Винница. misinfo - II

Нил Крас
Написал я около года тому назад статью под названием «Винница. misinfo». Герои этого очерка помянули меня (про себя) «незлым тихим словом», а на редакционной планёрке обсудили свои ошибки. Не пожаловались никуда: я ведь и доброе словцо о них замолвил.

Совсем недавно опубликовал я литературоведческую статью (вы-то хорошо знаете, что моё творчество охватывает многие виды поэзии и прозы) "Не всё так файно": герой её уже через пять дней в своём блоге, у которого тысячи почитателей, щиро и публично поблагодарил меня за посвящённую ему короткую эпиграмму. Лучшей и более ёмкой, чем созданная мною - ему сразу стало ясно - не появиться никогда. Правда, ещё через пять дней благодарному герою стало за державу обидно и, вместе с ней, за упомянутого в литературоведческой статье экс-президента, который так много сделал для державы и для него лично. И написал он «куда следует» — и вот уже статья современного Салтыкова-Щедрина  «н е  о т о б р а ж а е т с я»: никто же не хочет международных скандалов. И успели пока прочитать эту статью всего четыреста человек. Ничего, в конце года войдёт она - в расширенном варианте - в книгу, предполагаемый тираж которой - десять тысяч экземпляров.

До вчерашнего дня не думал тему misinfo в винницких СМИ продолжать, хотя материал накапливается и накапливается. А импульсом явилась реплика Андрея Рыбалка (уже восьмая!) о фотоматериалах, которые выдаются за винницкие, хотя таковыми и близко не являются (https://www.facebook.com/groups/historyofvinnytsia, 24.06.2007). В данном случае - фотография Ставки фюрера в Польше подана как фотография Ставки под Винницей.
«І навіщо така «реклама» Вінниці???», - резонно спрашивает А. Рыбалка. Ответа не последовало, реакция на эту знаменательную реплику трансформировалась в проблему … концертов органной музыки.  То есть, НИКТО случившегося очередного позора не заметил. Добавлю, как всегда - по скромности, что обеим Ставкам и отношениям к ним я уже давал оценку (http://www.proza.ru/2015/11/17/1420).

Я назвал это «позором», но то что я прочитал в само'й газете о городе, о Ставке и прочем — это ПОЗОР (не только с большой буквы, но и — большими буквами): https://moemisto.ua/vn/blog/viznachni-pamyatki-vinnitsi... (Визначні пам'ятки Вінниці. Що варто побачити.12.06.2017)

Безымянный автор рекомендует читателям «ознайомитись з цікавинками Вінниці та з тими місцями, які обов'язково потрібно побачити!» Обратите внимание на неологизм «цікавинка», отсутствующий даже в Академических словарях украинского языка. Но автор сразу же желает быть оригинальным во всём, тем более: ну кто не поймёт, что "цікавий - цікавинка" по аналогії з "смішний - смішинка"? И ещё обращаю ваше внимание на «обязательно необходимо увидеть!». «І це не просто місця, це місця, які роблять нашу Вінницю особливим містом .»

Увидеть «места, которые делают нашу Винницу особым городом» — и тут же, в самом центре фотографии центра города (см. коллаж) — что' бы вы думали? Не угадали: не бывший Дом культуры промкооперации им. Сталина, по незнанию, именуемый Синагогой Лившица (так оскорбить память о Лившице и его супруге, купивших участок земли и вложивших деньги в Хоральную красавицу-синагогу, построенную Гр. Гр. Артыновым для еврейской общины города!). И ещё раз не угадали: не закрытый маскировочной сеткой «Савой» (фото снимали во время учений Гражданской обороны). Нет, и ни один из разукрашенных домов пятёрки, о которой я писал два года тому назад (http://www.proza.ru/2015/08/29/1297). А — единственный дом из силикатного кирпича, пять окон третьего этажа которого — окна квартиры, в которой я жил до и после войны (около 15 лет). «Молодец, автор!», - воскликнул я, тут же простив ему «цікавинку».
Да, давно пора призвать всех «відвідати пам'ятки, аналогів яким немає у всій Україні» (я ведь на Украине так долго более нигде не жил: пару дней в роддоме и пару месяцев в доме напротив, на той же Пушкинской — не в счёт, а 9 лет в Тернополе — это почти в два раза меньше).

Читаю дальше — и вываливаюсь из кресла: «Серед головних пам'яток у місті Вінниці слід відзначити як мінімум три унікальних пам'ятки, аналогів яким в інших містах України немає: 
  - колишня ставка Гітлера
  - музей-садиба Пирогова
  - світломузичний фонтан Рошен.»
И это я читаю не на странице NDP — национал - демократической партии Германии, партии ультраправой, партии правоэкстремистской, неонацистской… Нет, в издании, которое позиционирует себя как демократическое, проевропейское, и прочая!

