в то же время, живущие высокими духовными интересами не есть « вещисты»?

А любители антиквариата они кто? Тут дело более понятное. Те, кто рассматривает антикварные вещи как выгодное помещение капитала уж точно « вещисты». Те, кто ценят и искренне любят антикварные вещи за художественные достоинства, или как свидетелей давно минувших дней, в какой-то мере носителей духа времени и памяти о родных,близких - это люди другой породы.

Среди нескольких сохранившихся семейных « реликвий», которые можно считать дешёвым антиквариатом, я выделяю пару … ножниц, безупречно выполняющие в моей семье свои функции 90 лет и ни разу не испытавших процедуру « Точим ножи-ножницы».
Первое знакомство с маленькими ножницами произошло при  стрижке ногтей. Мама делала это мастерски, с шутками и прибаутками в течение многих лет, пока я не освоил этот процесс сначала на левой, и значительно позже, на правой руке. Как обстояло дело со стрижкой ногтей на ногах в детстве, не помню, но сейчас это проблемка.

Есть у меня «духовный» интерес к этим железякам. Я пытаюсь реконструировать моменты, связанные с приобретением ножниц: кто покупал отец или мать или вместе, где в Харькове находился магазин, как выглядел продавец, была ли покупка « событием» в очень небогатой жизни родителей.

 Я очень дорожу ножницами и теряю душевный покой, если мои домашние куда-нибудь их засунут и я долго не могу найти. Выдаю я
своих любимцев « под расписку», когда очередные современные эрзац-ножницы ломаются или не справляются с тонкой работой.

Моя особая признательность ножницам большим. Когда я начал заниматься « детским техническим творчеством», они были моим единственным универсальным инструментом, даже при работе с металлом. Позже, правда, появились плоскогубцы – нашёл во дворе.
Дефицит инструмента в детстве я сполна компенсировал: сейчас у меня есть всё для стариковского технического творчества. Обилие инструмента (и его использование) я не считаю признаком вещизма, наоборот, потребность в каком-никаком труде есть элемент духовности. Я так думаю…

Так что же это за чудо - ножницы, которые я и сейчас иногда использую не по прямому назначению? Клеймо говорит о том, что ножницы изготовлены фабрикой « Труд» Муром.металтреста в пос. Вача.
Фабрика стальных изделий в Ваче существует с 1830 года. Её основали Д.И. Кондратов с сыном Дмитрием. Основным изделием были хлебные ножи.
В 1840 году начался выпуск столовых, поварских, шорных и сапожных ножей.
В 1843 году фабрика получила право на собственное клеймо. 
В 1853 году на предприятии использовались 27 тисков, 4 наковальни, 3 горна и точильные камни с конным приводом. В номенклатуре появились изделия с черенками из слоновой и мамонтовой кости, чёрного и красного дерева, черепашьего панциря. Черенки украшались  медью и серебром.
 В 1891 фабрика становиться ведущей в России по производству режущих изделий, которые получили высокую оценку и за рубежом. Был налажен выпуск 45 групп продукции, особенно славились вачские топоры, серпы, ножницы.                Эксплуатировались молоты и пресса с паровым приводом. На фабрике работали 800 человек, включая надомников.
Успешное развитие производства продолжалось до начала Гражданской войны. Затем последовали кадровый кризис, нехватка мастеровых- « Левшей»; трудности с жильём, продовольствием и сырьём; пожары, бюрократизация управленческих структур и т.д.
В середине 20х годов, очевидно благодаря НЭП, производство и сбыт продукции начали  восстанавливаться.
Скорее всего, мои ножницы были изготовлены в 1927 году.

С 90-летием вас, мои дорогие ножницы!  Слава « Труду»!