Дом Ипатьева. Интерпретация интервенции

Борис Федоров 2
Дом Ипатьева. Продолжение. Начало: «Царские дочки».

Рассматривая фотографии интервентов, которых на разных сайтах выложено несколько сотен, натолкнулся на снимок итальянских вояк. Что они потеряли в Мурманске в июле 1918 года? Видно, что обносились, и значит, в наше жаркое Заполярье забрели давно. Зачем?

Перечитав массу работ по данной теме, уяснил следующее: интервенция на севере России преподносится тенденциозно, повторяя штампы старых школьных учебников. Работ противоположного характера тоже выложено достаточно много. Яблоком раздора является не подоплека интервенции, а дата ее начала. Одни утверждают, что Антанта начала экспансию в марте 1918 г., другие – в июле.

Возникает резонный вопрос: почему интервенция началась не в январе? Зачем нужно было срывать роту сербов с фронта и отправлять ее на север в феврале? Сербы уже разгромили Австрию? Что делал в Романове-на-Мурмане греческий корабль в марте? Турки уже сдались?

Как и предыдущая работа, данная построена по тому же принципу: миниатюры выложены в хронологическом порядке. Многие факты хорошо известны любителям исторической литературы, поэтому повторю их в кратком изложении со своими комментариями. За основу взята статья М. Кедрова «Начало интервенции» из журнала «Карело-Мурманский край», 1934 г. и выдержки из работ сербского профессора М. Йовановича.

 Туповатый совдеповец

А. М. Ю;рьев (псевдоним – Алексеев)  председатель Мурманского краевого Совета рабочих и солдатских депутатов в 1918 г. В 1908 очень молодой человек эмигрировал в США. Проживал в Нью-Йорке, сотрудничал в социал-демократической печати, газете «Новый Мир», вместе с Л. Д. Троцким. Член РСДРП(б) с 1917 г.

7 ноября 1917 г. в качестве кочегара парохода «Вологда» Юрьев прибыл в Мурманск и стал депутатом от экипажа  в  Совете, был избран заместителем председателя исполкома Совета, которого часто замещал, а вскоре был избран на пост председателя.

23 февраля 1918 г., главнокомандующий финской армии генерал К.  Маннергейм произнёс речь, в которой заявил, что «не вложит меч в ножны, прежде чем последний вояка и хулиган Ленина не будет изгнан как из Финляндии, так и из Восточной Карелии». Официального объявления войны  не последовало, но воинственная речь генерала была услышана в Москве и в Мурманске.

 27 февраля правительство Финляндии направило ходатайство Германии, чтобы та, считая Финляндию  союзницей, потребовала бы от России заключить мир (в рамках Брестского договора) на основе присоединения к Финляндии Карелии.

8 марта Вильгельм II  ответил, что Германия не будет вести войну за финские  интересы с Советским правительством, подписавшим Брестский мир, и не будет поддерживать военные действия Финляндии.

Во время заключения Брестского мира, опираясь на телеграмму Троцкого от 1 марта с указанием «…принять всякое содействие союзных миссий и противопоставить все препятствия против хищников», Юрьев заключил словесное, но дословно запротоколированное соглашение Мурманского Совета с представителями Антанты.

На основании этого соглашения 6 марта  в Мурманский порт вошел английский крейсер «Глори», высадивший 170 морских пехотинцев и 2 пушки. Потом сошел десант с крейсера «Кокрейн»; с французского крейсера «Адмирал Об» высадился батальон пехоты и рота сербов.

Перед группировкой союзных войск и мурманских моряков Юрьев поставил задачу охраны железной дороги до станции Кемь и удержания границы.

 По Брестскому договору с Германией Советское правительство не имело право впускать в порты военные корабли стран Антанты, однако пошло на нарушение договора, а кайзер временно ослеп. Кроме главных его врагов, в порту Мурманска пришвартовались корабли Греции и Испании. Что они потеряли в краю далеком?
.
 Архангельский губернский исполком и исполком Севжелдора выступили против политики Юрьева и обратились в Совнарком. Троцкий ответил, что «помощь заинтересованных иностранцев допустима» и что Мурманский Совет действует по его указанию. Эту телеграмму Юрьев опубликовал в «Известиях Мурманского Совета РСД» (№ 57).

