Счастливчик Ген - Главы 43-44

Геннадий Ищенко
                Глава 43


        Копать пришлось целых три дня. Работали в три смены и к концу третьего дня докопались до основания одной из башен.
        – Надо прокопать ход вдоль стены, – сказал я брату Марку, который руководил работами в тоннеле. – Стены толстые, поэтому заложим сразу три мины: одну – под башней и две – по бокам. Когда закончите копать, начнём долбить выемки во всех местах сразу. Ночью нельзя заниматься долбёжкой, потому что могут услышать. Вот днём там постоянно кто-то стучит, орёт или топает, а мы ещё и сами пошумим и отвлечём внимание. Что в основании? Тоже песчаник?
        – Да, мастер, – ответил он. – Камень слабый и при сильном ударе начинает слоиться. Если мы тряхнём основание, всё рухнет.
        Когда прорыли ход вдоль стены и установили крепи, несколько человек принялись с помощью зубила и кузнечного молота крошить камень, проделывая выемки под мины. Мы устроили к этому времени шум, пустив два небольших кавалерийских отряда мотаться вдоль замковых стен, не ближе трёхсот шагов. Прицельный выстрел из лука или арбалета на такой дистанции, да ещё по скачущему всаднику, можно сделать только в книгах. Использовать баллисты тоже глупо. Сначала на стенах встревожились и на ту сторону, где мы развлекались, набежало много дружинников. Но потом они успокоились, видя, что мы маемся дурью, и от наших скачек нет никакого вреда. До конца дня не успели закончить работы, поэтому штурм отложили на следующее утро. Самая большая сложность при взрыве была в том, чтобы точно рассчитать время подрыва всех зарядов и сделать его достаточно большим, для того чтобы братья успели убраться из тоннеля. Фитили пришлось свивать из нескольких, и для заложенных  в стены зарядов, их сделали короче, чем для того, который был под башней. При первом же взрыве свод коридора должен был рухнуть, и нам не хотелось проверять, будет ли гореть под песком пропитанный селитрой фитиль. Это всё-таки наша самоделка, а не бикфордов шнур. Поэтому сколотили деревянные короба и уложили их сверху на фитили. Как только рассвело, мы подняли людей и вывели их на рубеж атаки к кромке леса, в непосредственной близости от берега. Я хотел уменьшить потери в людях, поэтому в первых рядах поставили много лучников. На одежде солдат графа не было даже железных блях, а небольшие щиты – плохая защита от стрел. Арбалетчиков из-за низкой скорострельности их оружия было меньше. Им дали задание отстреливать королевских солдат, на куртках которых была хоть какая-то защита. У нас не было связи с теми, кто запалил фитили, поэтому первый взрыв прозвучал неожиданно. В стороне замка что-то глухо бухнуло, потом ещё раз. Было видно, как там взметнулась куча песка и каменного крошева. Люди на стенах закричали, многие побежали к лестницам.
        – Стоит зараза! – сказал сидевший рядом со мной Лонар, имея в виду стену.
        Громыхнуло в третий раз уже у башни.
        – Смотрите! – закричал Нил, который выехал ближе к реке, чтобы было лучше видно. – Она падает!
        Сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее башня начала клониться в сторону от замка и рухнула, превратившись в нагромождение камней. Ослабленные взрывами стены по обе стороны от башни оплыли и почти мгновенно развалились на протяжении сотни метров, подняв в воздух большую тучу пыли.
        – Нужно подождать, пока осядет пыль, – сказал Маркус, – иначе мы переломаем ноги, да и как драться, если ничего не видно?
        – Выводим людей из леса, – решил я. – Пусть враги полюбуются, может, поубавится желания драться. Мы уже выполнили главную задачу – разрушили стену, с которой вёлся обстрел реки. Строим людей и ведём к пролому. Если у графа не хватит ума сдать замок, тогда атакуем. К этому времени и пыль осядет.
       Мы построили солдат в две колонны и двинулись к замку. Всего в них было пять тысяч бойцов, остальные находились в лагере или окружали замок графа, а большую часть кавалерии пока не перевезли от замка барона Година. Но осаждённым хватило и этого количества. Когда приблизились к пролому, пыли уже почти не было и мы увидели выходивших из распахнутых ворот защитников замка, которые бросали оружие на дорогу и отходили в сторону. От этой толпы отделились двое и зашагали в нашу сторону. Мы с Лонаром выехали им навстречу.
        – Господа, с кем имею честь говорить? – спросил у нас низкий, полный мужчина, одежда которого была обильно украшен серыми от пыли кружевами. – Я граф Ник Лешней, а мой спутник служит офицером в армии короля Галида. Я хочу спросить о нашей дальнейшей судьбе.
        – Я принц Ген Орсел, командующий армии, – представился я, – а это боевой магистр моего ордена. А судьба у вас, граф, будет такая. Господину офицеру и его солдатам придётся поскучать за оградой, пока не закончится война. Не нужно так хмуриться, офицер, поверьте, что она не затянется. А с вами, граф, будет отдельный разговор. Ваша семья здесь?
        – Нет, ваше высочество. Перед осадой я отправил жену с сыновьями в столицу.
        – Не очень предусмотрительно с вашей стороны, – заметил я. – Лучше бы выбрали провинцию. Надеюсь, что ваши родные не пострадают при штурме столицы. Перед вами простой выбор: или приносите присягу Игнару и остаётесь здесь графом, или составляете компанию своему спутнику. В утешение могу сказать, что вас не заставят воевать против короля Галида, до конца войны будете сохранять нейтралитет и восстанавливать свой замок.
        – А что со мной сделает Галид, когда закончится война?
        – Он уже ничего не сможет сделать, граф. Его правление закончится с окончанием войны. У нас есть твёрдое желание объединить оба королевства и уничтожить правящую в Гардии династию. И средств для такого объединения достаточно. Решайте быстрее: мы и так долго провозились с вашим замком. И имейте в виду, что желающие занять ваше место выстроятся в очередь.