Дальше — больше: Але “окрім цих культурних пам'яток у Вінниці ше [это автора — не моё] є багато чого...” Останки Ставки Гитлера — культурный памятник, однако!
Что же он (культурный памятник!) из себя представляет? «Незважаючи на те, що зараз колишня ставка Гітлера Вервольф практично зруйнована - комплекс є одним з найзагадковіших споруд в центральному регіоні України. Сюди досі влаштовують експедиції.» Н и - ч е - г о,  то есть, Ставка «практически разрушена» (в смысле: не поддаётся восстановлению? или в смысле: ничего от неё не осталось? — тогда пишут «практически стёрта с лица земли»). И всё же — одно из самых загадочных сооружений в центральном регионе Украины! Сюда до сих пор организуют экспедиции (начитавшись подобных рекламных статей?).

И ещё раз, для большей убедительности: «Польова ставка Гітлера «Вервольф» — одне з найзагадковіших місць в Україні часів Великої Вітчизняної війни. Чому найзагадковіших, тому що багато документів втрачено, а від самої ставки залишились лише руїни.» Какая потрясающая логика: почему - потому!
Читаю это и нижеследующее и вспоминаю Остапа Вишню: ««кому вже немає духу посміятися з власних хиб своїх, краще тому вік не сміятися». Но это - не фельетон, это, по мнению автора — зажигательная, притягивающая, завлекающая серьёзная реклама.

Читаем дальше. “Ставка Гітлера тоді і зараз дуже відрізняються”. Могли ли вы себе такое представить?! Не подумайте, бога ради, что и сейчас “По всій територіх [это автора — не моё] через кожні 200 м встановлено стаціонарні спостережні пости, укріплення, кулеметні гнізда, позиції для польових гармат». Ничего этого нет: шире шаг в направлении «села пам Коло-Михайлівка»[это написание автора — не моё]!

«"Вінницький Вервольф" фактично був зменшеною копією головної ставки Гітлера "Вольфшанце" у Східній Пруссії», - это так же правдиво, как то, что эта безграмотная реклама ставки — уменьшенная копия «Войны и мира» Л. Н. Толстого.

Кстати, о войне. По словам автора, Н. И. Пирогова «вважають засновником військово-польової хірургії, а також Товариства Червоного Хреста.» Правильнее: основателем  р о с с и й с к о й  военно-полевой хирургии и, можно сказать, он стоял у истоков Общества Красного Креста (в период Крымской войны). Не более того. Общество Красного Креста создано Анри Дюнаном в 1863 году, а Российский Красный Крест основан в 1867-м году Государем Императором Александром II.

Переходим к не вошедшей в число призёров (в тройку) башне Винницкого водопровода. «Візитівка Вінниці – 106-річна Башта на Європейській площі, вона була побудована в 1911 році для першого міського водопроводу, як Водонапірна вежа у Вінниці. »
Дорогие читатели, вы ещё не поняли, за кого вас принимают? Сначала пишут, что башне 106 лет, но тут же спохватываются (навряд ли вы сумеете вычесть из 2017 такое большое число, как 106?) и разъясняют — в 1911-м году. И чтобы вы не путались со временем, только что построенную башню именуют «вежа», а нынешнюю - «башта».

Далее следует очередной шедевр автора: «Дивно, але будівля пір [это автора — не моё] виглядає майже так само, як і раніше.» Для такого вывода надо стоять вплотную к башне, уткнувшись носом в выщербленный кирпич (последний, по всей вероятности - «майже»), никогда не видеть ни фотографий только что построенной башни, ни её нынешней радикально изменённой верхушки, закрытых оконцев, перемещённых вниз часов … Задача трудная, но, как оказалось, вполне достижимая.
“Висота вінницької культурною візитівки Вінниці [это «масло масляное» - автора, а не моё] - 28 метрів! З нею розкидається неймовірно гарний вид на місто!” 28 метров - для  б а ш н и поистине заоблачная высота, посему без восклицательного знака ну никак нельзя. И обычная фотография тут не подходит: дадим смазанную, с неясными тенями, отражениями … (см. коллаж).

Теперь — ещё немного о неряшливости исполнения этой рекламы:
- За роки свого існування на Набережній Рошен побували чимало туристів з усіх куточків ...
- А ще Вежа - це улюблене місце вінничан.  [не площать у неё, а  с а м а  башня]
- І він найкращих для ромнатичних прогуянок уввечері. 
- жив і працював видає хірург
- кафедральний собор або був зведений в XVIII як костел

Вдвойне печально, что такие фото - и просто журналистские «перлы» рождаются в городе, где проживает личность, чей «вклад в украинскую фотожурналистику вообще трудно переоценить...» (см. Поздравление супруги его со Днём журналиста на её fb от 06.06.2017).

P. S. К сожалению, полный адрес статьи в газете "Моє місто" не пропечатывается, а по неполному адресу статью "Визначні пам'ятки Вінниці. Що варто побачити." от 12-06-2017 найти невозможно (см. тогда ссылку в реплике А. Рыбалка).