Сталин передал Юрьеву: «Если Вы добьётесь письменного подтверждения заявления англичан и французов против возможной оккупации, это будет первым шагом к скорой ликвидации того запутанного положения, которое создалось, по нашему мнению, помимо Вашей воли».
 
(БФ) Из телеграммы Сталина следует, что соглашение все же не было подписано сторонами. На самые последние слова необходимо обратить пристальное внимание.

 23 марта был создан Мурманский краевой Совет под председательством  С. Архангельского, затем председателем стал Юрьев.
В Финляндии разгорелась гражданская война,  и исход борьбы был не ясен, пока в Гельсингфорсе не высадилась немецкая дивизия. Красные финны были разбиты. Некоторые отряды попали в плен, другим удалось скрыться в России.

 Преследуя красных, белофинны дошли до ст. Кандалакша, где и были разгромлены сербами, красногвардейцами, отрядом финского коммуниста О. Токоя. После этих событий сербы обустроились на ст. Кемь, финны остались охранять Кандалакшу. Отряды РККА охраняли железную дорогу от Вологды до Кеми.

Штаб Северной Завесы в Вологду был переброшен из Пскова и некоторые подробности о действиях штабистов будут раскрыты в следующих рассказах. Пока следует отметить забавный нюанс: финский фронт насчитывал 900 бойцов и 9 тысяч штабных дармоедов.

 В начале мая командующий Северного военного округа  Финляндии ст. лейтенант егерей К. Валлениус начал наступление на Печенгу, но был отброшен отрядом краснофлотцев и английских морпехов.

В середине мая  белофинны начали военные операции по захвату Восточной Карелии и Кольского полуострова, пытаясь перерезать железную дорогу на Мурманск и выйти к Белому морю, но получили отпор Красной армии и вернулись в свои пределы.

Таким образом, в марте, апреле, мае, дислокация иностранных войск вдоль железной дороги и в Мурманске руководителей России устраивала. Юрьев командовал союзными войсками, которые удачно отражали набеги белофиннов и белогвардейцев, как вдруг…

6 июня Ленин и Чичерин потребовали от Юрьева прекратить содействие, нарушающим нейтралитет, британцам и французам. То есть, из союзных держав страны Антанты неизвестно когда переквалифицированы Лениным в  нейтральные, с 6 числа – они почти враждебные. Хотя известно, что Ленин  не верил в добропорядочность союзников изначально.

 В ответ Ленину Юрьев отправил 5 телеграмм. В последней, 15 июня, Юрьев утверждал: «Противосоюзническая политика Краесовдепа невозможна». 21 июня Юрьев предложил Главному морскому штабу привлечь к обороне Мурмана военные силы США. 26 июня Ленин послал Юрьеву последнюю телеграмму: «Если Вам до сих пор не угодно понять советской политики, равно  враждебной и англичанам и немцам, то пеняйте на  себя…»

 На расширенном собрании Центромура Юрьев добился поддержки матросов в осуществлении политики «идти рука об руку со всеми бывшими союзниками». В ночь с 1 на 2 июля состоялся разговор Юрьева с Лениным и Чичериным.

Утром в газете «Известия ВЦИК» было опубликовано краткое оповещение: «Председатель Мурманского Совдепа Юрьев, перешедший на сторону англо-французских империалистов, и участвующий во враждебных действиях против Советской Республики, объявляется врагом народа и становится вне закона» (подписи: Ленин, Троцкий).

Несмотря на скандал, Юрьев оставался председателем Мурманского краевого Совета и членом Народной коллегии Мурманского края до их роспуска 14 октября.

 Юрьев остался заведовать продовольственным складом, затем работал переводчиком у Пирса, американского консула в Мурманске. Некоторое время находился под следствием белых как «агент советской власти».