        – А тут и думать нечего, ваше высочество, – сказал граф. – Конечно же, я принесу присягу вашему королю.
        – Тогда идите говорить со своими людьми. Тех, кто откажется служить после вашей присяги Игнару, ждёт плен, а тех, кто согласится, – проверка магами на искренность. Когда закончите, вашим людям вернут оружие. Рад, что вы показали себя разумным человеком, и нам не пришлось лить кровь.
        – Планы не поменялись? – спросил меня вечером Маркус.
        Мы полностью закончили с графом и его людьми, а пленных определили во временный лагерь, для которого они сами весь день строили изгородь. Корабли успели сделать один рейс и привезти большую часть нашей кавалерии. Завтра, до обеда, они должны будут доставить сюда оставшихся бойцов и детали требюше.
        – А зачем нам их менять? – удивился я. – С замками разделались, теперь очередь за Паринасом. Завтра высадим вблизи города первый десант. Я пойду с ним. Надо осмотреть окрестности города и его систему обороны. Адмирал кое-что рассказал, но этого мало, нужно посмотреть на всё своими глазами.
        Паринас был крупным городом, и у нас не получилось бы незаметно к нему приблизиться. Соваться к нему с флотом было самоубийственным занятием. Войск в городе было немного, но в небольшом отдалении от порта, на склоне высокого холма, стояли мощные баллисты, которые полностью простреливали Ларшу каменными ядрами и зажигательными снарядами. Мы не могли пройти мимо города ночью, так как у наблюдателей и расчётов метателей было магически улучшено зрение.
        – Я пойду с тобой, здесь справятся и Лонар с Нилом. Кстати, ты доверяешь Нилу?
        – А почему я не должен ему доверять? Только из-за его принадлежности к клану Сат? Так им тоже выгодна победа в этой войне. А вообще, он мне нравится, в нём не чувствуется гнили.
        – Ты знаешь, что многие недовольны твоими воинскими званиями?
        Мне надоела бесхребетная организация армии в Орселе, и несколько дней назад начал её менять. Раньше были только генералы, которые командовали корпусами численностью от двух до пяти тысяч бойцов. Мог быть ещё командующий, который возглавлял вообще всё. Права и обязанности остальных командиров распределяли сами генералы, причём это всё время менялось и не существовало постоянной структуры. Я разбил корпуса на отряды по тысяче человек и назвал их полками. Соответственно, назначенные ими командовать офицеры именовались полковниками. Более низким званием было капитанское. Капитаны командовали отрядами численностью в две-три сотни человек. Самыми младшими офицерами, у которых в подчинении было не больше сотни бойцов, стали существующие здесь лейтенанты.
        – Перебьются! – отмахнулся я. – Надо ещё заставить их отдавать честь. Вы давно нормально не воевали, но при настоящей войне отсутствие в армии порядка и организации – это прямой путь к поражению. Я уже год здесь живу, но вы меня временами просто поражаете! До вас или совсем не доходит, или доходит очень туго то, что для меня очевидно.
        – Можешь привести пример?
        – Да ради бога! Вот вы недавно спрашивали, как мы будем брать города. За другие сейчас не скажу, но Паринас возьмём без малейших затруднений, несмотря на его метатели. Тот, кто создавал оборону города, почему-то выстроил её только против угрозы со стороны реки. Баллисты направлены туда, и защитные сооружения прикрывают только это направление. Баллисты установлены на склоне холма на высоте в две сотни локтей. Не знаю, насколько удобно постоянно ходить вверх и вниз, но обзор оттуда прекрасный и снаряды летят далеко, вот только сектор обстрела не очень широкий, а в обратном направлении они не смогут стрелять принципиально – холм мешает!
        – Ты хочешь их обойти! – сразу же догадался Маркус.
        – Конечно. Это же напрашивается само. Там нет никаких инженерных сооружений, препятствующих такому обходу. Что это, Маркус? Самоуверенность или такой способ мышления? Если противник решит захватить столицу, он несомненно двинется по реке, а увидев грозную крепость Париноса, он обязательно высадится в порту и полезет штурмовать сооружения в лоб! Как тебе такая логика?
        – В чём-то ты прав, – потёр рукой лоб Маркус. – Лично я так и сделал бы. Раз есть сооружения, мешающие движению флота, нужно совершить вылазку и их разрушить.
        – Надеюсь, что наш противник и дальше будет действовать так же.
        – А пришелец? Эта Олия Занга?
        – Она девчонка, Маркус! Они у нас в войне вообще мало что смыслят. Куклы, наряды, обсуждение мальчишек. Она может знать рецепт производства пороха и сразу бросится в глаза отсутствие доспехов, но этого мало! Пусть она много читала, и кто-нибудь из магов улучшит память, но этого недостаточно. У девчонок просто иначе работают мозги. Не у всех, но у многих.
        – Будем надеяться, что ты прав, – вздохнул маг. – Давай раньше ляжем, утром будет много дел.
        – Сейчас ляжем. Я слышал, что кто-то из наших приезжал из замка Година и ты с ним разговаривал. У них всё в порядке?
        – Мальчишка уже поправился. Ходит вокруг пролома и строит планы, как его заделать. Дружина, кроме двух человек, принесла ему клятву верности. Этих двух переправили к остальным пленным. Продовольствие для нас он собрал.
        По молчаливому согласию мы с ним не говорили о Сани. Днём у меня было много дел, но вот ночью... Почти каждую мне снилась девушка с серыми глазами. Мы с ней только гуляли и говорили. Проснувшись, тщетно пытался вспомнить эти разговоры, а потом приходил день с его заботами, и я обо всём забывал до следующей ночи.
