Герой Тихого Дона. Интервью с Петром Глебовым

Галина Фан Бонн-Дригайло
           Пётр Петрович Глебов /1915-2000/ – выдающийся советский актёр, ставший легендой российского кино. Глебову досталась нелёгкая жизнь: слава пришла поздно, а в молодости случились и война, и другие лишения, но он никогда не унывал и до конца дней оставался энергичным и жизнерадостным человеком. Родился будущий актёр в Москве, был выходцем из дворянской семьи: Глебовы состояли в родстве с графом Василием Орловым-Денисовым, князьями Трубецким и Голицыным. Некоторые историки считают, что его семья была связана со Львом Толстым, а бабушка актера Софья Николаевна Трубецкая – прототип Наташи Ростовой. /Из википедии/.

           Мне посчастливилось брать интервью у Петра Петровича на его 59-м году жизни. Тогда мне казалось, что он, пожилой, и до беседы и после неё, перед выходом на сцену, покрутился перед зеркалом, поправляя галстук и пиджак. Вот старый ловелас, - подумала я тогда, - неплохо выглядишь... Произвёл своими интересными ответами на мои вопросы большое впечатление!


                Из рубрики «НАШИ ИНТЕРВЬЮ»

         Григорий Мелехов… разудалый донской казак с кудрявым чёрным чубом, лихо выбивающемся из-под фуражки, хлебороб, труженик, сердечный парень, горячо любивший женщину и ненавидевший кровь. Попав в мясорубку времени, десять лет мечется он с шашкой на коне по дороге жизни в поисках правды.
         Таким полюбили читатели главного героя  романа Михаила Шолохова «Тихий Дон», таким увидели и на экране в фильме Сергея Герасимова. Мы предлагаем вниманию читателей  наше интервью с исполнителем роли Григория, недавно выступившим в клубе «Горняк» с творческим отчётом, Народным артистом РСФСР Петром Глебовым.

— Пётр Петрович, мы видели Вас на экране во многих фильмах, но особенно запомнили в «Тихом Доне». Именно таким представляется Григорий Мелехов, когда читаешь роман. Скажите, что способствовало такой большой творческой удаче – совпадение личных качеств с героем или мастерство перевоплощения?

— Да, это было именно случайное  совпадение характеров и внешности. Но не будь у меня за плечами театрального института, нескольких лет работы в театре имени Станиславского, съёмок (хотя и эпизодических), наверное, не удалось бы слепить правдивый образ.

— Расскажите, пожалуйста, с чего это всё началось, как режиссёр подбирал исполнителя на главную роль?

— А началось с того, что шёл я по улице Москвы, встретил своего друга, он похвалился, что пробуется на роль Мелехова у самого Герасимова. Я поздравил его от души и робко попросил похлопотать за меня, ну хотя бы на маленькую роль захудалого офицеришки, уж больно хотелось поехать на Дон на коне покататься. Просватал он меня на роль беляка Калмыкова, вместилась  она на одной страничке. По ходу пробных съёмок Сергей Аполлинарьевич заметил во мне жилку деревенского парня. А я действительно в детстве лет до пятнадцати жил в деревне, ходил с мужиками в ночное, косил, пахал, запрягал лошадей, в общем, знал «почём едят там хлеб». Мне потом не стоило труда водить в атаку целую кавалерийскую девизию. Режиссёр, чувствуя огромную ответственность, подбирал актёров с большой тщательностью целых полгода. После утверждения мы уехали на Дон.

   Для всех участников фильма началась большая, интересная жизнь. Полтора года прожили мы недалеко от станицы Каменской. Поселился я в белой мазанке на берегу  Дона. Дали мне трёхлетнего жеребца, скакал я на нём в степь куда хотел, ходил в гимнастёрке, носил чуб набекрень, лузгал семечки, слушал бабьи песни по вечерам, гутарил по казачьи, и, по деревенски медленно шевеля мозгами, старался прочувствовать, как же трудно было Григорию понять правду советской власти.

— Все ли съёмки были натуральными? Например, скачки, драки.

— Сергей Аполлинарьевич, добиваясь как можно большей правдивости в изображении характеров, событий, сцен станичной жизни, старался всё снимать натурально. Сидим мы однажды со Степаном, мужем Аксиньи и братом моим Петром вечером, курим, а Герасимов и говорит: «Слов учить не надо, завтра будем драку вашу снимать, драться – только по настоящему». Ох и плохо же мы спали в эту ночь. У Шолохова сказано об этой драке, что и зубы вылетали, и кровь лилась, и рубахи рвались в клочья. Каждый дубль снимают обычно не меньше четырёх раз, так что наша драка продолжалась около восьми часов. Намаялись мы, право, в тот день…

     Скакать тоже по настоящему учились. Элина Быстрицкая, которая и подходить то к лошадям боялась, нашла было себе замену. «Сергей Аполлинарьевич, а я казачку нашла, хорошо скачет и на меня похожа», - сообщила она режиссёру. Но ничего у неё не вышло. Сначала на дохленьком жеребце тренировалась, а потом выучилась так, что хоть на скачки посылай.

   Людмила Хитяева чуть не отказалась сниматься; её Дарья тонет в реке, а сама Людмила плавать не умела. «Это же прекрасно, - шутил режиссёр, - значит будешь тонуть натурально». Через месяц с помощью пловца-инструктора она научилась «тонуть».

— В каких фильмах Вы еще снимались? Над чем сейчас работаете?

— В «Поднятой целине» - в роли Половцева, в «Балтийском небе» я – майор Лунин. После телефильма «Сердце Бонивура», где я начальник контрразведки белых, мне писали дети: «Мы выбросили Вас из альбома. Зачем Вы поймали и повесили нашего любимого Виталия Бонивура?» Ещё был фильм «Кочующий фронт», «Моцарт и Сальери», «Морской характер» по роману Соболева и много других, все так сразу не перечислить. Недавно снялся у Родиона Нахапетова в фильме «На край света», с ним тоже очень интересно работать, оригинальный, талантливый режиссёр.

— Пётр Петрович, как Вы считаете, ваша главная роль впереди или она уже сыграна?

— Конечно, сыграна. Шолоховы даже раз в столетие не рождаются. Создать образ главного героя выдающегося произведения маститого писателя под руководством талантливого режиссёра – редкое и большое счастье для актёра! Конечно же, роль Григория Мелехова была, есть и будет моей самой дорогой и любимой на всю оставшуюся жизнь!

— А бывал ли на съёмках сам Михаил Шолохов и понравился ли ему этот  художественный фильм?

— Бывал. Человек он немногословный, да и волнения не было заметно, наверное, доверял режиссёру. Когда мы привезли фильм в станицу «Вешенскую» на суд казаков, Шолохов остался очень доволен и после просмотра сказал: «Мне дорог этот фильм; он идёт в дышловой упряжке с моим романом».

Интервью вела Галина Дригайло. Фото Алексея Соломкина.
Газета «ОКТЯБРЬСКИЕ ЗОРИ», город Старый Оскол, 1974 год.