 В феврале 1920 г. Юрьев был приговорён Московским Ревтрибуналом за «преступную сдачу Мурманска» к расстрелу. Виновным себя не признал. В связи с отменой смертной казни постановлением ВЦИК от 17.01.1920 г., расстрел был заменён на 10 лет тюрьмы. По одним данным Юрьев 16 января 1922 г. был досрочно освобождён, по другим – продолжал находиться в заключении. Его дальнейшая судьба неизвестна.

 (БФ) Фактически с июля началась интервенция на севере и причиной ее послужила ссора между СНК и Антантой. В чем она заключалась? Чего не поделили? Вопрос можно поставить иначе: кого не поделили?

Но стоит отметить и некоторые другие факты. Вскоре англичане захватили русские корабли, и самым сильным ударом для Москвы явилась потеря крейсера «Аскольд».

В июне 1917 г. «Аскольд» встал на якорь у Мурманска. В  декабре часть личного состава (призыв 1907-1910 г.г.) была демобилизована. Недостаток личного состава вызывал необходимость вывести из боевого состава крупные корабли флотилии, и 5 февраля 1918 года «Аскольд» был поставлен на отопление до апреля.

1 мая Коллегия Народного комиссариата по морским делам приняла решение о реорганизации флотилии Северного Ледовитого океана, согласно которому «Аскольд» должен был перейти в Архангельск и стать на долговременное хранение.

Где находился в апреле «Аскольд» неизвестно. Исчез из бухты крейсер «Глори».

В мае с «Аскольда» списали почти всех матросов. 14 июля английские десантники захватили корабль. В августе на крейсере развевался английский флаг. Вскоре крейсер получил другое имя – «Глори IV». Почему не III или V?

Опять о сербах

В  идиотское положение попали сербы. Белград столкнулся с проблемой: как строить отношения с большевистской Россией?

Очевидно, что решение Антанты о военной интервенции против большевиков еще больше осложнило положение сербской стороны. Дело усугублялось тем, что Антанта потребовала от Белграда реального военного участия в борьбе против большевиков. При этом у сербов было свое видение этой проблемы – они считали, что во внутренние дела России лучше не вмешиваться.
Профессор М. Йованович по этому поводу пишет: «Только в краткий период времени до апреля 1918 г. югославская дипломатия пыталась ориентироваться на два политических центра в России – Москву и очаги антисоветского сопротивления, после чего однозначно приняла сторону белых».
(БФ) Где Йованович нашел в марте 1918 г. очаги антисоветского сопротивления?
«При этом отношение к политике большевиков было неизменно критическим. Уже в декабре 1917 г. сербский посол М. Спалайкович выступил против какого-либо участия своей страны в мирных переговорах с центральными державами в Брест-Литовске».
(БФ) Их умоляли принять участие в переговорах?
«28 февраля сербский посол отбыл в Финляндию. При ратификации Брестского мира по собственной инициативе присутствовал сотрудник посольства профессор Р. Йованович, но уже через несколько дней после этого события сербские власти на Корфу издали декларацию, в которой утверждалось, что революция в России «выгодна лишь Германии».
(БФ) Кто его туда пустил?
«Но разрыва отношений с советской властью не произошло. Напротив, в апреле  Спалайкович возвратился в Россию. Правда, он пробыл в Москве недолго, успел встретиться с Троцким и уехал в Вологду, где находились дипломаты стран Антанты. 20 июля 1918 года сербский посол окончательно покинул Россию, в которой остались сотрудники посольства и консульства».

(БФ) Почему посол окончательно покинул Россию? Ответ дает Кедров: «…в Кеми сербами были убиты большевики, члены совета: Вицуп, Малышев и Каменев». И не покинул Сполайкович России  – он уехал в Архангельск вместе с другими послами.

«Когда Гражданская война в России достигла наивысшей точки, Антанта в категорической форме поставила вопрос о привлечении сербских военных формирований к борьбе против большевиков. Белград, поняв, что дальше игнорировать давление Антанты невозможно, направил одну сербскую воинскую часть в Россию, и она приняла участие в интервенции в районе Архангельска (она охраняла там участок железной дороги)».

