New! Укрощение строптивой по-Скандинавии!

Алексей Горшков
Мой перевод с английского и редакция малоизвестной норвежской народной сказки (из книги «Popular tales from the Norse” by George Weebe Dasent, NY, 1859, p. 39-47)


У Короля Норвегии был единственный ребенок, и это была девочка. Красавица, ничего не скажешь, но такая самовлюбленная, заносчивая и горделивая, что мало не покажется!  Своим несносным характером, принцесса даже своего папашу короля так достала, что он всячески старался отдать её замуж за подходящего жениха.  Женихов было, хоть отбавляй! Но заносчивая принцесса над всеми женихами  насмехалась и гнала их прочь! Но, как ни странно, женихи не переводились! Возможно потому, что кто-то из претендентов на руку принцессы хотел заполучить красивую жену, а кто-то — жаждал заполучить королевское приданное....
Так случилось, что Принц соседней страны, по имени Hacon Grizzlebeard («Медвежья борода», даю имя в оригинале, чтобы не было ни каких сомнений в правдивости этой истории),  зная о том, что десятки женихов потерпели фиаско, решил и сам «попытать счастья». Ну, право же не знаю, что сподвигнуло Принца на этот шаг: то ли Принц  был любителем «острых ощущений», то ли он действительно хотел взять в жену эту несносную барышню?
Так или иначе Принц Медвежья борода сел в карету, запряженную двумя лошадками, и поехал в Норвегию. Ехал-ехал и наконец приехал. Принца разместили в домике для гостей, а его карету с лошадьми оставили под окнами спальни Принцессы.  А Принцесса, чтоб вы знали, даже и не собиралась знакомиться с каким-то Шведским Принцем, а потому решила повеселиться. А веселиться она умела весьма изыскано, в чём вы можете убедиться сами! Принцесса приказала слугам отрезать у одной лошади уши, а другой лошадке разрезать рот до ушей...  Да не пугайтесь вы так! Я думаю, что это была нормальная, безобидная норвежская шутка в те давние времена! В наше время, у норвежцев «шутки» куда более серьезнее! Например, социальные службы могут забрать ребенка из семьи только потому, что он плачет.... Логика простая: Раз ребенок плачет, значит ему плохо живётся с папой и мамой, и он их не любит!....
Но вернёмся в давние времена! Утром, когда шведский принц Медвежья борода получил официальное уведомление сторожа Министерства Иностранных Дел Норвегии о том, что норвежская принцесса не желает его видеть, он сел в свою карету, и в это время Принцесса  появилась на балконе и громко крикнула:
«Вы только посмотрите на карету шведского принца! Северный ветер оборвал уши у одной из его  лошадей, а вторая лошадка смеётся до ушей над своей подружкой!»
Принцесса, громко и самозабвенно смеясь, покинула балкон, а оскорбленный  шведский принц покинул Норвегию.
Вернувшись в Швецию, принц приводил свои нервы в порядок за чтением пьес Уильяма Шекспира, И вот, начитавшись Шекспира, принц решил «укротить строптивую принцессу», и вот что он сделал. Прежде всего он изменил свою внешность, наклеив бороду и нацепив парик на голову. Затем он сменил свои богатые одежды на одежды нищего, взял золотую ракетку с золотым воланом и вернулся ко дворцу несносной норвежской принцессы. Дождавшись, когда принцесса вышла на балкон, чтобы подышать свежим воздухом, принц-нищий стал бегать под её окнами, сам с собой играя золотой ракеткой и золотым воланом. Вы, конечно, уже удивились тому, что у нищего была золотая ракетка и золотой волан. Не удивляйтесь! Во все времена, хоть сейчас, хоть давным-давно, любой нищий в Норвегии мог позволить себе купить золотую игрушку и наслаждаться ей! Так что, продолжим повествование и не будем обращать внимание на такие пустяки.
Принцесса впервые увидела эту игру и крикнула нищему:
«Эй, бродяга! Научи меня играть в свою игру и подари мне её причиндалы (Это слова принцессы, а не мои...).
А «бродяга» ей в ответ говорит:
«Пусти  меня ночью в свою спальню, хотя бы на пол, и  я подарю тебе золотую ракетку и золотой волан!»
«Ты что, с ума сошел? Если мой отец узнает об этом, он убьёт меня!» - воскликнула принцесса.
«А ты не говори ему об этом, и все дела!»
И что вы думаете? Пустила принцесса нищего в свою спальню или не пустила?........ Пустила!
Через девять месяцев Принцесса родила мальчика. Король был в ужасе! У доченьки внебрачный ребёнок! Король был готов убить дочь своими собственными руками! Но не успел! Нищий-принц вновь вернулся к принцессе, чтобы на этот раз предложить ей «золотого поющего соловья» за ночь с ней. А принцесса, увидав «нищего» под своими окнами, воскликнула:
«Эй, бродяга! Забери меня поскорее от сюда, а не  то мой отец убьет меня, в чём я совершенно не сомневаюсь!»
«Я нищий. Едва ли я смогу прокормить тебя и твоего ребёнка!» - сказал нищий -принц.
«Уж лучше жить впроголодь, чем быть мертвой!» весьма разумно ответила принцесса