        Утром, когда позавтракали, начали прибывать корабли флота, которые сразу же становились под разгрузку. Мы оборудовали несколько причалов, на которые по широким сходням выбирались люди, ведя за собой нервничавших и упиравшихся лошадей. Экипажам кораблей дали отдохнуть и принять пищу, после чего началась погрузка мечников и стрелковых подразделений. Для ускорения движения я распорядился в походе о смене части гребцов перевозимыми солдатами. Вечером им в бой не идти, а экипажам помогут. В этой войне матросы сами не воевали, но трудились больше других. Мы успели прибыть к большой рыбацкой деревне за два часа до того, как стало смеркаться. Незадолго до этого сделали остановку и высадили две сотни солдат, которые прошли лесом и не дали сбежать рыбакам. Если бы им дали уйти, о нашей высадке в тот же день узнали бы в городе, а это могло нарушить мои планы. Из деревни к городу вела просёлочная дорога. Пользовались ею редко, так что колея была едва видна, а кое-где росли кусты. Переночевав в лагере, мы с Маркусом сходили в деревню, где за серебряную монету купили на себя одежду местных рыбаков, две корзины с их уловом и взяли на время телегу, запряжённую парой неказистых на вид лошадок. Дорога до города заняла часа три. Надо сказать, что перед выездом мне пришлось выдержать с магом настоящий бой, прежде чем я всё же убедил его в необходимости такой поездки, причём именно с моим участием. Как я и думал, никто не обратил на нас внимания. На воротах пришлось заплатить несколько медяков за въезд, после чего мы добрались до городского рынка, где избавились от рыбы, продав её перекупщику. Потом оставили воз с лошадьми на одном из постоялых дворов и заплатили конюху за то, чтобы он приглядел за нашим добром и накормил лошадей. После этого можно было спокойно прогуливаться по Паринасу от порта до верхнего города, уходившего амфитеатром по склонам двух огромных холмов. Именно на этих холмах и стояли большие баллисты и казармы солдат, которые охраняли орудия и их расчёты. Как мне и говорили, на обратных от города склонах холмов не было никаких препятствий, кроме зарослей кустарника. Можно было, расцарапав лицо и потрепав одежду, забраться по холмам и свалиться солдатам на голову. И не нужно никакого штурма. Усталые, но довольные, мы для вида купили на рынке несколько живых гусей, забрали у конюха свой транспорт и под гусиный гогот покинули город, которому осталось несколько часов входить в состав королевства Гардия.
        В лагере я первым делом переоделся, после чего приказал объявить построение полков, которые собирался использовать при захвате города. Бойцов быстро собрали в строй в десять шеренг.
        – Слушайте внимательно и передайте тем, кому из-за расстояния плохо слышно, – громко сказал я, встав посередине строя. – Завтра, ещё до рассвета, выходим на исходные позиции и с первыми лучами солнца захватываем город. Я не ожидаю сопротивления и запрещаю убивать тех, кто сдаётся в плен. Солдат нужно захватить врасплох, обезоружить и закрыть в казармах. Затем захватываем арсенал, магистрат и порт. Не должно быть никакого мародёрства! Это уже наш город, и я не позволю грабить его жителей. Из военной добычи всем участникам штурма дополнительно к жалованию будет выплачена премия. Предупреждаю любителей женского пола, что за насилия буду вешать, невзирая на чины и прошлые заслуги. Вопросы есть?
        – А если по взаимному согласию? – спросил из рядов молодой голос, породив пробежавшую по рядам солдат волну смешков.
        – Если вы начнёте развлекаться во время штурма, пусть даже и по взаимному согласию, повешу за пренебрежение долгом. Понятно сказано? Разойдитесь!
        Утром всех подняли за три часа до рассвета, быстро накормили и, построив в колонны, повели к городу. Не дойдя до него с пол-лиги, колонны начали распадаться и солдаты врассыпную вошли в лес, стараясь держаться своих полков. Через полчаса мы уже были у подножья нужного холма. Придерживая оружие и матерясь, когда попадались колючие кусты, солдаты и офицеры начали забираться на холм. Подъём длился до тех пор, пока закончился лес и пошли сплошные заросли кустов. Держась края леса, бойцы с двух сторон обогнули холм и оказались прямо над позициями баллист и казармами гарнизона.
        – Пошли вниз! - скомандовал Лонар и добавил, поймав за шиворот бросившегося вниз солдата: – С горы нельзя бежать – не сможете остановиться!
        Минут через десять позиции метателей и казармы были захвачены. Солдаты не носили с собой оружия и не оказали сопротивления. Кое-кто из офицеров схватился за меч, но с ними не церемонились, отобрали оружие и, как и остальных, загнали в казармы. Мы оставили у захваченных объектов свою охрану и по длинным каменным лестницам начали спускаться в нижний город. Немногочисленная городская стража не оказала сопротивления и сразу сложила оружие, поэтому захват магистрата прошёл без инцидентов. Я сел за стол его председателя и приказал привести сюда захваченных в здании. Когда это было выполнено, сказал:
        – Господа, спешу вас обрадовать. Ваш город теперь находится в другом королевстве. Король у вас, естественно, тоже сменился. Это его величество Игнар Орсел, а я являюсь мужем его дочери и командующим армией. От вас ожидаю полного содействия работе военного коменданта, которого назначу на время, пока идёт война. Он не станет вмешиваться в ваши дела, будет только контролировать порт. Я же хочу осмотреть городские склады, в которых ваши купцы хранят свои товары. Не нужно меняться в лице: я не собираюсь ничего брать даром. Если что-нибудь потребуется для военных нужд, заплачу хорошую цену. Это уже наш город, поэтому его не будут грабить. Мы взяли под контроль порт и гарнизон города, решим несколько своих проблем и уйдём захватывать столицу. Вы не ослышались, мы собираемся присоединить к своему королевству не только ваш город, но и всю Гардию. Можете мне поверить, что ваш город от этого только выиграет. Кто председатель магистрата?
        – Я, ваше высочество, – поклонился мне невысокий человек с большими залысинами и умными печальными глазами. – Кнор Галиш, к вашим услугам.
        – То, что вы к моим услугам, только вежливая форма речи или вы действительно готовы сотрудничать?
        – Я готов помочь вам, принц, всем, чем смогу.
        – В таком случае занимайте своё место и работайте, – я освободил его кресло и вышел из-за стола. – Мне нужен провожатый для осмотра складов.
        – Вас проводит мой заместитель Стах Матей.
