Счастливчик Ген - Главы 37-38

Геннадий Ищенко
                Глава 37


        Разговор с королём начался трудно: Игнар мне не поверил.
        – Мой посланник сообщил, что никакой подготовки к войне в Гардии не ведётся.
        – И когда это было? – спросил я.
        – Примерно две декады назад, а что?
        – У меня более свежие известия. Послание принесла птица, а ей лететь только четыре дня.
        – Какая ещё птица? – поднял брови Игнар.
        – На моей родине есть птицы, с помощью которых раньше передавали небольшие записки, пользуясь тем, что где бы их ни выпустили, птицы всегда летели к дому хозяина, в своё гнездо. По моей просьбе маги ордена вывели таких птиц. Их несколько у каждого нашего агента в других королевствах.
        – Хитро придумано. И что же он передал, помимо известия о мобилизации?
        – Король заказал для армии большие баллисты. Точно такие же будут строить и для моих целей. Раньше было сообщение от другого агента, что в большом количестве покупается сот.
        – А что это? – спросил Игнар.
        – Такой жёлтый порошок, который иногда используют врачи и аптекари. И я использую его для производства своего оружия. Только я, как и Галид, покупаю сорт мешками. Есть и другие признаки того, что там заняты тем же самым, что и я.
        – А чем именно ты занят? Я этим не очень интересовался, а ты сам не докладываешь.
        – С помощью ордена создал образцы очень сильного оружия, а до лета должен изготовить его в достаточных количествах, чтобы уничтожить армию вторжения. А сейчас для меня заканчивают делать мощный требюше, с помощью которого будут забрасывать это оружие в боевые порядки противника. Требюше изготовят разборным, чтобы его можно было перевезти к месту боя. Дней через десять поеду в своё графство испытывать метатель и снаряды. Если требюше меня устроит по дальности и весу, закажу ещё девять таких же метательных машин. Надеюсь, что вы хоть частично поможете оплатить этот заказ, мои собственные возможности не безграничны.
        – Я поеду с тобой и посмотрю сам, а потом решим вопрос оплаты.
        – Надо будет передать мне в подчинение пехотную часть примерно на тысячу человек.
        – Для чего тебе столько?
        – Пятьсот человек нужны для взвода всех требюше, а остальные – для боевого охранения и выполнения оперативных задач. Я не могу положить весь орден в первом же бою.
        – Это тоже будем решать только после поездки.
        – Как хотите, – пожал я плечами, – время пока есть. Хорошо бы подчинить мне все силы на границе, хотя бы из тех соображений, что, в отличие от ваших генералов, я буду знать, что собираются использовать, и как этому лучше противостоять, а они просто потеряют людей.
        – Это тоже решим после поездки. У тебя всё?
        – Я подожду, – сказал я, поднимаясь. – Не хотел вам это говорить, чтобы не подумали, что хочу отомстить, но на носу война, поэтому скажу. Ваш капитан гвардии – человек Кнора Ланиша. Доказательств предоставить не могу, но в сказанном уверен. Верить мне или нет – дело ваше.
        – А о чём ты беседовал с ним на балу? Я имею в виду герцога, а не капитана.
        – Мы не очень чисто сработали в его провинции по гнезду чёрных, и пострадали посторонние. Он промолчал, а на балу объяснил, почему это сделал. В порядке ответной любезности я предупредил о грядущем нападении войск Гардии. Он первым попадёт под удар, а Галид не будет никого щадить.
        – Он поверил?
        – Не поверил, но обещал проверить своими силами.
        – Это хорошо. У Ланиша большие возможности в Гардии, а если опасность будет реальной, он поделится сведениями, это в его интересах.
        Я вернулся домой, недовольный Игнаром, потому что решение важных вопросов откладывалось на достаточно большой срок. Время ещё было, но я хотел, чтобы король оказывал больше поддержки моим планам.
        – Отказал? – спросила Алина, увидев моё невесёлое лицо.
        – Отказа не было, – ответил я. – Отложил решения всех вопросов до нашей совместной поездки в графство. Посмотрит, что мы успели сделать, а потом будет решать.
        – Может, мне с ним поговорить? – спросила Лана.
        – Ты долго думала? – сказал я. – Муж не справился и прислал жену. Думаешь, у него добавится ко мне уважения? Лучше подождём.
        – Тогда спой! – предложила Алина. – Что-нибудь весёлое, сразу станет легче.
        – Мне с таким настроением только петь «Чёрного ворона», – усмехнулся я. – Рассказывал я вам о воронах?
        – Ты сначала спой, потом расскажешь.
        Я им и спел, точнее, провыл, песню, которую прекрасно помнил по кинофильму «Чапаев». Там её исполняли не полностью, так я что слышал, то и исполнил. Потом объяснил, что к чему, и едва успел сбежать в коридор под удивлённым взглядом охранника ордена. Если бы не успел выйти, они меня точно побили бы. Немного постояв за дверью, я заглянул в гостиную.
        – Можно заходить? Уже не сердитесь?
        – Поёт всякую гадость, а потом задаёт глупые вопросы! – сердито сказала Алина. – Если бы не живот и охрана в коридоре, я тебя и там догнала бы. Кто всё время твердил, что песня должна быть жизнеутверждающей? Кто пел, что легко на сердце от песни весёлой? Не ты? Мало нам нервотрёпки, так ещё ты поёшь похоронные песни!
        – Ну извините, неудачно пошутил, – покаялся я. –  Я устал от этой гонки, от ожидания беды, от ответственности. Вы сильно помогаете, но напряжение всё равно накапливается. Скорее бы уж прорвался этот гнойник в Гардии! Теперь нужно доказывать королю, а когда подчинит войска, предстоит уламывать генералов. Это вам не братья ордена.
