Ученней ученого или О вращающихся черепахах

Локсий Ганглери
Ученый скажет, меня жалея:
«Ничто – это, просто, нет ничего!»
Ученый, конечно, меня умнее,
Но я говорю красивей его:
«Ничто – кружочек в колечке дыма.
Бесцветный нолик на голой стене.
Ничто непонятно, неуловимо –
- и исчезает в открытом окне...

Роберт Грейвз



Стивен Хоукинг - британский ученый, в обоих смыслах - рассказывает не только о звездах и дырах времени, но и о некой мисс W.
Как-то раз эта пожилая интеллигентная леди пошла на лекцию одного ученого (скорее всего, это был Б. Расселл, поскольку на лекции не-культовых фигур мисс W. не ходила (*).

Лекция касалась космологии: с поразительным, но столь характерным для джентльмена самоотречением, ученый сообщал, что Земля вращается вокруг Солнца, Солнце, в свою очередь, вокруг центра Галактики, та – вокруг центра большей системы, и так до бесконечности. Старая скучная песня о "главном"...

После лекции, мисс W. сочла нужным сообщить светилу, что его рассказ – чушь собачья (т.е. не политкорректно-нейтральный nonsense, а именно happy horseshit).
На снисходительный же вопрос лектора, "а как-де все было на самом деле" (**), леди, в свою очередь, поведала следующее. И Земля, и Солнце, и галактика со всеми своими соседями лежат на спине огромной черепахи, которая, в свою очередь, лежит на спине другой черепахи. А последняя, на самом деле, не есть последняя, ибо под нею – еще одна черепаха. И так до бесконечности. «А вам, молодые люди, - закончила мисс W. свой рассказ, - почему-то больше нравиться вращаться, чем спокойно лежать! Не вижу, чем это лучше!..»

Ученому, конечно, пришла в голову шуточка на предмет лежания и вращения, но он постеснялся поделиться этой fithiness (***) с пожилой леди. И вдруг его словно обожгло! Солнце вращается вокруг второго солнца, то – вокруг третьего, третье – вокруг четвертого, и так – ad infinitum. Никакой основательности! Никакого порядка! Никакой цели! Все куда-то и зачем-то летит – под ручку со смыслом!

«Что с Вами?» – сочувственно спросила леди нашего лектора – видно, отчаянье и сомнения отразились на его лице, доселе уверенном и довольном.

«Пусть все эти мои бесконечно вращающиеся светила покоятся на Ваших милых черепахах, мисс!..»

«О спасибо Вам, мистер R.! Как я рада, что сейчас Вы рассуждаете столь здраво!»


____________________
(*) И потом, хочется в это верить, ибо в этой истории он, кажется, был посрамлен!

(**) букв. "А Вы помните, мадам, как всё было на самом дел?" Это он на возраст намекал, орденоносец паскудный!

(***) скабрёзность