        К складам, которые находились в районе порта, нас отвезла одна из карет магистрата. Две сотни кавалерии, которые дожидались окончания штурма недалеко от городских ворот, уже вошли в город, и сейчас меня сопровождал десяток всадников охраны. Мы осматривали склады до обеда. Я указал на товары, которые требовались для армейских нужд, и попросил посчитать их цену и подготовить к отправке. Мы уже заканчивали осмотр, когда в одном из помещений я увидел большой штабель лёгких тюков.
        – Что в них? – спросил я Стаха.
        – Это волокно сармы, ваше высочество, – подобострастно ответил чиновник. – Сырец.
        – Офигеть! – сказал я. – Забираю всё до последнего тюка! Немедленно доставить этот груз на корабли, я расплачусь за него в первую очередь.
        Когда я только знакомился с этим миром по книгам и терзая вопросами друзей, обнаружил, что здесь не додумались до такой глупости, как курение. То ли причиной того, что никто не глотал дым, было отсутствие здесь аналога табака, то ли дело было в другом, но курильщиков не было ни в одном из королевств. У меня в семье никто никогда не курил, так что я был этому только рад. Все остальные присущие людям пороки здесь были. Точно так же процветало пьянство. Крепких напитков вроде водки не использовали, но низкий процент содержания спирта в местном пойле легко компенсировался количеством выпитого. Было и несколько видов наркотиков, но их редко употребляли из-за дороговизны. И была сарма. Эту траву использовали вроде нашего льна для производства ткани. Но у неё имелось одно интересное свойство. Если поджечь высушенную сарму или отходы при обмолоте, выделялся густой чёрный дым, вдыхание которого приводило к появлению необыкновенно реальных и жутких галлюцинаций. Очищенное волокно такими свойствами не обладало. Это явно не было действием наркотика, так как не наносило прямого вреда и не вызывало привыкания. Косвенный вред заключался в том, что человек под действием нестерпимого страха на время терял рассудок и даже мог наложить на себя руки. В некоторых королевствах дым сармы даже использовали для пыток. Поэтому меня поразило то, что находились любители и этой гадости. Если вдыхать немного дыма, человек мог частично контролировать свои видения, и они уже не были такими страшными. Я не понял, в чём радость для «курильщика», а Маркус не стал объяснять, сказал только, что придурки всегда были, есть и будут. Теперь, наскочив на запас этой травы, я понял, что могу устроить своим противникам полноценную химическую войну. Достаточно зажечь эту отраву, когда ветер будет сносить дым на врага, чтобы любое войско быстро превратилось в стадо обезумевших животных. Эффект после исчезновения дыма сохранялся ещё некоторое время, так что у нас была возможность справиться с потерявшими разум людьми и не надышаться самим. Через час к ним вернётся разум, только будут уже связанными и без оружия.
        В Паринасе мы простояли три дня. Я понимал, что эта задержка лишает нас преимущества внезапности, но ничего не мог поделать. Армия устала, а ещё больше устали экипажи гребных судов. Для солдат поход не был сложным и почти не сопровождался потерями, но здесь не только разучились воевать, местные вояки даже не могли или не хотели долго переносить связанные с войной лишения. Всё-таки моё сборное войско не было армией в полном смысле этого слова. Солдаты получили жалование и обещанные надбавки и сейчас спускали всё это в трактирах и весёлых домах. Девушек не хватало, и многие из моих бойцов сговаривались с горожанками, щедро отсыпая им серебро. Здесь нас нагнал присланный Игнаром корабль, который привёз большую сумму денег. Кроме золота, я получил два бесценных подарка – письма от жён. Я страшно по ним соскучился и боялся, что военная компания может затянуться и ребёнок у Алины родится без меня. Я читал и перечитывал строчки, написанные милыми руками, нюхал бумагу, вдыхая запахи благовоний, которыми пользовались жёны и ещё пахли их письма. В эту ночь мне впервые не снилась девушка с серыми глазами. А на следующее утро мы начали грузиться на корабли и под мерные удары вёсел по воде двинулись к своей следующей цели – городу Сантина. Я решил не оставлять за спиной крупный город, принадлежащий Галиду. Купцы и корабелы – это не военные моряки, и я рассчитывал, что мы не потеряем много времени. Дорога заняла два дня из-за того, что на всех не хватало кораблей, и войска перевозились в несколько этапов. Вначале в порт отправили корабль без десанта, чтобы он смог легко уйти в случае опасности. Опасения оказались напрасными, и наш корабль был с почестями принят членами магистрата, которые изъявили желание принять и весь флот. Когда пришли остальные корабли, я тоже встретился с городской верхушкой. На встрече присутствовал и Маркус, который остался чем-то недоволен.
        – Они вроде не врали, но от этой встречи у меня остался какой-то осадок, – сказал он после ухода чиновников. – Я понимаю, когда Игнару принесли присягу бароны. У них не было выбора, и ты оставил лазейку для совести, заявив, что не будешь использовать их против Галида. Паринас мы взяли штурмом и поставили магистрат перед фактом, а этим с какой стати кидаться в объятия Игнара? Неподалёку находится весь военный флот Гардии, да и в Ротане должны быть войска. Вполне могли попросить помощи, и им в ней не отказали бы. Непонятно мне это.
        – Может, дело в том, что вы один народ? – предположил я. – Если бы мы говорили на другом языке, верили в других богов и придерживались иных обычаев, то и встреча могла быть другой.
        – Мне кажется, что ты недооцениваешь того, что мы двести лет были врагами, – хмуро сказал маг. – Похожесть ещё ни о чём не говорит. Иной раз и родные братья бьются насмерть. Как хочешь, а я приму меры и усилю караулы.