        – Бедненький! – пожалела меня младшая, уселась на колени и начала целоваться.
        У неё все способы утешения сводились к одному.
        Десять дней прошли быстро. Я в это время в основном развлекался. Съездили втроём навестить стариков Алины, несколько раз были в гостях у Рудеков и других дворян, с которыми свели близкое знакомство, а один раз, пользуясь отсутствием дождя и уже тёплой погодой, в сопровождении братьев и юного Сажа выбрались на конную прогулку за город. За воротами сразу свернули с дороги, которая опять постепенно превращалась в болото, и направились к видневшейся вдалеке роще. В грязи перепачкались, зато получили удовольствие. Единственное, что я за это время сделал полезного, – это обучился у Маркуса языку одного из соседних королевств. В день, когда из замка прилетела гарша с запиской о том, что всё готово к испытаниям, я предупредил Игнара, что едем завтра утром, и с вечера сам собрал необходимое в дорогу. В этот вечер Алина впервые с начала беременности почувствовала себя неважно и ушла от нас спать в гостиную.
        – Может, позвать мага? – встревожился я.
        – Это нормально, Ген, – успокоила она меня. – Когда мама вынашивала Лею, у неё была ещё большая тошнота, к мужу совсем не подходила.
        – Неужели и мне будет нельзя? – поразилась младшая.
        – Какая же ты девчонка! – улыбнулась Алина. – Когда будешь вынашивать своего ребёнка, поймёшь, что есть вещи важнее постельных игр. Кстати, ты так ничего и не почувствовала? Значит, Ген напрасно старался. Не огорчайся: не получилось в этот раз, получится в следующий. В первый раз редко у кого получается зачать, да это и не нужно. Ты не готова стать матерью. Для тебя важнее быстрее родить ребёнка или чтобы он был здоровым и крепким?
        – Моя мать родила Стаха в четырнадцать! – возразила Лана.
        – И умерла родами в шестнадцать. Кому такое нужно? Иди лучше развлекай мужа за нас обеих, да так, чтобы у него в поездке мысли были только о тебе, ну и обо мне немного.
        – Пойдём в спальню, – потянула меня за руку младшая. – Слышал, какой мне дали наказ? Не будем мешать сестре, пусть отдыхает. Это нам с тобой отдыхать нескоро. Только выгони из спальни ларшу, а то она всё время вздыхает, отвлекает только!

        Выехали перед рассветом. Небо затянули облака, но дождя не было. С нами отправился Маркус, который взял с собой пятерых братьев. Король тоже взял охрану из десяти гвардейцев. Дорога была очень трудной, и в первый день нам удалось добраться только до Расвела. Король с гвардейцами отправился ночевать к своему наместнику, а я решил воспользоваться случаем и навестить Хелманов, отправив Маркуса с братьями отдыхать в свой дом. У родственников застал только старшее поколение и Лею. Братья были в разъездах с караванами и должны были вернуться только к началу лета. Хелманы очень обрадовались моему появлению, а когда узнали, что у Алины будет ребёнок, пришли в полный восторг, по крайней мере, Грасс и Лона. Лея и раньше завидовала сестре, сейчас же эта зависть перехлёстывала через край, поэтому я не удивился, когда она разбудила меня среди ночи, пытаясь залезть под одеяло. Одежды на нахалке не наблюдалось, и я отвесил такой шлепок по заднице, что она с визгом слетела с кровати и, всхлипывая, выскочила за дверь. Ну что за оторва, в самом-то деле!
        Утром я наскоро позавтракал и простился с родственниками. Лея так и не вышла к завтраку. Я заехал к себе домой, поздоровался с живущими в нём стражниками и увидел, что маг с братьями уже седлали коней. Через полчаса мы были у городских ворот, где по уговору должны были встретиться с королём. Его пришлось подождать, после чего двинулись по дороге, ведущей к моему замку. Когда достигли цели, были совершенно измотаны, и я мысленно дал себе клятву, что, если когда-нибудь буду управлять этим королевством, начну строить нормальные дороги. Это не дело, когда почти треть года нельзя никуда нормально добраться.
        Мы пренебрегли ужином и, немного почистившись, легли спать. Мне пришлось делить комнату с Маркусом, так как замок был битком забит братьями и теми, кого орден нанял для выполнения работ. Проснулся таким голодным, что с трудом дождался завтрака. Насытившись, мы вместе с мастерами и Ральфом Саднеем пошли к месту установки требюше. Он был таких размеров, что у меня возникли сомнения, что эту махину можно куда-нибудь перевести, пусть даже и в разобранном виде.
        – Может не беспокоиться, ваше высочество, – успокоил один из мастеров, когда я это высказал. – Оба противовеса заполняются песком или землёй и перед разборкой освобождаются от груза. Балка и основание тоже легко разбираются. А ворот, как вы видите, стоит отдельно. Машина уже взведена. Вчера мы опробовали её с наполненным камнями ящиком того же веса, что и боевой снаряд. Дальность стрельбы была около двухсот шагов. Мы ожидали большего, но вписались в ваши требования.
        – Уложите снаряд в захват, – сказал я Ральфу, и по его приказу два брата принесли небольшой деревянный ящик, уложили его в специальный захват на конце балки и обвязали тонкой веревкой.
        – Цель – край леса, – сказал мастер. – Вчера ящик ударился о середину ствола одной из сосен, так что, не будь препятствия, упал бы шагов на тридцать дальше.
        – На всякий случай отойдём, и начинайте! – сказал я, первым отходя от требюше.
