Дьявол, Кузнец и Господь

Алексей Горшков
Мой перевод с английского и большая редакция норвежской народной сказки (из книги «Popular tales from the Norse” by George Weebe Dasent, NY, 1859, p. 105-112)

Это было очень давно. Было это в те незапамятные времена, когда Господь и Святой Петр ещё бродили по земле, которую они создали, и интересовались: а всё ли  на Земле так, как было задумано Создателем?
И вот, Господь и Пётр подошли к дому кузнеца. А кузнец, между прочим, заключил сделку с Дьяволом на семь лет, которую они скрепили кровавой подписью. Дьявол гарантировал кузнецу, что в течение семи лет тот будет самым лучшим кузнецом на земле, Мастером всех мастеров, а через семь лет Дьявол заберёт его душу. Как только кузнец заключил эту сделку, так сразу же повесил над дверью своей кузницы огромную надпись:
«Это кузница Мастера всех мастеров!»
Ну так вот. Вошел Господь в кузницу и спрашивает кузнеца: «Ты кто будешь?»
А зазнавшийся «Мастер всех мастеров» грубо отвечает:
«Выйди да посмотри на надпись над дверью! А ежели ты читать не умеешь, то подожди какого-нибудь грамотея, который тебе скажет, кто я таков?»
Сказал так кузнец и стал лошадь из кузницы выводить, а у лошади подкова с задней ноги слетела. Господь говорит кузнецу:
«Позволь мне подковать лошадь?»
Кузнец усмехнулся и ответил:
«Попробуй, коли умеешь! Да только смотри, чтобы мне перековывать не пришлось!»
И тут Господь такое продемонстрировал, чего кузнец даже и предположить не мог! Подвел Господь лошадь к горну, поставил её хвостом к огню, взял ногу, с которой подкова слетела, и сунул копыто в огонь. Когда копыто раскалилось до красна, Господь приложил к нему подкову, и она намертво сцепилась с копытом. А лошадь, за всё это время, «даже глазом не моргнула».
Удивился кузнец и протянул: «Век живи и век учись....»
А в это время к кузнице подошла горбатая старуха, мать кузнеца.  Господь говорит кузнецу:
«А теперь смотри и удивляйся!»
Подвёл Господь старуху к огненному горну и неожиданно толкнул её в огонь, а потом быстро вытащил её из огня. Тут кузнец по-настоящему удивился: перед ним стояла не горбатая старая женщина, а молодая красавица!
И тут, какой-то мужик привёл лошадь подковать. Кузнец ему говорит:
«Сейчас подкую твою лошадь по новейшей технологии!»
Подвёл кузнец лошадь к горну, поднял её ногу и в горн сунул. Пол-ноги у лошади обгорело, а бедное животное чуть с ума не сошло. Хозяин лошади страшный крик поднял, и пришлось кузнецу выплатить хозяину полную стоимость лошади. Но кузнец на этом не успокоился. Мимо кузнецы старуха-нищенка проходила. Кузнец схватил старуху за руку и в кузницу потащил, приговаривая на ходу: «Сейчас, старуха, я тебя в молодуху превращу!»
Толкнул кузнец старуху в огонь, она и померла тот час.
«Ты совершил зло, и я говорю тебе это» - сказал Господь.
«Да кто будет беспокоится за эту бездомную старуху! - отмахнулся кузнец. - А вот Дьявол меня, похоже, обманул,  заверив, что я буду Мастером всех мастеров!»
Тут Святой Пётр говорит кузнецу:
«Хоть ты и нечестивый человек, но милость Господа не знает предела, и Он готов исполнить одно твоё желание».
«А у меня давно уже есть, что пожелать! - живо откликнулся кузнец. - Вот моё желание: Пусть всякий, кто бы не сел в моё стальное кресло, что стоит у  горна, сможет покинуть его только с моего разрешения!»
«Будет исполнено твоё желание» - сказал Господь и вместе с Петром удалился.
А кузнец, не мешкая, приварил ножки стального кресла к стальному полу кузнецы.
Прошло время, срок договора кузнеца с дьяволом истёк, и однажды Дьявол явился в кузницу Мастера всех мастеров.
«А вот и я, кузнец! Пришел за тобой! Собирайся в дорогу!» - сказал дьявол.
«Подожди пять минуток, дружок! Я должен завершить работу, за которую уже заплачено. Посиди пока в этом кресле и посмотри, как я работаю!»
«Ладно, присяду. Спешить некуда...» - сказал дьявол и уселся в кресло.
Кузнец закончил работу и, вместо того, чтобы затушить горн, так разжег в нём огонь, что на Дьяволе шерсть стала гореть.
«Ай! Что ты делаешь?!» - вскричал Дьявол и хотел выскочить из кресла, да оно его не выпускало из своих объятий.
А кузнец ещё больше жару напустил. Чёрт весь извертелся, вопит, скулит, а выскочить из кресла не может!
«Вот тебе, Чёрт, мой ад земной! Будешь жарится на этом кресле до тех пор, пока я не позволю тебе его покинуть!» - сказал кузнец и направился к выходу из кузницы.
«Ты куда? Стой кузнец! Отпусти меня и я оставлю тебя в покое!» - вопил Дьявол.
«Ну что ж, давай заключим соответствующий договор и подпишем его кровью» - сказал кузнец.
«Согласен! Согласен! Пиши скорее договор!» - прокричал черт.
Кузнец, поддал жару в горне и, не спеша, направился домой, чтобы новый договор составить. Вернулся примерно через час, а Дьявол уже не живой и, не мертвый. Обе договаривающиеся стороны подписали договор кровью, и кузнец сказал:
«Теперь можешь встать, и катись на все четыре стороны!»
Вылез Дьявол из кресла и на четвереньках выполз их кузницы, и с тех пор не возвращался. А кузнец подумал:
«Плохи мои дела. В Рай меня Господь не пустит, в Ад дьявол не возьмёт, и суждено моей душе вечно страдать в Чистилище»
Верно рассудил кузнец. А только сам и виноват....