«Нищий» принц забрал  норвежскую принцессу с её малышом, и увез их в свою Швецию, где они поселились в небольшом охотничьем домике, на десять комнат, который стоял неподалеку от королевского дворца.
Однажды, Медвежья борода (так он велел себя называть) сказал принцессе, что шведский принц желает, чтобы она испекла для него хлеб.
«Испечь хлеб?! Да я никогда в жизни этого не делала!» - воскликнула норвежская принцесса.
«Пустяки! Просто смотри, как это делается и учись. А потом украдешь хлеб для меня!»
«Украсть хлеб?! Да я никогда ничего не крала!» - воскликнула принцесса.
«Пустяки! Всё новое случается первый раз! Ты должна украсть хлеб! Ну не помирать же мне с голоду!»
Пришлось принцессе направиться во дворец. Хитрый «нищий» отправил ей по дальней дороге, а сам сел на ослика и поехал во дворец по короткой дороге, через лес. Когда он прибыл во дворец, то снял бороду и парик и переоделся в одежды принца.
Между тем, принцесса, дождавшись когда выпекут хлеб, засунула пару булок в свои карманы и уж хотела было скрыться «с места преступления», как вдруг появился шведский принц и стал обыскивать её. Хлеб был обнаружен, принцесса была уличена в воровстве, и принц приказал отвести её в тюрьму.
«Не виноватая я! - Прокричала принцесса классическую фразу. Это мой бой-фрэнд заставил меня украсть хлеб!»
«Как зовут твоего бой-фрэнда?» - поинтересовался принц.
«Медвежья борода» - ответила принцесса.
«Это тот парень, что живёт в крошечном охотничьем домике у кромки леса?» - спросил принц.
«Так и есть» - подтвердила принцесса.
«Так я его отлично знаю! Славный парень! Хочешь я женю его на тебе?»
«Нет! Нет! Лучше в тюрьму!» - воскликнула принцесса.
«Ладно уж! На первый раз я прощаю тебя. И только потому, что я толерантен к нищим!» - сказал принц.
Принцесса вернулась в охотничий домик, а шустрый Медвежья борода уже там, ребеночка в колыбельке качает. Рассказала принцесса обо всё, что с ней произошло, а её бой-фрэнд воскликнул:
«Ну я же говорил, что тебе нечего бояться! Мы с принцем большие друзья!»
Через день, Медвежья борода говорит девушке:
«Принц велел тебе явиться во дворец, зарезать свинью и приготовить свиные сосиски!»
Услышав это, принцесса в обморок упала. «Нищий»-принц откачал её водичкой, и она пролепетала:
«Зарезать свинью?.... Сделать сосиски?.... Я не смогу.... не умею....»
«Пустяки! Просто смотри как это делается! А потом стащишь дюжину сосисек для меня, и все дела!»
Пришлось принцессе подчиниться мужчине. Пошла она во дворец, а Медвежья борода опередил её на своём ослике и вновь поймал на воровстве.
«Ну что мне с тобой делать, девушка? Плачет по тебе тюрьма. Может отдать тебя замуж за Медвежью бороду?»
«Ну нет! Луче уж тюрьма!» - ответила принцесса.
«Ладно уж! Вторично прощаю тебя, ради моей дружбы с Медвежьей бородой!» - сказал принц.
Прошло несколько дней, и однажды, Медвежья борода говорит принцессе:
«Слушай, подружка! Шведский принц дважды не заключил тебя в тюрьму, а теперь он просит тебя о большом одолжении!»
«И что же он просит? Провести с ним ночь?»
«Ну что ты! О таких пустяках он и не стал бы тебя просить! Дело гораздо серьезнее! Через пару дней должно состояться венчание шведского принца с датской принцессой. Уже съехались короли и принцы со всего света, а невеста неожиданно заболела какой-то непонятной болезнью, и врачи говорят, что вот-вот помрёт. А если шведско-датский союз не состоится, то, сама понимаешь, Швеция потеряет лакомый кусочек... Вот этого, шведский принц не может допустить! А потому он хочет, чтобы ты сыграла роль датской принцессы на церемонии венчания!»
«Разве это возможно?» - удивилась норвежская принцесса.
«Ещё как возможно! Датская принцесса и ты, очень схожи внешне!» - сказал Медвежья борода.
Ну, норвежская принцесса согласилась сыграть роль датской принцессы и ей быстренько сшили свадебный наряд.
И вот настал день свадьбы. На брачной церемонии почему-то не было никаких приглашенных королей и королев со всего мира, но шведский принц быстро успокоил невесту по этому поводу, шепнув ей на ушко:
«Вес гости неожиданно заболели. Грибков поели что ли? Пришлось всех в госпиталь отправить, в Швейцарию!»
Завершилась церемония венчания, и норвежская принцесса стала шведской принцессой. А в первую брачную ночь к ней в спальню вошел Медвежья борода и стал раздеваться.
«Ты что, с ума сошел? Шведский принц убьёт и тебя и меня!» - воскликнула «норвежско-датско-шведская» принцесса.
«Не убьёт!» - ответил Медвежья борода.
Когда на нём уже ничего не осталось, кроме бороды и парика, он и от них избавился, и перед принцессой предстал шведский принц во всём своём блеске!....

Вот так, порочная и капризная норвежская принцесса поменяла гражданство, но не титул, а оскорбленный шведский принц «укротил капризную норвежскую принцессу», женившись на ней.... История, почти по Шекспиру, да не совсем.... Вот почему, я назвал эту историю «Укрощение строптивой по-Скандинавии!»