(БФ) Не хочется М. Йовановичу писать правду. Впрочем, Кедров не ушел от него далеко.
«Таким образом, Королевство Сербии формально вошло в число стран, осуществивших военную интервенцию против большевиков, что тут же отразилось на двусторонних отношениях. 18 августа чекисты арестовали сербскую военную миссию при посольстве в Москве во главе с полковником Лонткиевичем и одновременно совершили обыск в Петроградском посольстве. Но даже эти  акции не привели к разрыву дипломатических отношений между двумя государствами. Военных вскоре освободили (в ноябре они покинули Россию), а нарком иностранных дел Г.В. Чичерин согласился с тем, что Р. Йованович останется в Москве, обладая дипломатическими привилегиями».
По крайней мере выглядит странной история о дипмиссиях Антанты. Чичерин предоставил для посольств здания в Москве, и конечно, удобнее было работать в столице. Что их тянуло в Вологду? Неужели мягкая зима?
Главный вагоновожатый

Дми;трий Па;влович Па;рский – генерал-лейтенант, участник русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, командующий Северным фронтом Красной армии. Военный историк. Несколько раз в 1910-1914 г.г. руководил проездами царя и его семьи.

Был арестован в ноябре 1917 г. В феврале 1918 года вступил в Красную армию. Во время германского наступления, последовавшего после провала переговоров о мире, руководил обороной Ямбурга и Нарвы. С мая 1918 года – военрук Северного участка Завесы, в сентябре – ноябре 1918 года – командующий Северным фронтом (6-я и 7-я армии).

Затем три месяца находился под арестом в Петроградской ЧК, освобождён в феврале 1919 г. Ответственный редактор Военно-исторической комиссии по исследованию и использованию опыта войны 1914—1918 гг., член комиссии по разработке уставов (с июня 1919), член Особого совещания при Главкоме (с ноября 1919). Автор ряда статей в «Военно-историческом сборнике»  по истории 1-й мировой войны. Умер от тифа в 1921 г.
Необходимо отметить тот факт, что в организованных генералом проездах царской семьи, инцидентов не отмечено.

Парский для какой цели раздул штаб Северной Завесы? Хуже того, жены царских генералов и полковников, ответственных советских сотрудников бродили по городу стадами, и все они занимали надуманные должности при штабе.

Большинство штабников Завесы подверглись репрессиям в дальнейшем. Не только бывшие генералы ушли в небытие, но и целый ряд большевиков, побывавших в Вологде весной 1918 г.

Чем занимался Парский в апреле?

Хозяин Сибири генерал  Гайда

15 мая 1918 г. в Челябинске произошла стычка между чехами и венграми. Чехи двигались из Пензы во Владивосток, венгры возвращались домой. Один из венгерских чехов метнул чугунную лапку буржуйки в вагон с чехами. Лапка попала в голову легионера, и его приятели застрелили соплеменника.

Их арестовала комендатура, но наутро явились офицеры корпуса и потребовали освобождения своих солдат. Об их ультиматуме немедленно был извещен Троцкий. Тот в жесткой форме потребовал сдачи оружия, чехи ответили разгромом комендатуры и захватом армейских складов. Спустя несколько дней чехословаки провели совещание в Челябинске и приняли решение пробиваться во Владивосток силой. Этот пассаж не тянет под определение «интервенция». Не будь у них оружия, венгры и австрийцы, состоявшие на службе в Красной Гвардии, разделались бы с легионом непременно. Это мнение самих чехов.

25 мая легионеры одномоментно захватили ряд станций на магистрали и начали движение навстречу друг другу с захватом вагонов и паровозов, арсеналов и вокзалов.

Р. Гайда, сын черногорской дворянки и австрийского унтер-офицера, невероятно энергичный и смелый человек с авантюристическим складом характера опубликовал мемуары о своих перипетиях, а они в основном произошли в России в 1915-1919 г.г.  Это он захватывал железнодорожную магистраль от Красноярска до Тюмени, именно он создал Сибирскую армию, успешно двигавшуюся на Москву. И он же пытался свергнуть белую власть на Дальнем Востоке. Приключений его  хватит на толстый роман.