        Все последовали за мной, а один из братьев потянул за веревку спускового механизма. Балка освободилась и, ускоряясь, пошла вверх под действием тяжести противовесов. Когда она приняла вертикальное положение, крепление ящика не выдержало, и он, кувыркаясь, полетел в сторону леса. Снаряд не попал в росшие на краю леса деревья, а пролетел между ними. В тот же миг в месте его падения что-то сверкнуло и вспухло большое облако чёрного дыма, а с небольшой задержкой по ушам ударил звук разрыва. Во все стороны от места попадания полетели сучья и оторванные взрывом ветки.
        – Не очень впечатляет, – сказал я Игнару, – но если бы там в плотном строю стояли солдаты, очень многие из них были бы покалечены или убиты металлическими осколками. Пойдёмте, посмотрим поближе.
        Вблизи результаты испытания произвели большее впечатление. Два дерева вывернуло с корнем, несколько других имели сильные повреждения. Многие деревья были посечены обрезками железа и разлетевшимися звеньями цепи. В месте падения ящика дымилась небольшая воронка.
        – Не хотел бы я находиться поблизости от того места, куда упадёт такой ящик, – передёрнув плечами, сказал один из мастеров другому.
        – Отойдём! – сказал мне Игнар и продолжил, когда мы удалились шагов на тридцать от остальных: – Сколько таких снарядов у вас есть?
        – Пока штук тридцать, к лету будет около сотни. Чтобы сделать больше, надо опять направлять людей в горы.
        – И всеми собираешься стрелять из своих требюше?
        – Я не думаю, что потребуется уничтожать всю армию Гардии, достаточно сильно их напугать. Если пехотинцы в считанные мгновенья потеряют несколько сотен солдат убитыми, остальные впадут в панику. А ведь будет много раненых и контуженых взрывами. А с кавалерией ещё проще. Один взрыв поблизости от лошадей, и они обезумеют. Потом кавалеристов придётся собирать по окрестным лесам. Только всё это справедливо и для нас, поэтому я и хочу раньше попасть на границу и поработать с офицерами и солдатами. Надо там осмотреться и всё изучить, потом будет некогда.
        – А справятся здесь без тебя?
        – А для чего я создавал орден и подбирал людей? Много бы я сделал сам? Здесь каждый знает, что он обязан сделать. И эти люди мне преданы.
        – А мастера? Они не проговорятся?
        – Кузнецы и плотники работают здесь по договору с орденом, здесь же и живут вместе с семьями. А те, которые заняты метателями, останутся в замке, пока не закончат выполнение заказа, а это уже начало лета. Потом пусть болтают.
        – Чем я могу помочь?
        – Мы уже говорили. Хотя бы наполовину оплатите заказ на требюше и напишите приказ командующему войсками на границе о его подчинении мне. Если есть возможность, надо, не поднимая большого шума, создать хотя бы небольшой армейский резерв. И уберите вы, ради всех богов, капитана гвардии! Я верю большинству гвардейцев, но у капитана есть свои люди. При желании он сможет нас с вами больно ударить. В случае войны Ланишу не нужны смута и смена власти, но я не могу полностью исключить того, что он спелся с Галидом.
        – Я подумаю, – буркнул Игнар, недовольный тем, что я опять заговорил о капитане.
        – Будем возвращаться? – спросил я. – Нам два дня месить грязь на дорогах.
        – Сначала хочу посмотреть, как ты тут устроился.
        Осматривать мои владения Игнар отправился в сопровождении Ральфа и Маркуса. Его любопытство задержало нас на два часа, поэтому в Расвел прибыли, когда уже стемнело. Мне не хотелось ездить в темноте по городским улицам, поэтому принял предложение Верона переночевать у него и отправился в замок вместе со своими людьми.
Здесь мы первым делом помылись и переоделись в чистую одежду, после чего немного посидели с хозяевами за ужином и отправились спать в выделенные каждому комнаты. Ночью меня опять разбудили.
        «Что за дело! – подумал я, нашаривая в темноте худую девчоночью ногу. – Кого это мне подсунули на этот раз?»
        Я рывком сдёрнул одеяло и в полумраке спальни увидел испуганно сжавшуюся на моём ложе Лису, без признаков одежды на теле. Снятая ночная рубашка лежала на полу.
        – Это что за явление? – как можно строже спросил я, хотя душил смех. – Одевайся, я отвернусь.
        – Но принц... – жалобно сказала девчонка. – В другой раз у меня уже не будет шансов...
        Самообладание куда-то испарилось, и я захохотал так искренне и самозабвенно, что, когда пришёл в себя, юной соблазнительницы уже не было.
        «Надо было стать принцем, чтобы в мою кровать прыгали всё девицы, – думал я, вытирая слёзы, – Вот счастье-то! Хорошо ещё, что никто не видел эту дурочку. Но она будет смертельно обижена за этот смех. Хотя пусть лучше обижается на меня, чем пестует свои фантазии, которые могут закончиться бог знает чем».
        Утром девчонка пришла в трапезную, но сидела с пунцовыми щеками и не смотрела в мою сторону. Едва закончили есть, сразу же начали собираться в дорогу. Король торопился, и я тоже хотел быстрее очутиться дома среди родных людей, подальше от осточертевшей грязи. Благодаря тому что мы торопили коней, удалось попасть в столицу до темноты.
        – Мы проводим вас до Королевской площади, ваше высочество, – сказал мне Маркус. – И не нужно отказываться, вы уже ездили в сопровождении гвардейцев. В случае опасности, они будут закрывать не вас, а его величество.
