Точка или тире

Людмила Петрова 3
1984 год. Лето. Июнь. Дети на даче с моими родителями. Родители мужа на своей даче. Муж в море. Я одна в квартире. После работы можно не бежать домой, сломя голову, а медленно прогуляться по особенно любимому в это время года городу, пройти по Садовой, потом вдоль Лебяжьей канавки. А еще лучше по Летнему саду вдоль Фонтанки. Это наше с мужем любимое место, очень уютное и тихое посреди большого города. Где-то читала, что это было любимое место прогулок Екатерины Второй. Потом нужно выйти на Неву, на простор, на свободу. Ветер - хулиган растреплет волосы. Прощай, прическа!  Но этого уже не замечаешь. Душа распахивается навстречу ветру и сливается с ним, с «городом над вольной Невой».
      
В июне Ленинград – восхитителен. Белой ночью город отражается в серебристой Неве и будто бы плывет вместе с ней медленно и величаво, потом впадает в залив и дальше плывет в море, в океан… Мосты поднимают к небу свои железные руки и приветствуют проходящие под ними корабли. Марсово поле пахнет цветущей сиренью и становится лилово-розово-сиреневым. Ангел на Александрийском столпе отдыхает от дневной суеты. Адмиралтейская игла отражает последние лучи солнца и горит, горит…. В это время все жители города превращаются во влюбленных и мечтателей, хочется верить только в светлое и прекрасное.

Но! Прогулка потом. Сначала – в кассу Аэрофлота. Есть такое красивое здание на углу Невского и улицы Гоголя. Раньше билеты на самолет продавали только там и в аэропорту. Аэропорт от меня далеко, эта касса ближе. Мне нужен билет до Паланги. Вообще-то, мне нужно в Клайпеду, но туда самолеты не летают. Поезд для жены моряка не очень подходящее транспортное средство. Расход времени на поездку почти равен времени свидания с мужем. Это нелогично и неэкономно. То ли дело самолет! Но, на что я надеялась? Билет на курорт в разгар сезона в советское время купить нереально. А пароход мужа в кои-то веки приходит летом в Клайпеду. Он будет стоять там почти неделю (так сказал муж), и я имею возможность к нему поехать. Это же почти отпуск! Осталось только каким-то образом купить билет. Знать бы еще точное время прихода судна. Но кто ж его знает? Естественно, билетов не было на ближайший месяц, а через месяц мне туда уже не надо.  Поплелась домой. Гулять уже расхотелось. По дороге домой встретила знакомую, зашли в пышечную, поделились новостями приятными и не очень. Женщинам почему-то легче становится, когда они узнают о чужих проблемах. Такое впечатление, что своих тогда становится меньше в два раза. Потом вместе прогулялись. Теперь  можно и домой. Муж в Клайпеде будет дня через 3-4.  Так что время для сборов еще есть.

Подхожу к своей двери и слышу, как надрывается телефон. Открываю дверь, хватаю трубку. В трубке сердитый немолодой мужской голос:
- Звоню Вам, звоню, никто к этому телефону не подходит. Я уж думал, что номер мне не тот назвали. Вы Петрова?
- Да, я Петрова.
- На Ваше имя тут пришла радиограмма  с т.х. «Виктор Ткачев». Я Вам ее сейчас прочитаю, а утром кину в почтовый ящик, а то уже поздно, идти не хочется.
- Конечно, читайте.
У нас с телеграфисткой была договоренность, что она мне по телефону телеграммы читать будет, так быстрее и удобнее и ей и мне. А тут дед, видимо, ее подменял и какие-то инструкции от нее получил. Он покашлял в трубку и начал читать все подробности, что были напечатаны на телеграфном бланке. Какие-то слова, цифры. Я отвлеклась и мысленно была уже в Клайпеде и в Паланге. Ну же, дедуля, ближе к делу! Наконец-то, он дошел до сути:
- Двадцать один тире тридцать стоим Клайпеде целую жду.
Обычно в телеграмме знаки препинания не ставились, а тут: тире, - раздумывала я. А что бы он мне прочитал, 2130? А сейчас сколько времени? Сейчас десять. Они уже полчаса, как пришли. А я еще здесь. Почему-то пришли раньше? Но кто ж их разберет. Сегодня ехать уже поздно, надо утром.
Дед закончил чтение и давно ждал.
- Так я брошу завтра в ящик?
- Разумеется, спасибо большое!
Я повесила трубку. Надо позвонить начальнику, пока не слишком поздно. Я его предупреждала, правда, но без конкретики. Родителям уже не сообщить, ну да ладно, я же на неделю всего. Быстро собрала необходимые вещи. Теперь спать.