                Глава 44


        Маркус оказался прав. За три дня до нашего прихода в город проникли две сотни воинов Галида, переодетых в крестьянскую одежду. Они вышли на связь с магистратом и подчинили себе его стражу, а сегодняшней ночью попытались захватить и уничтожить корабли. Удвоенный Маркусом караул в полсотни матросов отчаянно отбивался и был полностью вырезан, но сохранил нам флот. Когда поднятые по тревоге солдаты ворвались в порт и перебили нападавших, у причалов догорали два корабля и ещё один только начал разгораться. Его удалось потушить и исправить нанесённые повреждения. К счастью, на сгоревших кораблях не было мин или снарядов для требюше, иначе мы не отделались бы так легко. Помимо погибшего караула были и другие потери. Из увольнения не вернулось больше семидесяти человек. Здесь уже постаралась стража. Мы нашли два десятка тел, отыскать остальных так и не удалось. Городская стража и члены магистрата из города исчезли, забрав свои семьи.
        – Это работа Олии, – сказал мне Маркус. – У нас так никто не воюет. Говоришь, что у девчонок мозги повернуты в другую сторону?
        – Моя ошибка, – признался я. – Не ожидал от неё такого. У самого была мысль с помощью переодетых солдат захватить ворота, но счёл вариант с холмом более выгодным. Пришлось бы наступать на позиции солдат, карабкаясь на холм, а они успели бы подготовиться и нанести нам большие потери.
        Настроение было подавленное. Ещё никогда в этой войне у меня не гибло столько людей сразу. Но предаваться душевным терзаниям было некогда, нужно было срочно решать дела. Я оставил военным комендантом барона Хенка, выделив ему пять сотен солдат.
        – Понимаю, что вы рвётесь в бой, Лас, – сказал я ему, – но это задание намного сложнее, чем махать мечом. Сантина для нас очень важна, поэтому постарайтесь сохранить город и не дать застать себя врасплох. Найдите общий язык с местными, купите себе среди них помощников, наконец! Тщательно контролируйте ворота и порт. Если вернётся кто-то из стражи или магистрата – повесите. Семьи трогать не нужно. И похороните ребят как подобает, а то нам нельзя больше задерживаться. Задул попутный ветер.
        Он удивлённо посмотрел, не понимая, чем так важен ветер для гребных судов, но не стал спрашивать.
        В поход взяли самые боеспособные части, и к первым кораблям прицепили плоты, на которые вместо снятых деталей требюше положили связанные вместе тюки сармы. После Сантины Лерша стала уже: здесь теперь с трудом разошлись бы четыре гребных судна, а нормально маневрировать могло только одно. Но глубина повсюду была большая, а берега по обе стороны реки – высокие и обрывистые. Фактически мы плыли в каньоне. Ветер по-прежнему продолжал дуть нам в спину, и, если бы я знал какие-нибудь молитвы и верил в их действенность, сейчас точно помолился бы, чтобы он не поменял направления и не стих. Двигались почти до вечера с двумя небольшими остановками для отдыха гребцов. А потом нас встретили. В этом месте река делала небольшой поворот. Когда мы его выполнили, увидели десятка три вражеских судов, которые полностью перегородили реку, убрав вёсла и скрепив борта. Все корабли были повёрнуты к нам кормой, и корабельные баллисты изготовлены для стрельбы. Для того чтобы попасть под их ядра, нам оставалось проплыть метров триста.
        Естественно, мы туда не поплыли. По моей команде матросы отвязали плоты, отбуксировали их одним кораблём выше по течению метров на сто и надёжно закрепили на месте, столкнув в воду с каждого по три больших камня, обвязанных длинными канатами. Течением чуть снесло их вниз, но камни зацепились за неровности дна, и плоты остановились. Потом три кучи тюков были облиты маслом и подожжены. Сделав своё дело, экипаж этого корабля немного сдал назад и бросил якорь.
        Тюки с сармой быстро разгорелись, и небольшой, но постоянно дувший ветер нёс чёрный дым на корабли гардейцев, заполняя им весь каньон. Наверное, на кораблях решили, что мы хотим незаметно приблизиться под покровом дыма, не дав по себе прицельно стрелять. Свою ошибку они поняли сразу, как только дым достиг первых кораблей. До них было пол-лиги, но отчаянные, полные ужаса крики доносились совершенно отчётливо. Тюки горели с полчаса, после чего к плотам подплыли на лодке и залили их водой. Выждав ещё немного, чтобы ветер выдул остатки дыма, мы пустили на разведку головной корабль. Его экипаж доплыл до корабельной баррикады, произвёл её осмотр и подал нам сигнал, что опасности нет. Когда мы по одному растащили корабли, выяснилось, что в живых осталась только треть их экипажей. Остальные либо лежали в лужах крови на палубе, зарубленные собственными товарищами, либо утонули, бросившись в воду. Если долго дышать дымом сармы, помутнение рассудка заканчивалось глубоким обмороком, поэтому мы первым делом собирали уцелевших, но находившихся в бессознательном состоянии матросов и вязали их по рукам и ногам. Потом пришлось опять встать на якорь и ждать, пока выделенные из каждого экипажа матросы перегонят захваченные корабли в Сантину и сдадут там пленников. Эвакуация захваченных военных моряков и трофеев длилась весь вечер и всю ночь. Уходящим в рейс с последним кораблём матросам дали задание остаться в городе и отдыхать. Из-за усталости толку от них было мало, а Хенку не помешает иметь под рукой корабль.
        На следующее утро снялись с якоря и двинулись малым ходом. Река сузилась, и течение стало быстрее, а гребцов в экипажах не хватало. Я искал место, где можно было бы высадиться, но отвесные берега не давали такой возможности. Несколько раз видели людей, которые сразу же прятались, несмотря на то что мы не смогли бы причинить им никакого вреда.