        Я считал это лишним, но не стал отказываться от охраны. То, что произошло через нескольких минут, показало, насколько я был неправ. На подъезде к площади вызванное интуицией чувство страха буквально смахнуло с коня. В ускорении освободил правую ногу от стремени, перенёс вес тела на левую и упал на брусчатку дороги. Я успел крутануть тело, чтобы освободить вторую ногу и приземлиться не спиной, а на бок. Упал плохо, сильно ударившись коленом о камни, и тут же был вынужден откатиться в сторону, чтобы не попасть под копыта Зверя, который с диким ржанием встал на дыбы. В следующий миг он замолчал, упал на дорогу рядом со мной и засучил ногами. Когда я поднялся, постанывая от боли в колене, конь был уже мёртв. Выпущенный в меня болт пробил ему ногу. Раз коня убила такая рана, вне всякого сомнения, болт был отравлен. Шагах в сорока от меня, возле стены дома, лежал арбалет, а двое братьев волоком тащили к нам стрелявшего. Мне потом рассказали, что он попытался перерезать себе шею, но один из братьев успел выстрелить из арбалета. Болт попал в руку, выбил нож и срезал два пальца. Подбежавшие братья оглушили убийцу, связали руки за спиной ремнём и подтащили его к нам. Я опустился перед Зверем на здоровое колено и потрепал рукой его чёлку. Видимо, коню перед смертью было очень больно, потому, что в его глазах и сейчас была боль. Я поцеловал уже остывший нос и поднялся на ноги, скривившись от боли.
        – Он тебя спас, – сказал подошедший Маркус. – Не специально, конечно. Мы не успели отреагировать. Этот тип уже был в ускорении, и ты сразу в него перешёл, а вот быстро упасть не получилось.
        – Если бы упал с ускорением, то переломал бы кости о камни, – мрачно сказал я. – И так сильно расшиб колено. Маркус, оставь кого-нибудь возле Зверя. Сейчас вместе поедем в орден и займёмся этой тварью, а заодно направим сюда братьев с телегой. Пусть коня вывезут за город и закопают.
        – Не переживай так, – попытался успокоить Маркус. – Мы подберём отличного коня.
        – То будет просто конь, – ответил я, – а этот был другом. Помогите забраться в седло, сам я сейчас не сяду.
        Пока мне подвели другого коня и помогли на него взобраться, к нам подъехал Игнар.
        – Что думаешь с ним делать? – спросил он, показав рукой на пленника, которому туго бинтовали руку, чтобы раньше времени не истёк кровью.
        – Повезу в орден, а там допросим.
        – Я с вами! – сказал король.
        Я пожал плечами и тронул коня каблуками, скривившись от боли в ушибленной ноге.
        – Ехал бы ты домой! – сказал видевший мои гримасы Маркус. – Мы допросим и без тебя, а потом пошлём кого-нибудь доложить о результатах. Только сначала я немного подлечу магией, а то завтра не сможешь ходить.
        – Конечно, подлечишь, – согласился я, – но вначале будет допрос.
        От места нападения до особняка было минут десять ходьбы, доехали быстрее. Допроса не получилось.
        – Он под магическим контролем, – сообщил нам Маркус, внимательно осмотрев пленного, – и освобождение его убьёт. Буду использовать уже опробованный способ.
        Маг ничего не успел сделать. Убийца пришёл в себя и осмотрелся. Увидев меня живым, он схватил зубами воротник рубашки.
        – Мёртв! – констатировал Лонар, когда стихли бившие тело судороги.
        – У вас есть такая практика – зашивать яд в воротник? – спросил я Маркуса.
        – В первый раз о таком слышу, – ответил он.
        – А вот в моём мире это использовали, – сказал я. – Понимаешь, к чему я веду? Этому типу заказал меня кто-то из моего мира, скорее всего, тот пришелец, который окопался в Гардии. Меня решили убрать перед войной, чтобы их ходы были для вас неожиданностью.
        – Очень похоже на правду, – согласился маг. – Давай, я тебя подлечу, и поедешь домой.
        Сразу же после его лечения стало заметно лучше.
        – У тебя просто сильный ушиб, – сказал он, закончив свои манипуляции. – Сегодня и завтра полежишь, а потом можешь хоть танцевать. И жёнам скажи, чтобы не приставали, иначе лечение затянется.
        Верхом ехать не пришлось, потому что Лонар велел заложить карету. Игнар оставил своего коня гвардейцам и сел ко мне на сиденье напротив.
        – Устал, – смущённо объяснил он. – Будешь говорить жёнам о нападении?
        – Буду, но не сейчас. Зачем трепать им нервы на ночь глядя? А совсем скрыть не получится. Было много свидетелей, и завтра об этом будет судачить полгорода. Они всё равно узнают, так что лучше рассказать. Пока скажу, что ушиб колено.
        Карета подъехала к дворцовым воротам, створки которых развели выбежавшие встречать гвардейцы. Наконец-то, мы были дома.


                Глава 38


        – Далеко отсюда находятся позиции противника? – спросил я молодого лейтенанта Лада Хнея, которого приставил ко мне провожатым генерал Глас Хорниш.
        – Какие позиции, милорд? – не понял он. – Гардейцы не стоят у наших границ лагерями.
