Островский А. Н. Дикой и Кабаниха

Людмила Юрьевна Орлова
    В комедиях А.Н.Островского и в критических статьях Н.А. Добролюбова  встречается  понятие "самодурство", которое приобрело широкий обобщающий смысл и стало синонимом слова "деспотизм".  В пьесе "Гроза" есть два колоритных  персонажа, подходящих под это понятие:  купец  Савёл Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьева  Кабанова- богатая купчиха, вдова. Что же их объединяет?
    Островский  всегда наделяет своих персонажей речью, раскрывающей их психологию, взгляды на жизнь, идеалы.  Возьмем  Дикого. Степень  его образованности определяет   реплика в разговоре с Кулигиным: " Какое там еще електричество? Ну как ты не разбойник! Гроза- то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали...".   Характер  персонажа легко узнается  из разговоров жителей Калинова. Например, Кудряш  говорит  о купце, что "  у него вся жизнь основана на ругательстве... пуще всего из-за денег".  А  Борис, племянник купца, раскрывает еще  одну особенность : " А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!"   Особенно ярко самодурство купца проявляется, когда он , наслаждаясь своей властью над "маленьким" человеком, кричит Кулигину: " Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так и знай, что ты червяк. Захочу- помилую, захочу- раздавлю". Из речей купца мы узнаем и о путях его  обогащения: " Много у меня в год-то народу перебывает... не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются...".   Такой человек  вызывает  у близких и  чужих   не  уважение ,а  только страх и желание не попадаться ему на глаза. В городе ровня ему  по богатству и положению лишь купчиха Кабанова, с которой Дикой ведет себя иначе. Именно у нее он ищет успокоения, навоевавшись дома: "Разговори меня, чтобы у меня сердце прошло...". И Дикой, и Кабаниха  далеки от  подлинно христианской морали.  Они  снисходительны  друг к другу и нетерпимы к тем, кто от них зависит.   
    Кабановой отведено в пьесе гораздо больше  времени, чем Дикому. Она активно движет действие , приближая трагическую развязку. Характер Марфы Игнатьевны  автор  раскрывает уже в 5 явлении  1 действия . Она  деспотична  с сыном: " Сделай так, как я тебе приказывала... Не очень-то нынче старших уважают... Если родительница что когда в обиде скажет, так, я думаю, можно перенести... Давно вижу, что жена  тебе милее матери... ".  По этим репликам  заметно, что Тихон полностью под ее контролем не только в коммерческих делах, но и личных. Он  в этом ничего зазорного не видит:  с детства  вошло в привычку подчиняться маменьке.  Семейный уклад  Кабановой основан  на домостроевских законах,  она активно  борется за их соблюдение . Ее образ становится символом патриархальной старины.
    Марфа Игнатьевна  в речи широко использует народную фразеологию, пословицы ( "Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил?..Чужая душа- потемки"). Кабанова непрерывно точит домашних, часто  поминая Бога, но  набожность ее показная. Близкие  по-разному относятся к ее поучениям. Тихон стремится угодить, Варвара    притворяется послушной, и мать разговаривает с ней ласково, охотно отпуская на прогулки.  Одна Катерина открыто заявляет о своем человеческом достоинстве, являясь антиподом свекрови во всем. 
    Кулигин (в разговоре с Борисом) с горечью дает оценку местной жизни, говоря о "жестоких нравах" Калинова, где царят грубость и бедность, где купцы "торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти".   
    Из прочитанного понятно, что Дикого и Кабаниху объединяют общие воззрения и желание властвовать над теми,  кто от них  зависит . Дикой от трагической  развязки только выигрывает: появляется повод удалить от себя ненавистного Бориса.  Вероятно, всё у купца-самодура будет по-прежнему, в отличие от Кабанихи, которой больше не над кем глумиться...