        – С момента боя мы больше не видели на реке кораблей, – сказал я Маркусу. – По словам адмирала, здесь никогда не было хороших дорог, поэтому если кто-то из тех, кого мы видели, захочет предупредить о нас коменданта Ротана, быстро это сделать не удастся. Высадиться, чтобы осмотреться и напасть на город с суши, не получается, а штурмовать порт днём – это безумие. Поэтому предлагаю напасть ночью, пользуясь тем, что у нас есть шесть сотен бойцов, которые хорошо видят в темноте. На причалы плыть не на кораблях, а на лодках. Они могут взять сразу больше сотни человек. Адмирал говорил, что корабли к причалам ставят очень тесно, а наблюдение ведут за тем участком реки, откуда может последовать нападение, так что шанс проскочить у нас есть. Причалы наверняка охраняются, а на отдельных кораблях может быть кое-кто из экипажей. Если сможем тихо высадиться и захватить порт, то считайте, что половину дела уже сделали. Мы захватили почти все боевые корабли, да и война со Стани требует солдат, поэтому их не должно быть много в Ротане. Даже если не удастся сразу захватить крепость, её можно блокировать и заняться городом. Никуда они не денутся, потом доставим мины и вынесем ворота. Солдат в самой крепости никогда не было много, а сейчас и подавно будет только две-три сотни, чтобы могли управиться с баллистами. Что думаешь?
        У Маркуса были уточнения по количеству и составу первой десантной партии, в остальном мой план приняли без изменений. Мы подплыли к городу, когда уже начало темнеть, и встали на якоря за пол-лиги от места, где понижался левый берег Лерши, а она сама становилась шире, образуя сильно вдающуюся в сушу бухту, в которой и был построен порт. Люди легко поели и немного отдохнули, после чего начали заполнять лодки, уключины на которых обильно смазали маслом. В первую партию Маркус меня не пустил, да я и сам не рвался, поэтому могу рассказать о высадке только с чужих слов.
        Лодки незаметно зашли в бухту и малым ходом почти в полной темноте приблизились к причалам, после чего с них соскользнули в воду десятка два братьев, вооружённых кинжалами и метательными ножами. Выбравшись на крайние корабли, они почти бесшумно перебирались с корабля на корабль, продвигаясь к набережной. Выходить на причалы было рискованно, потому что у гардейцев имелись люди с магически улучшенным зрением. Несколько раз обнаруживали спящих матросов. Рисковать мы не могли, поэтому не оставляли живых. Порт охраняли четыре наряда по три человека в каждом, и три десятка солдат спали в караульном помещении. У караулки покачивался на ветру большой масляный фонарь, который и составлял всё освещение порта. Основная сложность заключалась в том, чтобы скрытно рассредоточиться по набережной и подобраться на расстояние броска ножом к бойцам нарядов. Это пришлось делать ползком, надолго замирая на месте, если кто-то из солдат оказывался поблизости. Выкрашенные ореховым соком и неподвижно лежавшие на набережной тела братьев было очень трудно заметить, а вот когда человек приподнимался и начинал двигаться, сделать это было уже намного легче. Поэтому ликвидация нарядов заняла часа три. Несильный вскрик, чей-то хрип и звон упавшего ножа – вот и все звуки, ставшие результатом одновременной стремительной атаки братьев на караулы. Солдаты в караулке так и не проснулись ни от этого шума, ни тогда, когда к ним пришла смерть в облике пяти братьев, неслышно проскользнувших в незапертую дверь караульного помещения. Как потом узнали, повезло в том, что за несколько дней до нашего появления находившихся здесь опытных вояк отправили драться в долину Ори, заменив их молодым пополнением. Те вряд ли позволили бы перерезать себя во сне. Дальше можно было уже так не таиться. Лодки ушли к кораблям за следующей партией десанта, а высаженные с них бойцы занялись проверкой пришвартованных судов и территории порта. На этот раз обнаруженных людей уже не убивали, а сгоняли под охрану в найденное недалеко от караулки пустое складское помещение. Мы с Маркусом высадились с третьей партией, которая захватила с собой большое количество арбалетов. Следующими должны были пойти лучники, а всего до рассвета мы надеялись забросить в порт две тысячи бойцов. Учитывая малочисленность местного гарнизона, этого должно было хватить. Когда в порту скопились около тысячи солдат, начали выдвижение к магистрату с целью обезвредить городскую стражу. Передовые отряды почти без шума захватили и загнали в подвал магистрата около сотни стражников, где их заперли, оставив охрану, а сами бегом устремились к воротам крепости. Здесь нас впервые заметили, подняли тревогу и обстреляли из луков. Мы ответили стрелами на стрелы, и несколько человек с криками упали со стены на внутренний двор. Остальные попрятались, но начали изо всех сил колотить в било. Вот тут мы поняли, в чём просчитались. Ротан, в отличие от Сантины, населяли не торговцы и рыбаки с корабелами, а семьи солдат и военных матросов. Почти в каждом доме имелось оружие, и сейчас его пустили в ход. Мы начали нести потери от болтов и клинков, которые взяли в руки женщины и подростки. В тесноте городских улиц было трудно защититься, когда из окна или внезапно распахнувшейся двери в спину летел болт, или наносился удар клинком. Поначалу мои бойцы сдерживались, пытаясь отобрать оружие и запереть обезумевших женщин в домах, но нападения только множились. Солдаты рассвирепели от потерь и начали в ответ убивать всех подряд. Ни до того, ни после я не был так близок к тому, чтобы плюнуть на всё, скомандовать отход и, погрузив своих людей на корабли, уплыть домой. Остановило только то, что у нас не было возможности уйти, не взяв крепость. Лодками не успели бы эвакуироваться, а корабли потопили бы баллисты. Я смотрел на лежавшие на городских улицах тела своих бойцов и убивших их женщин и детей, и мой счёт к Ольге Шатровой стремительно увеличивался. Постепенно мы брали город под контроль. Нападения горожан на солдат стали реже, а из порта к нам постоянно подходило подкрепление. К рассвету всякое сопротивление прекратилось.
        – Мы потеряли убитыми четыре сотни бойцов, – говорил мне Маркус, – и почти столько же ранены, к счастью, по большей части легко. Сколько погибло горожан, пока никто не скажет. Я от них такого не ожидал, хотя это прекрасное доказательство моим словам о двух сотнях лет ненависти. Не простое это будет дело – создать из двух королевств одно. Кто-то это примет легко, а кто-то вот так.