        Шёл уже третий день, как я приехал на границу с Гардией, имея на руках приказ короля о подчинении мне всех сил, занятых сдерживанием этого самого беспокойного соседа королевства. Граница проходила по равнинной местности, покрытой густыми, труднопроходимыми для армии лесами. Люди здесь не селились. Небольшие городки и деревни были, но только по берегам реки Лерши, которая брала начало в тех же горах, что и Нада, но гораздо западнее. Начинаясь на территории королевства Донхей, она пересекала почти всю Гардию с запада на восток и дальше текла уже по нашей территории, впадая в Наду в её нижнем течении. Лершу использовали и мы, и гардейцы. Для Гардии эта река была особенно важна, так как это королевство не имело другого выхода к морю. На берегу недалеко от границы был построен небольшой порт, в котором проводили досмотр торговых судов Гардии. В порту постоянно находились три боевых корабля, похожих на галеры с одним рядом вёсел. Почти вся граница приходилась на домен Ланиш, но охранялась как силами герцога, так и королевскими войсками. Северную часть границы охраняли солдаты генерала Зага Ланиша. Это была самая многочисленная группировка, насчитывающая в своём составе две с половиной тысячи пехотинцев и пять сотен всадников. Постоянных стычек с гардейцами у нас не было, и солдаты Зага лишь время от времени патрулировали свой участок границы и берега Лерши вблизи порта. Границу южнее реки охранял генерал Дарн Макрой, имевший под началом две тысячи пехоты и сотню всадников. Это были коронные войска. К ним же относилась и последняя группа, располагавшаяся южнее, под командованием генерала Гласа Хорниша. Она была самой малочисленной в полторы тысячи пехотинцев и три сотни всадников. Моё появление, как я и ожидал, приняли в штыки. Я прибыл в ближайший к границе город Гелес, стоящий на берегу Лерши, в сопровождении полусотни братьев и двух десятков королевских гвардейцев. Первым, кому нанёс визит, был Заг. Я не рассчитывал на его содействие и оказался прав. Этот племянник герцога не мог не признать мои полномочия, не вступая в конфликт с королём, но разговаривал, не скрывая своего превосходства и презрения к выскочке, которым меня считал. Из разговора я сделал два вывода. Первый заключался в том, что мне не стоит лезть к генералу Загу с советами и лучше не рассчитывать на его помощь, а второй означал, что Кнор Ланиш не накопал ничего тревожного, иначе его генерал вёл бы себя со мной по-другому. Ну и ладно, всё равно надо было нанести этот визит. Посмотрим, как запоёт Заг, когда соседи обрушат на него свои гостинцы. Хотя, если судить по прошлым действиям, первый удар опять примут коронные войска. Плюнув на одного генерала, я в тот же день посетил другого.
        В Дарне Макрое спеси было не меньше, чем в Заге, но он не стал мне хамить, хотя упирался всячески. Я понял, что либо его нужно менять, либо рассчитывать только на свои силы, но не стал с первой же встречи давить, решив сначала поговорить с третьим из генералов и разобраться в обстановке. Здесь мне повезло больше. Глас Хорниш оказался отличным командиром, лишённым амбиций своих коллег. Он тоже принял моё появление без восторга.
        – Нужно поговорить без свидетелей, Глас, – сказал я ему. – Мне есть что сказать, но разговор не для посторонних ушей.
        Мы отошли в безлюдную сейчас часть лагеря, и я продолжил:
        – Я приехал не просто так, чтобы поболтать с вами, или в поисках новых впечатлений. Галид решился на большую войну, и у него были для этого основания. Сезон дождей закончился, и уже установилась тёплая погода. Декада-другая – и дороги просохнут, тогда всё и начнётся. Гардия собрала большие силы и имеет такое оружие, какого нет у её соседей, а у нас к войне никто не готов. Силы разобщены, а другие генералы не верят в возможность большой войны. Вам не устоять, Глас. Они пройдут по вашим костям и пойдут дальше.
        – Допустим, – сказал Глас. – И что предпринимает его величество?
        – Его величество прислал меня, а сам занялся мобилизацией. Вы давно здесь служите?
        – Не очень, года три.
        – Слышали что-нибудь о моём ордене?
        – Слышал, что кто-то организовал орден для борьбы с чёрными. Кажется, у них даже что-то получилось.
        – Орден организовал я, и чёрные – это только одна из задач. И «что-то» в нашем случае мало подходит. За полгода мы уничтожили четыре их гнезда. А основной задачей было противостояние таким угрозам, как нашествие из Гардии. Через несколько дней сюда начнут прибывать братья ордена, которые доставят и будут охранять новое оружие, подготовленное для гардейцев.
        – И сколько у вас братьев?
        – Прибудет четыре сотни, и каждый из них стоит трёх ваших бойцов. А с помощью нового оружия можно уничтожить тысячи противников.
        – В такое трудно поверить. Что же это за оружие?
        – Это я скажу только тогда, когда орден перекроет подходы к границе. Хочу исключить возможность появления на гардейской стороне наших перебежчиков. Если они узнают, что нам есть чем ответить, могут отложить вторжение, а потом неожиданно ударить в другом месте. Сейчас могу сказать только то, что это оружие будет забрасываться в ряды врагов  с помощью мощных метательных машин. Поэтому вначале нужно выбрать место для боя, где можно установить требюше на возвышенности. Это позволит существенно увеличить дальность стрельбы. Будет лучше, если метатели прикроет от противника роща с не очень высокими деревьями. Ещё надо выбрать площадку для лагеря ордена. Там же будут сооружаться склады для нового оружия. Бригада плотников уже нанята и дожидается в Гелесе. Дайте мне опытного офицера, хорошо знающего местность. Я хочу с его помощью всё здесь осмотреть.
        Генерал без возражений отдал приказ Ладу Хнею показать принцу всё, что его интересует. Вот теперь мы с лейтенантом уже третий час осматривали местность поблизости от их лагеря. Я нашёл хорошее место для строительства укрытий для деталей метателей и боеприпасов, а также временного жилья для самих братьев. Рядом протекала небольшая речушка с чистой водой, а шагах в трёхстах во множестве росли похожие на сосны деревья. Утром сюда уже можно будет направить плотников. А вот поле будущего боя нужно было искать в другом месте.
