Ирина

Павел Морозовв
Ирина.

Ира жила в большом и красивом городе на Волге. Папа ее работал на заводе, где собирали ракетные двигатели, а мама-учителем математики в школе. Ирина была единственным ребенком в семье, и потому – всегда в центре внимания. Первый раз папа взял ее с собой на работу, когда Ира училась в пятом классе. Свое первое посещение цеха сборки ракетных двигателей она отметила тем, что на одном из них гвоздиком нацарапала свое имя – «Ира». Тогда этого никто не заметил, и ей все сошло с рук, и поэтому, окрыленная успехом, через неделю она повторила свой «подвиг», где в качестве объекта ее «творчества» оказалась соседская, почти новая «Волга», на заднем крыле которой большими буквами было нацарапано «Ира Ч». Фамилия у нее была – Чистякова, потому и буква Ч.

Вычислили ее быстро, и вечером в их квартиру пришел разъяренный сосед, и в ультимативном порядке потребовал возмещения ущерба, в противном случае, он подает в суд. Папа Иры был человек не глупый, поэтому на обострение отношений с потерпевшей стороной не пошел, а предложил у них на заводе полностью покрасить эту злосчастную машину, и произвести другой косметический ремонт. Папа работал начальником участка окраски на заводе почти двадцать лет, и мог легко устроить подобную услугу . Тем более, что многие работники завода у кого были свои машины, окрашивали их и производили кузовной ремонт в этом цеху. Ире папа ничего не сказал, только с укоризной посмотрел на нее и покачал головой. Ей было очень стыдно, стыдно за то, что она заставила своего папу оправдываться и извиняться перед соседом, которого в их дворе никто не любил за его вздорный и мелочный характер...
      
 После ремонта машина получилась лучше новой: ее отрихтовали, зашпатлевали и покрасили какой-то особой термостойкой краской, так что сосед остался весьма доволен – краска была очень яркой и сильно блестела. Но на этом инцидент не был исчерпан, так как Ира, во что бы то ни стало, хотела проучить своего заносчивого соседа. И тут подвернулся случай, когда она во дворе услышала разговор двух мальчишек о том, как они «насолили» своему приятелю, не дававшему им кататься на своем мопеде. Они закатили в глушитель мопеда несколько маленьких шариков, после чего мотор стал работать с таким треском и шумом, что хозяин просто не решился дальше на нем ездить, опасаясь его скорой полной поломки. Ира поступила точно так же: она попросила папу принести ей с десяток стальных шариков, якобы для игры, а сама незаметно закатила их через выхлопную трубу в глушитель машины. Шары оказались несколько великоваты, но это только усилило эффект, и когда утром сосед завел свою машину – шары стали издавать такой неистовый стук, что он испугался, и сразу заглушил ее. Потом завел снова – и вновь заглушил, не понимая, в чем тут, собственно, дело, ведь только вчера еще все было нормально, а тут – такой скрежет и стук! Два дня потратил сосед на то, чтобы найти причину появившихся стуков: он и специалистов приглашал, и сам смотрел, пока не отсоединил глушитель, где и обнаружил наличие шариков.

Ира все это время наблюдала за ним из своего укрытия, и не могла сдержать смеха. Сосед, конечно, догадался, кто мог закатить в глушитель его машины эти злополучные шарики, но доказательств у него не было, и он молча проглотил эту горькую пилюлю. Потом Ира уехала в пионерский лагерь на третий поток. Туда она ездила уже не первый раз и всегда была заводилой среди сверстников по части различных проказ. Но на этот раз в их потоке была девочка на год старше Иры,   перехватившая роль заводилы. Ире было трудно соперничать с этой девочкой, бывшей сильным неформальным лидером. И что бы хоть как-то быть похожей на нее, Ира, как и многие другие девочки, научилась курить и «ботать по фене». И когда она через месяц вернулась из лагеря домой, то была уже сформировавшейся курильщицей со словарным запасом, сильно удивившим и напугавшим ее родителей.  Папа Иры сразу понял, что в лагере с ней произошло что-то неладное, но сделать уже ничего не мог. А маме вообще было недосуг: она, кроме своей основной работы, еще занималась активной общественной деятельностью в разных комитетах, а когда ее выбрали депутатом областного совета - она вообще перестала заниматься воспитанием дочери.

Вскоре у Иры появилась своя компания, где были более взрослые мальчики, уже употреблявшие вино. Попробовала спиртное и Ира. После этого она стала понемногу, но регулярно выпивать с друзьями. Так продолжалось почти два года, пока на дне рождения у подруги Ира сильно не перебрала и не оказалась в медвытрезвителе. Что было настоящим ударом для родителей,  возлагавших на нее большие надежды, но кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону они уже не могли, ибо сами слишком глубоко погрязли каждый в своих делах. ..
    
