В комедиях А.Н.Островского и в критических статьях Н.А. Добролюбова встречается понятие "самодурство", которое приобрело широкий обобщающий смысл и стало синонимом слова "деспотизм". В пьесе "Гроза" есть два колоритных персонажа, подходящих под это понятие: купец Савёл Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьева Кабанова- богатая купчиха, вдова. Что же их объединяет?
Островский всегда наделяет своих персонажей речью, раскрывающей их психологию, взгляды на жизнь, идеалы. Возьмем Дикого. Степень его образованности определяет реплика в разговоре с Кулигиным: " Какое там еще електричество? Ну как ты не разбойник! Гроза- то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали...". Характер персонажа легко узнается из разговоров жителей Калинова. Например, Кудряш говорит о купце, что " у него вся жизнь основана на ругательстве... пуще всего из-за денег". А Борис, племянник купца, раскрывает еще одну особенность : " А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!" Особенно ярко самодурство купца проявляется, когда он , наслаждаясь своей властью над "маленьким" человеком, кричит Кулигину: " Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так и знай, что ты червяк. Захочу- помилую, захочу- раздавлю". Из речей купца мы узнаем и о путях его обогащения: " Много у меня в год-то народу перебывает... не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются...". Такой человек вызывает у близких и чужих не уважение ,а только страх и желание не попадаться ему на глаза. В городе ровня ему по богатству и положению лишь купчиха Кабанова, с которой Дикой ведет себя иначе. Именно у нее он ищет успокоения, навоевавшись дома: "Разговори меня, чтобы у меня сердце прошло...". И Дикой, и Кабаниха далеки от подлинно христианской морали. Они снисходительны друг к другу и нетерпимы к тем, кто от них зависит.
Кабановой отведено в пьесе гораздо больше времени, чем Дикому. Она активно движет действие , приближая трагическую развязку. Характер Марфы Игнатьевны автор раскрывает уже в 5 явлении 1 действия . Она деспотична с сыном: " Сделай так, как я тебе приказывала... Не очень-то нынче старших уважают... Если родительница что когда в обиде скажет, так, я думаю, можно перенести... Давно вижу, что жена тебе милее матери... ". По этим репликам заметно, что Тихон полностью под ее контролем не только в коммерческих делах, но и личных. Он в этом ничего зазорного не видит: с детства вошло в привычку подчиняться маменьке. Семейный уклад Кабановой основан на домостроевских законах, она активно борется за их соблюдение . Ее образ становится символом патриархальной старины.
Марфа Игнатьевна в речи широко использует народную фразеологию, пословицы ( "Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил?..Чужая душа- потемки"). Кабанова непрерывно точит домашних, часто поминая Бога, но набожность ее показная. Близкие по-разному относятся к ее поучениям. Тихон стремится угодить, Варвара притворяется послушной, и мать разговаривает с ней ласково, охотно отпуская на прогулки. Одна Катерина открыто заявляет о своем человеческом достоинстве, являясь антиподом свекрови во всем.
Кулигин (в разговоре с Борисом) с горечью дает оценку местной жизни, говоря о "жестоких нравах" Калинова, где царят грубость и бедность, где купцы "торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти".
Из прочитанного понятно, что Дикого и Кабаниху объединяют общие воззрения и желание властвовать над теми, кто от них зависит . Дикой от трагической развязки только выигрывает: появляется повод удалить от себя ненавистного Бориса. Вероятно, всё у купца-самодура будет по-прежнему, в отличие от Кабанихи, которой больше не над кем глумиться...