        – Нужно проехать две лиги в сторону лагеря соседей, ваше высочество, – сказал Лад. – Там есть несколько холмов, которые могут вам подойти.
        – Ладно, – согласился я. – Посмотрим ещё там и на сегодня закончим.
        Мы вернулись к лошадям, рядом с которыми оставили охрану, и проехали рысью минут десять в указанном направлении.
        – Удобное место и высота подходящая, – сказал я, объехав один из пяти холмов. – Только надо вырубать кустарник и делать площадки.
        – Грунт рыхлый, – сказал один из братьев. – Наши требюше после нескольких выстрелов могут сверзиться вниз.
        – Им не придётся много стрелять, – ответил я, – а по краю забьём в ряд колья, чтобы укрепить склон.
        Я объехал несколько холмов и убедился, что на каждом можно разместить по три-четыре метателя на высоте метров тридцать. Это может увеличить дальность стрельбы шагов на сто. Впереди, как по заказу, длинной полосой вытянулась роща молодых лиственных деревьев.
        – Она далеко простирается? – спросил я у Лада, показывая рукой в направлении реки.
        – Не знаю, ваше высочество, – ответил лейтенант. – Это уже участок соседей, мы сюда не ездим.
        Пришлось проехаться и посмотреть самим. Деревья росли достаточно редко, чтобы между ними быстро передвигался пехотинец, а вот верхом, если где и проедешь, то потеряешь много времени. Мы объехали рощу, сделав большой крюк. Оказалось, что в ширину деревья росли только на пол-лиги. Просто идеальная позиция для моих планов. Теперь её нужно должным образом подготовить и придумать, как заманить сюда противника.
        День за днём я знакомился с будущим театром военных действий. Постепенно начали вызревать разные варианты противодействия вторжению, зависящие от того, на кого обрушится первый удар и что будут делать захватчики. В подготовленный плотниками лагерь начали поступать детали первых требюше и снаряды. Я оставил в лагере часть братьев, а остальных отправил с обозами обратно. Обрадовал Игнар, приславший в моё распоряжение три сотни опытных мечников и большой груз продовольствия. Теперь людей должно было хватить. Чтобы не терять время, на выбранных холмах начали спешно оборудовать позиции для метателей, а внизу, возле каждого такого холма сколачивались сараи, в которые позже планировалось перенести часть снарядов. Когда были готовы две первые площадки, я приказал обозникам везти детали очередного требюше туда.
        Это была адски тяжёлая работа – затащить на площадки детали метателей и там их собрать. Несмотря на то, что с обращённого к лагерю склона холма были вырублены кусты, а на площадках вкопали столбы с блоками, через которые канатами затягивали детали механизмов, на подъём приходилось задействовать до сотни человек. Когда два требюше уже стояли на своих площадках, начали набивать землёй их противовесы. Я прикинул объём предстоящих работ и ужаснулся.
        – Все машины поднимать не будем! – сказал я руководившему работой мастеру. – Два уже подняли, поднимем ещё четыре, а остальные поставим внизу, в разрывах между холмами. Выстрелят один раз, если не хватит тех, которые на холмах, и противник всё-таки пойдёт в наступление. Поставим на зарядку верхних требюше в два раза больше людей, и успеем сделать ещё по одному выстрелу. Вкопайте там по дополнительному блоку, чтобы каждая команда тянула свой противовес.
        Мы не жалели сил, и к тому моменту, когда началось вторжение, все метатели стояли на своих позициях, а запас снарядов хранился в укрытии возле каждого из них. Чтобы пристреляться, с каждого метателя запустили по ящику, заполненному землёй и камнями. Я собрал солдат и офицеров и рассказал, с чем они могут столкнуться в грядущей войне и как нужно действовать, чтобы уцелеть. Свои планы, естественно, не раскрыл никому. Теперь осталось только ждать. Дня за три до начала боёв мне пришла в голову мысль, что имеет смысл поговорить с капитанами порта и боевых кораблей. Не откладывая, в тот же день с приличным эскортом отправился воплощать свои мысли в жизнь, оставив руководство на приехавшего Маркуса.
        Моряки встретили меня ещё хуже армейцев, но это был королевский флот, и я не собирался с ними церемонится, потому и взял с собой сотню бойцов.
        – Вас никогда не вешали за измену, барон? – задал я вопрос капитану порта. – Так это легко исправить прямо сейчас. А заодно повешу рядом с вами сушиться на солнышке и остальных несогласных.
        – За что повесить? – выдавил из себя капитан, с которого мигом слетела вся спесь.
        – За шею, – любезно пояснил я. – Иногда вешают и за ноги, но, по-моему, это негуманно.
        – Я хотел спросить, за какую вину, ваше высочество? – совсем сник барон, вспомнив, наконец, мой титул.
        – Ну как же? – делано удивился я. – Невыполнение приказа старшего по званию в военное время. Правда, я погорячился насчёт петли: барону полагается плаха. Жаль, что я не взял с собой палача, но среди моих людей найдутся умельцы.
        – Но ведь сейчас нет войны! – возразил один из капитанов.
        – Вы чем слушали, милейший? – холодно сказал я. – Если член королевской семьи, получивший всю полноту власти над пограничными территориями из рук короля, заявляет, что война идёт, значит, так оно и есть. Мне надоело с вами спорить. Или вы безоговорочно подчиняетесь воле короля и делаете всё, что я вам прикажу, или через одну свечу станете на голову короче. Решайте быстро, моё терпение на исходе.
        Нетрудно догадаться, что они выбрали.
        – Мы выполним всё что угодно вашему высочеству! – заверил меня капитан порта.