 Ира стала плохо учиться и пропускать занятия в школе. Но, как известно, помощь всегда приходит оттуда, откуда ее совсем не ждешь. Как-то на танцплощадке в городском парке к их группе подвыпивших молодых людей подошел юноша, и пригласил Иру на медленный танец. Она сразу поняла, что это все не случайно, потому что этот парень был совсем не похож на тех, кого она знала.  Звали его Гошей, и он вызвался проводить ее домой. Гоша был курсантом первого курса  Армавирского летного училища, приехавшим на каникулы к родителям.

В отличие от ее приятелей, Гоша не курил и не употреблял спиртного. Ирине поначалу показалось странным, почему такой парень, как Гоша, обратил свое внимание именно на нее: ведь он был очень красивым, высоким юношей, а она – обычной девчонкой. Он сразу рассмотрел под темными очками и слоем косметики яркие, красивые, большие голубые глаза. И еще Гоша увидел перед собой личность, не «маменькину дочку», а личность. ..
      
Тот первый вечер Ирина запомнила на всю свою жизнь. Ей было так легко, хорошо и спокойно, как никогда еще не было. Гоша оказался на редкость интересным собеседником: он много с увлечением рассказывал об авиации и космонавтике, потом о себе и своей жизни. Так незаметно они проговорили до самого утра…
 При следующей встрече Гоша сказал Ирине, что ей не стоит так сильно пользоваться косметикой, что она и без нее очень красивая и нравится ему. Постепенно Ира перестала встречаться со своими приятелями, стала намного больше читать, чтобы быть такой же эрудированной, как Гоша. Друзья Иры сначала очень недружелюбно отнеслись к появлению рядом с ней стороннего человека, но затем смирились и махнули рукой, - в принципе, им было совершенно все равно, потому что каждый из них думал только о самом себе и никого любить не мог…
      
 Через полтора месяца Гоша уехал, и Ирина осталась одна, но  она уже была не одинока: у нее теперь был близкий и родной человек, что в ее возрасте бывает не у каждого…
       После знакомства с Гошей Ирину словно подменили: она стала более терпимой, почти перестала «выражаться», начала лучше учиться, и даже записалась в спортивную секцию. В принципе, она уже давно была самостоятельным человеком, а ее выпивки и форма поведения были всего лишь проявлением протеста против двойной морали родителей и всего того общества, в котором они жили…
      
 Ирина сильно скучала, ибо ранее никогда не знала, что такое любовь. Это случилось с ней впервые, и было очень здорово, потому что вообще случилось…

Ведь, к великому сожалению, очень многие, прожив всю свою жизнь, так и не познали мук любви, а Ирине повезло.
Началась переписка между ней и Гошей, продолжавшаяся до следующего его приезда. По возвращении он сделал ей предложение выйти за него замуж, но, так как она была еще несовершеннолетней,  решили с этим подождать еще два года. Все это время укладывавшееся в короткую, но емкую формулировку, называемую «короткие встречи». ..
Мама Ирины была категорически против того, чтобы ее дочь выходила замуж за военного, мотивируя это тем, что у военных нет ни кола, ни двора, и она не хочет, чтобы жизнь ее единственной дочери была похожа на жизнь «перекати-поля». Но Ира  и на этот раз не послушала свой матери, и сделала по-своему. Отец же, наоборот, одобрил выбор дочери, сказав, что она уже взрослая, и вправе решать сама…
      
 Ирине повезло: для нее первая любовь стала судьбой и жизненным предназначением, что встречается крайне редко. Они прожили долгую и трудную совместную жизнь, воспитав трех сыновей, и дав им самое главное: веру в добро, любовь и справедливость. Что всегда помогало им в трудные минуты жизни, пусть никто из них так и не стал ни богатым предпринимателем, ни известным политиком. Но про каждого можно было сказать, что стал человеком – человеком с большой буквы! И заслуга в этом, прежде всего, их родителей,  заложивших в них все это с раннего детства…
      
 Ирина прожила долгую и насыщенную событиями жизнь, и умерла в возрасте восьмидесяти семи лет, на целых четырнадцать лет пережив своего мужа, которого она всю жизнь любила той пылкой первой любовью, ставшей для нее первой и последней. При жизни у нее никогда не было больших материальных и социальных благ, таких как престижная машина, большой загородный дом, высокое положение в обществе, обеспечивающее сверхдостаток, но несмотря на это, можно смело сказать, что жизнь ее удалась, и что она была по-настоящему счастливым человеком…
28 ноября 1999 года.