Метафизика русской глупости

Михаил Хворостов
Широка и необъятна, радостна и тосклива, бездонна и апофатична русская глупость. Нынче ее принято порицать, а между тем, именно глупость является неотъемлемым свойством человека – фундаментальным качеством живой души и живого ума.

Глупость распознает в бытие глубину и таинственные смыслы, ускользающие от рассудочного восприятия. Вовсе не сочиняет несуществующих значений вещей, а раскрывает бесконечность этих значений – улавливает их сложное, мистическое переплетение, даже в том, что кажется постылым и банальным. Уму это тоже открыто, если он в ладах с глупостью, из которой любой ум происходит.

Отнюдь не ум противоположность глупости, а тупость, то есть тот ум, что довольно невелик (а любой ум, так или иначе невелик), но мнит себя полноценным и самодостаточным.

Тупость – замкнута, зациклена на самой себе. Глупость – разомкнута, и открыта тревожным, веселым и потрясающим ветрам бытия, которые несут корабль души к невозможным берегам. Ум же допустимо уподобить парусу и рулю, но что толку от паруса и руля, если забыта каравелла души, и осушен безбрежный океан глупости.

Можно похвалить русского человека за ум, если этот ум животрепещущ, однако не лишним будет похвалить и его глупость. Она весьма и весьма близка тому немудрому, что премудрее человеков. Через нее, случается, приближаешься к утаенному от разумных, но открытому младенцам.

Глупость – качество, сила, стихия и много больше. Как стихия, глупость бывает опасной – мы рискуем потеряться в ее родных, переменчивых водах. Она страшна, но этим и восхищает. Однако для практичных супостатов, давно позабывших свою исконную глупость на волшебном Авалоне или на книжных полках детской литературы, она воистину ужасна.

Глупость наш невольный щит, помимо ядерного. Какой бы железной волей не обладал наступающий на нас противник, он не найдет ей полезного применения угодив в радушные шлюзы нашей глупости.

Одна есть опасность для метафизического щита русской глупости – коррозийные влияния тупости. Того ограниченного суррогата ума, что часто пытается на ум претендовать, а глупость обличать. Одна из точек различения глупости и тупости – живое переживание, яркое треволнение души. Тупость исключает это, а глупость без этого не существует.

Пора уже нам умыться живой водой русской глупости, чтобы мир вновь раскрыл себя как чудесный, рискованный, насыщенный и потрясающий образ бытия. Иными словами, чтобы мы вновь увидели его русским и настоящим.