        – Моему высочеству угодно следующее, – сказал я. – Приведите все свои силы в состояние полной готовности. Никаких увольнительных и пьянок. Один из кораблей должен постоянно патрулировать реку, но не заходить на территорию Гардии. В случае если от них будет корабль, досмотреть, но осторожно: на нём может быть десант. После досмотра, вне зависимости от его результатов, корабль арестовать. Если попытаются прорваться по воде, пускайте на дно!
        Вернувшись, я собрал вместе офицеров и руководство ордена.
        – Пришла пора раскрыть вам мои планы, – сказал я. – Сейчас я буду рассуждать за руководство Гардии, как поступил бы на их месте. Сама Гардия по размерам и численности населения меньше Орсела, и у гардейцев не может быть намного больше воинов. Значит, буду брать другим, и секретное оружие – это только часть того, что я думаю использовать. Помимо него обеспечу себе в одном месте подавляющее превосходство в силах и надену на воинов броню.
        – Они не посмеют этого сделать, мой принц! – воскликнул Глас. – От них все отвернутся!
        – Ещё как посмеют, генерал! А тех, кто повернётся к ним спиной, они ударят в спину! Пришли новые времена, и появились новые правила ведения войны. Это на дуэли бесчестно надевать доспехи, а на войне хороши все средства!
        – Гахт... – начал Глас.
        – Мой орден находится под покровительством Гахта, – прервал я его, – и каждый его брат наденет в бой доспехи. И Орест Макрон это благословил! Я хорошо помню запреты Гахта, о доспехах там нет ни слова.
        – Всё равно у нас их нет, – привёл последний довод генерал.
        – Мы выдадим, – пообещал я. – Всем не хватит, но те, кто пойдёт в передних рядах, получат. Там будут шлем, нагрудник и наручи. Нагрудник закрывает не только грудь, но и живот, и пах. Кроме того, часть солдат закрепит защитные пластины на спине, а для чего – об этом я скажу потом. Продолжаю на месте, где меня прервали. Прежде чем начинать масштабное наступление, я постарался бы максимально уничтожить войска противника на границе. Здесь собраны лучшие, и если их не станет, дорога к столице окажется свободной. Когда ещё удастся собрать новую армию и успеют ли? Воевать обычными способами, даже при наличии доспехов, чревато большими потерями. Как бы я ни относился к Загу и Дарну, у них профессиональное войско и железная дисциплина. Постоянное патрулирование границы не даст застать их врасплох, то есть потерь не избежать. И что же делаю я?
        – И что же вы делаете, мастер? – подыграл мне Маркус.
        – А я гружу рабочих и войска на корабли и сплавляю их по Лерше. Не доплывая лиг пять-шесть до границы, пристаю к правому берегу и всех высаживаю. Я узнал, что там много удобных мест для высадки. Дальше силами рабочих, да и армии тоже, прорубаю широкую дорогу к сухопутной границе, туда, где никто не ждёт армию. Одновременно плотами сплавляются детали метателей. Не думаю, что только мы одни такие умные, что сделали их разборными. Проделав дорогу, вывожу вперёд достаточные силы, чтобы расчистить себе плацдарм и удержать его пока везут и устанавливают метатели.
        – Допустим, что вам это удастся, мой принц, – сказал генерал. – Но потом на вас навалятся и сомнут!
        – Так я и добиваюсь, чтобы навалились! Моя первоочередная цель – сократить число ваших солдат, не потеряв при этом своих. Против кого мне создавать плацдарм? Я думаю, что первый удар будет направлен против коронных войск, скорее всего, против Дарна. Он ближе вас, и у него больше сил, поэтому разгром будет для нас болезненней. Дарн обязательно попробует выбить противника за линию границы, особенно, если гардейцы спрячут большую часть сил. Ещё и захотят захватить метатели. Каждый из них успеет сделать два-три выстрела. Всех не уничтожат, но панику посеют и обратят в бегство. Останется бросить вслед за бегущими кавалерию. Если учесть наличие у всадников доспехов, то деморализованная пехота не сможет оказать сопротивления и будет полностью вырезана. А части конных можно дать уйти, чтобы посеять панику в рядах воинов Зага. Помчатся они к Ланишу, а не сюда. У него больше сил и авторитета, чем у вас, Глас. Что в таком случае сделает Заг? Я думаю, что он отойдёт вглубь территории, чтобы разобраться в ситуации и получить подкрепление. Или чтобы договориться с гардейцами, я не исключаю и такой вариант. А потом придёт ваш черёд, генерал! Как я предполагаю, у противника будет примерно пятикратное превосходство в силах, да ещё доспехи... Для вас и метатели не понадобятся, просто задавят числом. А покончив с вами, уже без труда захватят порт, через который начнут подвозить подкрепление, создавая ударный кулак. Метатели потом могут потребоваться только для разрушения крепостных стен и, возможно, для генерального сражения, если нашему королю удастся собрать для него силы. Поскольку Кнор Ланиш не мог не узнать о готовящейся войне, но молчит, я склонен полагать, что он сговорился с Галидом. Сдержит своё слово король Гардии или нет, но Игнар не получит помощи от Ланишей.
        – А как, исходя из этого, будем воевать мы? – спросил Глас.