        Он показал рукой на улицу, где в двадцати шагах от нас лежал мёртвый мальчишка лет тринадцати с почти перерубленной шеей. Рядом с ним валялся разрубленный арбалет.
       – Прежде чем их убьют, – сказал я ему, имея в виду защитников крепости, – я заставлю собрать и похоронить все тела с улиц. Ведь не могли не знать, сволочи, чем всё закончится!
        – В такие мгновения редко думают головой, – ответил он, – но лично я не возражаю. Важны не намерения, а последствия. Что будем делать с крепостью? В ней должно быть мало защитников, но мне не хочется опять терять людей.
        – Мне хочется этого не больше твоего, поэтому посылай за минами. Двух, я думаю, хватит. И пусть возьмут кого-нибудь из местных в качестве проводника. Должен же быть здесь хоть кто-то вменяемый.
        Мины принесли ближе к вечеру. Наши матросы попытались сделать несколько рейсов по светлому времени, чтобы подвести подкрепление, но из крепости по ним довольно точно выстрелили из баллисты. Попасть не попали, но ядро упало в опасной близости от лодок, окатив гребцов водой, поэтому было принято решение больше так не рисковать. С прибытием мин судьба крепости была решена. Наши лучники не давали её защитникам высунуться из-за стен, поэтому братья спокойно поднесли и уложили мину под ворота, запалили фитиль и поспешно удалились. Первым взрывом сорвать створки не получилось, их только вогнуло внутрь и вырвало несколько петель. Пришлось пожертвовать ещё одной миной, после чего остатки ворот, кувыркаясь, улетели во двор крепости, убив при этом несколько бойцов. Остальные, очумело тряся головами, бросали оружие на брусчатку двора. К кораблям тотчас же отправили лодку, и вскоре наш флот уже вошёл в гавань и занял те причалы, где раньше швартовались захваченные нами военные корабли. В тот же день я приказал собрать на площади перед магистратом всё население города, которого оказалось на удивление мало. Фактически это был даже не город, а база военного флота Гардии, где жили только моряки, члены их семей и те, кто их обслуживал. Рядом с магистратом быстро сколотили помост, с него я и обратился к жителям, которых собралось тысячи две. Солдат со мной было мало. Они редким кольцом окружали помост, чтобы ни у кого не родилась мысль метнуть в меня нож, и стояли в проходах на площади, проверяя, чтобы никто не пронёс оружие посерьёзнее. На всякий случай в самом магистрате укрылись с полсотни братьев, но на площади об этом никто не знал.
        – Я постараюсь говорить громче, чтобы было слышно всем! – сказал я. – Я вижу в глазах многих из вас ненависть. А ведь это я должен вас ненавидеть, а не наоборот! Именно Галид с помощью ваших мужей развязал эту войну, принеся на землю Орсела боль и смерть! И до того в нашем противостоянии первый удар следовал с вашей стороны, мы лишь давали сдачи. Но на этот раз был не просто пограничный конфликт, к нам вторглись семь тысяч ваших воинов, во главе с братом короля, вооружённых чудовищным оружием. Нам пришлось приложить немало сил, чтобы их разбить. Чаша нашего терпения переполнилась! Двести лет один некогда разделённый народ постоянно проливал кровь без цели и смысла! Мы решили положить этому конец и объединить два королевства в одно. У нас один язык, одна вера, сходные обычаи. Что нам с вами делить? Пользуясь тем, что вы отправили к нам воевать лучших солдат, на вас напало королевство Стани. Сделали бы они то же самое, если бы мы были едины? Никогда! По пути сюда мы захватывали в бою замки и города и предпочитали не убивать своих противников, а брать их в плен. Сегодня он противник, завтра – подданный, а послезавтра может стать другом! Мирное население и подавно никто не трогал. Ваш город стал исключением. Страх за своих мужей и воспитанная в вас ненависть к Орселу толкнула ваших женщин и детей выйти на улицы и бить в спины моим солдатам. Их было слишком много, и наши бойцы, защищаясь, вынуждены были убивать. Итог этой бойни – четыре сотни убитых вами солдат и в два раза больше горожан, в большинстве женщин и детей. Для моей армии такие потери будут невелики, но вот родственникам и друзьям убитых вы принесли горе. Не думаю также, что сильно обрадуются ваши отцы и братья, когда вернутся живыми из плена и обнаружат свои пустые дома. Мы собираемся захватить вашу столицу, а для этого мне нужно собрать все свои силы в кулак и дождаться подкреплений. Это я буду делать в вашем городе. А потом мы уйдём и оставим вам правителем военного коменданта. Пройдёт немало времени, прежде чем вы снова сможете выбрать себе магистрат. Но если вы надумаете опять наносить нам удары из-за угла, пестуя свою ненависть, то этого города больше не будет. Для Галида это было место, откуда можно было наносить удары по Орселу. В таком качестве мне этот город не нужен. А вот как кузница кадров для нового флота объединённого королевства он может подойти. Флота, который будет плавать не только по этой не слишком большой реке, а выйдет в океан, сожжёт пиратские гнёзда и откроет для королевства новые земли. Но это возможно только тогда, когда вы примете сердцем наше объединение. Если же вы останетесь врагами, город будет предан огню, а вас выселят с теми вещами, которые сможете унести в руках. Вижу, что до многих мои слова так и не дошли. Очень жаль. Когда тренируют бойца, у него развивают силу удара, отрабатывая его на набитом опилками кожаном мешке. Если боец ударит мешок и не сможет его отбить или уклониться, то получит этим же мешком по морде. Должен ли он при этом винить за свою боль мешок или все-таки самого себя? Больше я не собираюсь вас убеждать, и так сорвал голос. Осталось только одно. Когда мы берём пленных, относимся к ним уважительно и покушаемся только на свободу, а не жизнь. В вашем городе кое для кого придётся сделать исключение. Взятые в плен стражники посидят до конца войны в одном из лагерей и вернутся домой, а вот девяносто два защитника вашей крепости, которые ударили в набат и после её взятия остались в живых, будут казнены по моему приказу, потому что призвали вмешаться в бой женщин и детей. Сами они в этом бою не участвовали, благополучно отсидевшись за стенами. Сейчас их сюда приведут, и я хочу, чтобы они посмотрели вам в глаза. Сначала хотел заставить пленных самих убирать и хоронить погибших по их вине жителей города, но взятие крепости затянулось, и мы не могли позволить телам и дальше лежать на улицах. Их вид терзает душу, да и жарко уже, так что мы похоронили их сами. Я ухожу, а вы попрощайтесь со своими «героями» и посмотрите на них в последний раз. До захода солнца они будут повешены.