Метро открывается в шесть, и к открытию я уже была у его дверей. Летом вещей много не надо, поэтому налегке, но с обязательным зонтиком. Зонтик для ленинградки, а теперь петербурженки, обязательный аксессуар. Я была готова ехать в Клайпеду любым маршрутом и любым транспортным средством, только быстро. Как мы жили тогда без интернета, без навигатора, без мобильника? Слепые котята!

Аэропорт. Моя любимая касса «допродажи». На нее вся надежда! Но билетов до Паланги не было и не ожидалось. Но можно же и другим путем. Вспоминаю карту нашей Родины, просидела около нее с 1 по 4 класс. Изучила всю, она была интереснее, чем урок чтения. Но не было билетов и до Калининграда тоже. Кассирша предложила лететь до Лиепаи, потому что туда билет был, и это тоже где-то в Прибалтике. Лиепая так Лиепая, не Новосибирск! Но надо бегом, посадка уже заканчивалась. Не обремененная в этот раз чемоданом с компотами (свекровь на даче), я побежала догонять пассажиров, улетающих рейсом №….

Догнала, хлопнулась в кресло. Ура, лечу! Надо бы понять, как из Лиепаи добраться до Клайпеды. Хотя, как говорил Митрофанушка у Фонвизина: «Извозчик довезет!» Положившись на этого непонятного извозчика, и погруженная в свои мысли я никого вокруг не замечала. Между тем, мой сосед настойчиво пытался со мной поздороваться. Надо же! Какая встреча! Это был преподаватель из нашего института. Он у нашей группы не преподавал, но был с нами в колхозе перед первым курсом. Была такая практика – посылать будущих студентов на месяц в колхоз, чтобы им студенческая жизнь медом не казалась. Опять же дешевая рабочая сила, мы это всегда любили. Прошло больше 10 лет. Быть не может, чтобы он меня помнил.

- Вы меня с кем-то путаете, наверное, - решила я помочь ему выпутаться из щекотливой ситуации, потому что не мог же он меня помнить. Столько студентов за эти 14 лет прошло! И он уже давно не аспирант, а доцент, наверное. А тут какая-то бывшая абитуриентка – студентка, знакомая по колхозу.
- Нет, я Вас ни с кем не путаю, еще не такой старый. Мы с Вами вместе в колхозе были. Неужели не помните?
- Ничего себе у Вас память!
- Это профессиональное. У меня хорошая память на лица. А вы в командировку летите? Где работаете?
Хотелось сосредоточиться на маршруте, но пришлось рассказывать о себе, своей работе, семье. Он с интересом слушал. Сам он летел в командировку на Лиепайский мясокомбинат.
- Там работает один выпускник нашего ВУЗа, хороший парень. Это значительно упрощает мне задачу. Вы его, наверняка, знаете.
Он называет имя, фамилию. Но они мне ничего не говорят. Это у него память профессиональная, а у меня другая профессия.
- Если у Вас не получится встретить мужа, и негде будет остановиться, обращайтесь. Давайте запишу адрес, поможем с ночевкой.
- Спасибо! У мужа отдельная каюта, судно очень комфортабельное. Думаю, мне не понадобится помощь, - самонадеянно сказала я. Но, главное, я никак не могла вспомнить отчество моего собеседника. Помню, что зовут Виктор, а отчество забыла. К кому обращаться-то?! Спрашивать у него отчество неудобно.

  Но все-таки, замечательно, что на свете есть добрые люди! И они остаются такими, несмотря на возраст, должность, звание. Лететь было недолго, особенно с разговорами и воспоминаниями.