 Бежали Ипатьев и Гайда в Чехословакию вместе. И дружили  до смерти инженера в 1938 г. крепко. И даже похоронены они рядом на Ольшанском кладбище в Праге.

Никто не спросил о расстреле Романовых вторую жену Гайды. Тот ухитрился между боями жениться на пермячке, девице из богатой купеческой семьи.  Она упокоилась подле супруга несколько позже.

О жизни Р. Гайды известно многое, но не все. Хочется знать о человеке, убедившего Гайду занять под штаб дивизии (вскоре армии) дом Ипатьева.

Сибирская ударная дивизия чехов, кстати, перешла под командование полковника Лабунцова, в будущем – знаменитого советского геолога, первооткрывателя уранового месторождения. Тучи над его головой собрались в приснопамятном 37-м, но заступился Вернадский. По странному стечению обстоятельств, несколько лет А.Н. Лабунцов ковырял Кольский п-ов, и много чего нарыл.

Гайда в Екатеринбурге развернул из дивизии Сибирскую армию и двинул ее на Пермь. Если на минутку задуматься над тем, что могло случиться, будь чехи и казаки расторопнее, или красные бойцы не столь упорно оборонялись? Допустим, что не 25 июля Гайда вошел в город, а 18-19 числа.

Президент Чехословакии Т. Масарик

Масарик почти весь 1917 год провел в России, встречался с лидерами Февральской революции. Целью этих встреч было создание армейского корпуса из бывших военнопленных австро-венгерской армии.

Один чешский батальон, сформированный из жителей Петербурга в 1914 г., воевал с австрийцами на Румынском фронте, и служил неким прототипом будущей армии свободной Чехословакии. Основой армии должен был послужить пятидесятитысячный корпус чехов. Под руководством русских офицеров корпус готов был выступить на фронт, но грянула Октябрьская революция, начался развал русской армии.

Масарик договорился с правительством Франции о переходе корпуса под крыло французского генштаба. Встал вопрос о переброске корпуса на Западный фронт. Самая короткая дорога до Франции лежала из Мурманска по северным морям, или из Астрахани через Иран.

От Пензы до Мурманска 1,5 тыс. километров, до Владивостока – 9 тыс. В Мурманск можно попасть  через Вологду, в которой расположен штаб Северной Завесы, Продвигая эшелоны к Мурманску, командование Завесы могло с помощью чехов поучить финнов уму-разуму.

Троцкий, напугав чехов германскими субмаринами, предложил перебираться на Западный фронт через Владивосток, или добираться до Франции северными морями на свой страх и риск. Рисковать никто не хотел, оплата бездействия франками не задерживалась, и чехи выбрали путь дальний.

Проверить насколько эффективно действуют немецкие подлодки в северных морях никто не удосужился, в том числе и Масарик. А между тем, английские, американские и французские корабли бесстрашно ходили до Архангельска, и даже до Омска.

Некоторыми деятелями белого движения неоднократно высказывались претензии к чешским офицерам и лично к президенту Масарику. Суть претензий следующая: мятеж и свержение советской власти в Челябинске чехи организовали 17 мая, и добраться до Екатеринбурга могли спустя неделю. Вместо ускоренного марша на север белочехи тратили время на грабежи и захват станций. Они легко могли освободить царственную семью, но не захотели. Якобы не захотели.

В 1930 г. бывший генерал-лейтенант К.В. Сахаров опубликовал в Берлине книгу «Чешские легионы в Сибири. Чешское предательство».

Масарик  ответил обвинителям резко: «С этим преступлением надо еще разбираться». Итак, преступление было. Но какое оно было по форме и содержанию, Масарик не уточнил, считая, что одной фразой сказал достаточно. То есть, умные люди поймут его, а дуракам что-то доказывать  бесполезно.

Взяв во внимание слова весьма уважаемого человека, делаем очередной вывод: с этим делом никто никогда не разбирался, а факты, обнародованные в книжках Дитерихса и Соколова, высосаны из бутылки коньяка.

 На фото: Дом Ипатьева в 1921 г. Здание передано отделу народного образования. Ведется капитальный ремонт.

Продолжение следует. Дом Ипатьева. Уральские сказки.