8. Водил меня Серёга на выставку Ван Гога...

Марина Беляева
                Эссе

Говорят, что о вкусах не спорят… На мой взгляд, утверждение весьма спорное. Ведь никто не оспаривает истины, что вкус может быть дурным, а может быть, наоборот, изысканным. И где та грань, которая разделяет вкус и безвкусицу? И где тот миг, когда то, что современниками называлось грязной мазнёй, спустя короткое время становится модой, незаметно переходящей в разряд вечных ценностей?
И почему, если картина, к примеру, художника  N считается общепризнанным шедевром, все должны ей восхищаться? А что делать тем, у кого «другие любимые авторы», как вопрошал Костик, герой моей любимой комедии «Покровские ворота»? Не буду скрывать, какое-никакое начальное образование в области искусствоведения у меня имеется, а красный диплом филфака даёт возможность «поставить» такую высокую оценку любой безвестной картине, наградив её десятком витиеватых эпитетов, что не слишком сведущий в области искусства обыватель поверит мне на слово, что перед его глазами – очередной шедевр.
Но, как бы там ни было, сколько людей – столько мнений. Поэтому то, от чего одни в восторге, у других вызывает полное неприятие. Кому-то нравится арбуз, а кому-то – свиной хрящик… Народная мудрость  в который раз дала точное определение моим очередным размышлениям по поводу и без…
Для меня в оценке и в отношении к творчеству художника на первом месте всегда стоит понятие «школа» - как сделана картина, насколько точно написанное на холсте отражает существующую действительность…  А уже тема, жанр, колорит – это понятия, прилагающиеся к базису.
Наверное, поэтому я люблю старых мастеров, художников эпохи Возрождения, романтиков и реалистов 18 – 19 веков, передвижников и импрессионистов.
Хотя Винсент Виллем Ван Гог и является признанным гением мировой живописи, отношение у меня к нему весьма неоднозначное. Мягко говоря, это не мой любимый художник, да простят меня почитатели его гения.  Возможно, моё представление об образцовой картине устарело, но я, как любила в юности старых классических мастеров, так восхищаюсь ими и по сей день. Моему глазу куда приятнее смотреть на полотна великих голландцев или мастеров эпохи Возрождения, на грациозных смолянок Левицкого и пейзажи Левитана, чем восхищаться картинками Мавриной или Шагала, да простят меня в очередной раз и сами мэтры, и поклонники их  своеобразного искусства.
В этой связи вспоминается старый анекдот:
- Казимир, поторопись, выставка через пятнадцать минут, а у тебя ничего не готово!
- Пятнадцать минут? Успею!
Так родился «Чёрный квадрат» Малевича.
А если вспомнить, что чёрный не единственный квадрат великого Казимира…
К сведению, над своими картинами выпускники Российской Академии Художеств работали месяцами, а то и годами, а скорость, с которой создаются некоторые произведения искусства, просто ставит в тупик.  Разве можно создать шедевр за пять минут?
По моему мнению, настоящее искусство – это то, что могут создать очень немногие  талантливые в своей области люди, смысл творений которых понятен любому человеку, и наличие диплома в области искусствоведения абсолютно никакой роли не играет…
 А то, что может быть создано почти каждым, но смысл подобного продукта уловить бесконечно трудно или даже невозможно, никакого отношения к искусству не имеет. Это всего лишь претензия на НЕЧТО, очередное веяние скоротечной моды…
Последние две недели моей жизни проходили под знаком Ван Гога. Все мои знакомые уже успели побывать на инновационной выставке его картин, а у меня всё как-то руки не доходили. До меня доходили лишь восторженные отзывы о чудесной выставке…
И вот в последний день этого действа, заранее переполненная эмоциями и священным трепетом в ожиданиями встречи с прекрасным, я стою у входа в зал, за закрытыми дверями которого меня ждёт встреча с великим художником. 
Один шаг вперёд – и я оказалась внутри волшебного фонаря. Звучит музыка, а на гладко отштукатуренных стенах движутся полотна Ван Гога. Меняется их размер, ракурс, освещение, цветовая палитра… Вот от картины на одной из стен остаётся только огромный кусок полотна, на котором чётко выделяется именно тот участок картины, который считается её основным смысловым центром, главным акцентом. Меняется музыка: от классики до шансона, знаменитые мелодии прошлого в современной обработке, вечные песни великой Эдит Пиаф – они сопровождают парижский цикл картин Ван Гога. А сами картины перемещаются по залу, завораживая публику буйством красок, странностью образов и постоянной сменой сюжетов…
Публика разношёрстная. Кто-то пришёл, услышав рассказ знакомого, посетившего выставку; кто-то из посетителей торгового центра зашёл в выставочный зал совершенно случайно; вот группа молодых людей, по внешнему виду – студентов, по всему видно, что сюда они пришли целенаправленно… А сколько школьников, пришедших целыми классами, сопровождаемые чопорными классными дамами, на лицах которых навечно запечатлено выражение высокой значимости момента и необычайной важности мероприятия в русле эстетического воспитания подрастающего поколения. Детям же совершенно «до Фени» значительность момента.  Они чувствуют себя, как на пляже. Вальяжно развалившись по мягким подушкам-релаксантам, лениво скользят глазами по стенам – картинам. На лицах – странное выражение. Они смотрят на признанные шедевры оценивающими взглядами: мол, рассказывайте про очередного гения, а мы послушаем… Иногда полумрак «волшебного фонаря» освещают блики вспышек. Ну как же без селфи на таком грандиозном мероприятии? Опять же будет что «ВКонтакте» выложить…
А вот несколько мамочек с совсем крохотными детьми. Наивно думать, что эти почти девочки пришли сюда «по велению сердца» - для них мероприятие – просто выход в свет, способ немного отвлечься от планомерно заедаемой бытом радости материнства.
