Исаакий. Публицистика, стихи, комментарий

Юрий Юровский
          Все что происходит в Питере меня касается тоже. Как никак  в стольном граде на Неве случилось моё окончание школы, института, аспирантуры, женитьба, рождение ребенка и много еще чего. Всего более тридцати лучших лет жизни. Как метко написала Анна Ахматова: «А я один на свете город знаю. И ощупью во сне его найду». Ни добавить, ни прибавить к этому нечего.

           Шумиха вокруг Исаакиевского собора в Санкт - Петербурге мне очень неприятна. При всем моем уважении к православию, невольно задаешься вопросом: ЗАЧЕМ? Церковным иерархам противостояние вообще не надо было допускать. Зачем идти на конфликт и раздувать протестные настроения? Терять авторитет поборника миролюбия? Довод, что здание простроено как храм и, следовательно, церкви представляется сомнительным. Вспомним, когда дедушка Ленин объявил, что религия опиум для народа и все имущество надо экспроприировать  – местные власти сказали есть! Большую часть храмов разрушили. Верующих разогнали, священников расстреляли. При полном ликовании охлоса: грабить и разрешать – не строить.

         Исаакию еще повезло: из него сделали музей. Теперь последовала другая команда – вернуть. Местная власть опять сказала есть! А народ уже привык к музею. Тем более, богослужения в нем никто не запрещает проводить. Вот вам и протест. Как говорили римляне: Vox Populi. Так что, по старой схеме, протестующих разогнать? Для этого у власти есть «не очень вежливые люди» с демократизаторами. господа власть имущие, может быть провести референдум по спорному вопросу. Если по интернету - обойдется совсем дешево. А так, свара уже дошла до Президента.

          Мне кажется, что спор идет исключительно из принципа: если мое, то отдай. Но почему церкви такая привилегия? Хотите исправить все ошибки большевиков – тогда отдайте потомкам Романовых Зимний дворец. А заодно уж верните скромные избы Шереметьевым, Голициным, Юсуповым и прочим, коих тоже расстреливали и раскулачивали. Кроме того, что у церкви есть лишние миллионы на ремонт и содержание здания? Ведь раньше все платы город брал на себя, поскольку храм был на его балансе.

         Что еще хотелось бы сказать по поводу шумихи. В Российской  Империи церковь была официальной религией. Как символ власти и величия строились громадные соборы: Исаакий, Христа Спасителя и др. Старая византийская традиция – поразить великолепием. Правильно ли это?

         На мой непросвещенный взгляд нет. В таком аспекте явно проглядывает гордыня, что в православии считается тяжким грехом. Как минимум, пышность и показушность раздражают. Аналогичное мнение в купе с языковыми догмами (все молитвы читались на латыни, непонятной народу) привело к эпохе Реформации в католической Европе. И стоила реформация  большой крови. Еретиков, гугенотов резали, вешали, стреляли, жгли. Одна Варфоломеевская ночь чего стоит. Однако, все-таки и кальвинизм и лютеранство нашли свое место и массу своих прихожан. В храмах осталось минимум украшений. Ничто не отвлекает верующих от общения с Богом. В XXI веке все потуги украшательства и мишуры выглядят анахронизмом.Замечу, что церковно-славянский язык большинству прихожан не понятен.

        Ссылки на храмы – музеи, типа собора Святого Петра в Риме, не убеждают. На западе совсем иная публика, другой менталитет, стремление к практичности. В первую очередь доход, или хотя бы самоокупаемость. Ведь не секрет, что в Европе многие храмы закрываются из-за отсутствия прихожан. Их продают как товар, в том числе мусульманам с переоборудованием в мечети.

         Во все времена чересчур помпезный и официальный Исаакиевский Собор не пользовался популярностью в Санкт-Петербурге. Никто перед творением Монферрана не снимал шляпу, как великий Росси перед творением Растрелли. Гораздо больше горожане любили Казанский Собор, построенный Воронихиным. Если в церковь пытаются вместить внутрь как можно больше горожан – проповедуйте тогда на стадионах. Сто тысяч человек сразу. А если стоя, как принято в православии – то больше.