        – Хоть кому-то это может показаться подлостью и предательством, но мы пока не будем ничего делать, и сейчас я объясню почему. Нам нужна большая война с Гардией, чтобы раз и навсегда убрать этот гнойник. Один народ, один язык, одна вера и два королевства, которые собачатся двести лет. Пора положить этому конец и объединить страны. Если мы сейчас вмешаемся, например, зайдём на территорию Гардии и воспрепятствуем строительству дороги, то только оттянем начало войны и уже не будем знать, где, когда и какими силами её начнут гардейцы. Ничего хорошего не случится, если мы поддержим Дарна. Он не хочет действовать совместно, и мы только понесём потери. Нам даже не дадут добраться до метателей, обстреляют бомбами и выведут кавалерию. Мы не спасём соседей и сами погибнем без всякой пользы. Я предлагаю следующее. Дождёмся, когда остатки разбитого корпуса Дарна бросятся к Ланишу, и сами атакуем неприятеля, но не позиции метателей, а часть тех сил, которые бросят на нас. Задача – связать их боем и увлечь за собой, устроив ложное бегство. Для тех, кто будет в передних рядах, даём защитную пластину на спину, она должна помочь от стрел. Отступить с минимальными потерями поможет роща перед холмами. Пехота через неё пройдёт, а вот кавалерия не сможет. А это будет главная ударная сила, которую против нас пошлют, хотя там хватит и пехоты. Но пехота будет осторожничать и ждать, пока кавалерия обогнёт рощу и ударит нас с тыла. Нам нужно одним броском преодолеть зону обстрела, и вывести из-под удара своих людей. А потом отплатим противнику той же монетой. Выбравшуюся из рощи пехоту врага накроем стрельбой стоящих на холмах требюше, а по кавалерии отработают метатели, стоящие слева между холмами. Им хватит одного-двух попаданий, чтобы кони убили и перекалечили половину всадников, а остальных будут ловить в Гардии. Зачистив уцелевших, выдвигаемся к позициям вражеских метателей и атакуем их с целью захватить и уничтожить.
        – А обстрел? – спросил кто-то из офицеров Гласа, забыв о субординации.
        – Он не так страшен, если правильно действовать, – объяснил я. – Запомните, что атаковать нужно не в плотных порядках, а рассыпавшись по полю. И надо держаться дальше друг от друга. Потерь не избежим, но они будут многократно меньше. Снаряды летят не так уж быстро, поэтому многие могут успеть отбежать в сторону. Только при этом нельзя создавать толкотню и мешать товарищам. И не идти, а бежать, тогда не успеют перезарядить метатели. После их уничтожения стараемся сделать то же самое и с лагерем на Лерше и используем моряков, которые ударят с реки. Если у противника останется много сил и он будет нам не по зубам, отходим и ждём войска, которые должен прислать король. Не будем говорить о том, что делать дальше, до этого нужно дожить. Говорю для тех, кому может прийти в голову мысль посетить лагерь гардийцев и поделиться с ними моими мыслями. Хорошо подумайте, стоит ли это делать. Наш лагерь по периметру контролируется братьями ордена, которым дан приказ стрелять в дезертиров отравленными болтами. Орден не использует отравленного оружия против противников, но дезертиры и предатели – это не противники, а мусор. У меня всё. Есть вопросы?
        – Где будете лично вы, мой принц? – спросил меня один из самых молодых офицеров.
        – Там, где это будет нужнее, – улыбнувшись, ответил я. – А в атаке на метатели я буду рядом с вами. Ещё вопросы?
        Вопросов больше ни у кого не было.
        – Раз всем всё ясно, идите к своим людям и объясните им всё, что я вам сейчас сказал, – приказал я. – Обычно солдату не следует знать, зачем ему отдают тот или иной приказ, но сейчас особый случай. Пусть знают, что от их стойкости зависит судьба королевства и их близких. Обратите особое внимание на манёвр отступления, чтобы притворное бегство не превратилось в настоящее, и на защиту от бомб. И предупредите, чтобы не ходили отливать далеко от лагеря, чтобы невзначай не отстрелили причиндалы.
        – Рискованный ход – раскрыть свои планы, – заметил Маркус, когда мы вышли из штабного домика, – но ты прав: в предстоящей заварушке это может сильно помочь. Надеюсь, что не будет предателей. Братья – люди опытные, но у лагеря большой периметр, так что проскочить всё-таки можно, и солдаты не могут этого не понимать.
        – Если у кого-нибудь получится удрать и сообщить врагу, будем действовать по второму варианту, – сказал я. – Там даже потери будут меньше, правда, и результаты не такие впечатляющие.
        В стороне от лагеря что-то закричал часовой. Послышались конский топот и какая-то суета. Через несколько минут к нам привели солдата из корпуса Дарна.
        – Ваше высочество! – обратился он ко мне. – Господин генерал приказал передать, что на нашем участке границы со стороны Гардии замечены крупные воинские силы. Наш корпус приведён в боевую готовность!
        – Передай генералу мою благодарность, – ответил я. – Мы будем готовы. И ещё хочу сказать не для генерала, а для тебя и твоих товарищей. Если вас пошлют отбивать вражеские метатели, не идите колонной, а старайтесь держаться дальше друг от друга. Они будут стрелять не камнями, а снарядами, которые при падении со страшным грохотом разрываются на части, убивая и калеча своими осколками. Надо быстрее преодолеть зону обстрела, тогда можете уцелеть. И учтите, что в засаде может быть конница. Если придётся отступать, держитесь группами, побежите – вырежут всех. Понял?
        – Понял, мой принц! – по-военному ответил он. – Непременно передам парням. Спасибо вам за заботу!
        – Разве это не противоречит твоим планам? – спросил Маркус.
        – Нет. Их обязательно погонят на метатели. Может, с моей подсказкой хоть кто-то сможет уцелеть.
        – Ладно, не трави себя. Ты и так сделал всё, что в человеческих силах. Идём спать. Вряд ли нам удастся выспаться завтра.

    Главы 39-40   http://www.proza.ru/2017/06/24/1360