Благообразные старушки, не преминувшие воспользоваться бесплатными приглашениями от спонсора – «Мегафона», оседлали маленькие табуреты и терпеливо ожидают окончания культурной программы. По их снисходительным усмешкам можно понять, что это не первое мероприятие подобного толка в их активной постпенсионной жизни. Вот это настоящие знатоки. Они даже записывают что-то в свои блокнотики, обмениваясь говорящими, но понятными лишь им взглядами…
Инновационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Нравится это кому-то или не нравится – это часть нашей жизни. Но!!! Опять же, по моему мнению, есть на Земле незыблемые ценности, которые нельзя заменить компьютерными технологиями. Я никогда не откажусь от удовольствия подержать в руках настоящую бумажную книгу. Что греха таить! Признайтесь себе сами, о мои пишущие собратья, разве не мечтаете вы подержать в руках только что вышедшую в типографии собственную книгу? Знак вопроса могла бы и не ставить – ибо вопрос риторический.
Виртуальному скольжению по залам Эрмитажа или Третьяковки я предпочту многочасовое хождение по этим же залам, но в реальности.
Посещение Александро-Невской лавры или Ваганьковского кладбища в инете напоминает скорее фильм ужасов. А когда идёшь неспешно по старинным аллеям мемориальных некрополей, скользишь глазами по табличкам, на которых начертаны имена, знакомые нам по урокам истории и литературы, ощущаешь собственную сопричастность с нашей великой историей…
Глядя на экран монитора, никогда не ощутишь, как несут твой кораблик невские волны, как свежий балтийский ветер бросает тебе в лицо миллионы холодных брызг, а запах речной воды будит в сердце самые нежные воспоминания детства.
Пока ты не попробуешь знаменитый венский кофе, никогда не поверишь, что секрет божественного вкуса этого традиционного для нас напитка не в особой обжарке или помоле зёрен, а в особенной воде, которую столица Австрии получает из альпийских ледников. 
А ведь сейчас растёт поколение, которое познаёт жизнь с экрана монитора своего персонального компьютера!
И всё же вернусь к выставке Ван Гога. Собственно ничего такого опасного в ней нет. Но, опять же это моё мнение, вкус к искусству нельзя привить, подменяя «Лебединое озеро» канканом.
То, что я увидела, в нашей истории уже имело место быть. Достаточно вспомнить раёк – переносной театр, в котором на ярмарках демонстрировались для простого люда живые картинки. Это действо сопровождалось звуками шарманки, что было призвано усилить эффект малообразованной части российского населения  от «встречи с прекрасным». Музыка – сама по себе – достаточно мощное средство не только эстетического, но и психологического воздействия. Если учесть ещё и весьма случайный подбор музыкального сопровождения… Не знаю, как сейчас, но раньше этот называлось профанацией. Теперь это, скорее всего, считается коммерческим предприятием, бОльшую пользу от которого имеют не те, кто пришёл познакомиться с творчеством мировой знаменитости, а устроители мероприятия.
Поэтому, наверное, молодёжь, пришедшая на выставку, лениво валялась на разбросанных по полу матах. Благообразные пенсионерки и немногочисленные пенсионеры интеллигентного вида скорбно поджимали губы. А молодые мамочки, прислонясь к стенам, слегка прикрыв ресницами глаза, добирали золотые минутки такого беспокойного ночного сна…
Конечно, как и на любой выставке, на этом вернисаже было много людей «случайных», пришедших из любопытства.
Нет, конечно, в целом эта выставка имела самое, что ни на есть, положительное значение. Масса людей, которая никогда не выезжала за пределы области, обрела возможность познакомиться с творчеством всемирно известного художника.
Одного я не могу взять в толк: если живопись сама по себе – очень сильный по эмоциональному воздействию вид искусства, зачем демонстрацию картин сопровождать  звучанием музыки? Не будет ли музыка перетягивать эмоциональное впечатление  на себя?
Когда-то давно одна моя институтская наставница на наши сетования, что в русском языке слишком много исключений из правил, надо бы каким-то образом эти исключения подвести под действующие правила, высказала одну очень глубокую мысль. Надо не язык упрощать и опускать его до уровня безграмотного ученика, а безграмотного ученика поднимать к высотам настоящей грамотности. Думаю, что и в искусствоведческом просвещении нужно придерживаться этого же принципа.
Ну, а по поводу упрощения языка хочется напомнить о недавних нововведениях, которые несколько лет назад вызвали такие горячие споры среди русскоговорящего населения, как обучающего русскому языку, так и обучаемого ему же. Ни для кого не  секрет, что большая часть из них в вышедшем вслед за новым справочником комментарии стыдливо была названа «допустимой в разговорной речи нормой», то есть хватило ума у инициаторов этих нововведений не сделать литературной нормой просторечия, жаргонизмы и диалектизмы. Но это уже совсем другая история…
Ноябрь, 2016г.
Автопортрет Ван Гога.