         Лично мне милее небольшие церкви, как например в Пскове, Изборске и такие как хрестоматийный Покров-на-Нерли. В их строгости и аскетичности гениально воплощено благородство. Ничего лишнего. Никакого украшательства. И в то же время невыразимо прекрасно. Да, умели наши предки строить храмы!

         И последнее. Великолепный расстреллиевский Смольненский Собор давно превращен в музей. Как-то мне объяснили что нем повесился церковнослужитель. С тех пор по канону службы в нем не проводятся. Так ли это, не знаю. Неужели для того, что бы решить вопрос с принадлежностью Исаакия в нем должен кто-нибудь повесится?
2017.


   Огюст Монферран

   Он очень здорово чертил.
   Был мастер легкой акварели.
   Почти не пил и не курил.
   Кто он такой на самом деле?

   Француз. Как многие из них
   В снегах Империи великой,
   Царем обласканный жених
   Для Иисакового лика.

   Его и хвалят и клянут,
   Но подходя к ступеням храма
   Подумаем хоть пять минут
   О тонком запахе обмана.

   Сорокалетие интриг
   Среди двора. И ожиданья
   Увидеть незабвенный миг
   Великой стройки окончанья.

   Пока она еще нема
   На фоне царственного града.
   И невозможна. И чужда.
   И ждет взыскательного взгляда.

   Он знал одно. Пройдут века,
   Исчезнет горечь сожаленья,
   Но вновь Россия никогда
   Не повторит его творенья.
               
                Монферран умер через 20 дней после окончания строительства
                Исаакиевского собора.



 
Для читателей плохо знающих архитектуру Питера привожу справку из интернета:

    Огюст Монферран. Полное имя Анри? Луи? Огю?ст Рика?р де Монферра?н (фр. Henri Louis Auguste Ricard de Montferrand; 23 января 1786, Шайо, предместье Парижа - 28 июня 1858, Санкт-Петербург) - архитектор, строитель Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. На русский манер, Рикара Монферрана также называли Август Августович Монферран и Август (Августин) Антонович Монферран.
      

   По иронии судьбы он, бывший офицер наполеоновской армии, отличившийся в сражении при Арно, построил в центре Дворцовой площади Александровскую колонну - символ победы над Наполеоном (1829). Будучи протестантом, построил православный собор Святого Исаакия Далматского. Высота собора 101 метр - высотная доминанта города. На мой взгляд, этот храм слишком помпезен и массивен. Но без него нынешний облик Петербурга трудно представить. Собор строился сорок лет (1818 - 1858). Для его устойчивости в грунт были забиты тысячи дубовых свай.

             На вопрос, каким образом Монферран получи заказ на столь масштабное и дорогое строительства не будучи профессиональным архитектором, биографы пишут по-разному. Наиболее ходовая версия Императору Российскому (и всему двору) очень нравились его рисунки акварели. Действительно акварелист он был отменный.

 Стихи и комментарий впервые напечатаны в лит. сборнике "Давно пора остепениться" Сыктывкар, 1996 г.).

РЕШЕНИЕ ВОПРОСА

             Российские власти решили не передавать Исаакиевский собор в пользование Русской православной церкви (РПЦ). Об этом сообщает РБК со ссылкой на источники в правительстве и министерстве культуры.

            По словам источника, основной причиной такого решения стало недовольство жителей Санкт-Петербурга переходом собора в пользование церкви. Иначе говоря Vox populi.  Помимо этого на реставрацию Исаакия понадобятся большие суммы денег, которых у РПЦ нет.

           Решение вызвало недовольство горожан: в городе прошел марш в защиту музея. Сотрудники собора написали открытое письмо президенту Владимиру Путину и указали, что РПЦ не сможет надлежащим образом поддерживать сохранность Исаакия, также являющегося объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. И, что очень приятно глас народа был услышан.