        Я спустился с помоста в полной тишине. Позже мне рассказали, что так же молча горожане смотрели на приговорённых к смерти. В их сторону пока никто не плевался, но уже само молчание говорило о многом. Я не обольщался: сколько речей ни произноси, какие правильные слова ни говори, всё равно не станешь другом тому, у кого только что убил кого-то из близких. Но была надежда, что со временем мы, по крайней мере, не будем врагами. За те три дня, которые я провёл в Ротане, не было ни одного покушения, только мальчишки несколько раз бросали в солдат камни. На второй день мы подтянули все свои силы. Войска в Ротане не поместились, и часть их расположили за городом. На третий день, наконец-то, прибыла давно обещанная помощь. Десять гребных судов привезли мне полторы тысячи мечников и пять сотен стрелков.
        – Большое вам спасибо, граф! – поблагодарил я старшего конвоя. – Вы прибыли очень кстати, теперь мы сможем закончить эту войну. К вам будет просьба. В Сантине находятся трофейные корабли. Посадите на десять из них половину своих гребцов и отгоните в Орсел. Поплывёте по течению, так что это будет нетрудно сделать. Только вначале помогите перебросить солдат ближе к столице.
        – Вы собираетесь атаковать столичный порт? – спросил граф. – Может быть, и нам в этом поучаствовать?
        – Там слишком сильная защита, нам пустят на дно корабли. Я думаю высадиться в десяти  лигах от города и наступать по суше.
        – А хватит сил? Наверное, Галит собрал для защиты столицы все войска.
        – Может, и собрал, – усмехнулся я, – только ему нечего собирать. Неудачная война с нами и нападение короля Стани съели его резервы. Вы забыли, когда в последний раз осаждались большие города. По рассказам пленных, у Галида в столице совсем мало войск, есть ещё стража и дворянское ополчение, если его получится собрать.
        – А может не получиться? – недоверчиво спросил граф.
        – Он его соберёт, но вряд ли много. Я постарался, чтобы всем стало известно то, что перешедшим на нашу сторону дворянам оставляются титулы и имения. Так что в лучшем случае у него будет тысяч семь солдат, а длина стены Салтана почти девять лиг. И как её защищать такими силами?
        – И как? – с любопытством спросил граф.
        – Никак. Он не сможет защитить свою столицу. Нужно не допускать к ней противника и бить его в другом месте. Если бы не война со Стани, у Галида был бы шанс свести эту партию вничью, заключив мир и отделавшись контрибуцией. А сейчас он уже проиграл, и я больше озабочен не предстоящим сражением, а тем, чтобы он не удрал с сыном и казной. Будет потом мутить воду. Так вы поможете? Нужно сделать четыре ходки, а с вашей помощью надеюсь уложиться в три. К тому же, если против нас бросят остатки флота, ваши корабли не будут лишними.
        До удобного для высадки места, о котором говорил адмирал, было три часа плавания, так что управились с переброской войск за один день, после чего разбили лагерь и расположились на отдых. Матросы графа переночевали вместе с нами, а с утра отправились в Сантину. Я оставил на кораблях половинные экипажи, взяв остальных с собой. Они были нужны не для боя, а для занятия столицы. Перед тем как выступить, собрал офицеров в штабной палатке.
        – Сегодня или завтра будет решаться судьба этой войны, – сказал я им. – Галид не в состоянии защищать столицу, поэтому постарается дать нам бой на подступах к ней.
        – Но у него будет в два раза меньше солдат, – возразил Нил. – На что он может рассчитывать при таком соотношении сил?
        – Правильно мыслишь, генерал, – усмехнулся я. – Скорее всего, он будет рассчитывать на свои снаряды. Баллисты с собой не потаскаешь, и нас теперь под них не заманишь. Единственная возможность нас ополовинить – это завлечь на участок, где уже заложены мины. Для этого они должны вначале на нас навалиться, а потом притворно бежать, увлекая в нужном направлении.
        – А мы на это не поведёмся? – спросил один из полковников.
        – Если мы покажем, что разгадали его планы, Галиду останется только драться. Мы победим и в этом случае, но заплатим за победу немалую цену, а я не хочу больше терять людей. Поэтому будем их преследовать, но только до определённого предела. Я уверен, что сумею угадать заминированный участок. Если мы тупо на него попрём, люди Галида побегут поджигать фитили. А вы по моему сигналу прекратите преследование и обратитесь в бегство. Что будет делать противник, если учесть, что о минах знают только несколько человек?
        – Я остановился бы на месте и в недоумении чесал затылок, – под общий смех сказал тот же полковник.
        – Кто-то остановится, но найдутся и те, кто погонится за вами. Одним словом, воцарится бардак, тем более что у гардейцев будет не армия, а сборище вооружённых людей. Нам нужно загнать на это поле их самих, когда фитили уже подожжены и ничего нельзя изменить.  Вам нужно донести до каждого солдата, что мы будем делать и для чего, а мне – вовремя обнаружить ловушку и предупредить вас о ней. От точности и своевременности выполнения вами приказов будет зависеть всё. Если с этим ничего не получится, то бросаем все игры и начинаем обстрел гардейцев из луков и арбалетов, максимально сокращая их численность. В прямое столкновение не вступать до последней возможности. Боевое построение я покажу при подходе к столице. Жаль, что так и не получилось отработать это на учениях, но у нас не будет сложных манёвров, так что должны справиться.

     Глава 45-Эпилог   http://www.proza.ru/2017/06/25/1636