Ширин. Табунный след. Часть 14

Татьяна Трофимова 2
Две недели прошли в относительном спокойствии. Были опасения, что расстрелянный отряд будут искать. Но время показывало, что оснований для переживаний нет.
По границам земель расставили караульных, которые должны были докладывать о любых перемещениях.
Радости Ширин не было предела, когда пришло письмо от Бекира.
« Дорогие мои, любимые родные, да хранит вас Аллах и пошлет вам долгие дни! Нас переправили в Австрию. Я здоров и ни одной царапины, слава Аллаху. Надеюсь вы все здоровы и в имении все идет хорошо.
Я хочу вам сообщить, что видел человека, который является двоюродным братом мужа Нурсагадат. Мне не известны подробности жизни сестры и как она оказалась женой Селимхан- бея, так зовут ее супруга. Но слава Аллаху она жива и  когда-нибудь нам станет известно о ней больше. Сейчас я знаю то, что Нурсагадат стала мамой. У нее родилась дочь, которую назвали Нурхайят.

Дядя Агахсан, благодарю тебя все, что ты для нас делаешь. Нежно целую тебя тетя Айшат и преклоняюсь к твоим стопам.
Моя дорогая сестра Ширин, я обязательно скоро вернусь и сниму  основную заботу  с твоих хрупких  плеч.
Мой любимый брат, Шамсур, помогай во всем нашим близким.
Очень вас люблю, да хранит вас Аллах. Ваш Бекир.»
- Он так и не узнал, что они погибли- сказала Ширин плачущей   Гульзафар, которая сидела на подушке у ее ног и слушала письмо.
- Слава  Аллаху мой мальчик жив- она вытерла глаза передником- и моя маленькая глупая Нурсагадат жива. И у тебя племянница родилах, да хранит нашу крошку Всевышний!
Ширин опустилась на подушку радом со старой женщиной, крепок ее обняла и вздохнув сказала — Слава Аллаху! Благодарю тебя, моя   Гульзафар за все и за то, что ты есть.
- А куда же я денусь? Где мне еще быть, как не дома, рядом с моей семьей. В гостиную вошел Фарид
- Госпожа. Что пишет наш маленький Бекир? Мы все ждем, что вы нам расскажете. Поделитесь — Он улыбался, глядя на улыбающихся женщин.
- С ним все хорошо, Фарид. Он в Австрии. Больше ничего о себе не пишет. Ноу нас еще есть одна счастливая новость, мой дорогой друг. Даже две новости. Моя сестра Нурсагадат жива. Она вышла замуж и родила дочь, которую назвали    Нурхайят. Ты представляешь, Фарид, у меня есть племянница, слава Аллаху.
- О- протянул Фарид.- Слава Всевышнему!
- Гульзафар! Моя родная, вели готовить сладости для детей. Нет для всех! Для всех готовьте сладости! Фарид!
- Да, моя маленькая госпожа.
Она радостно смотрела на управляющего- Вели резать баранов. У нас будет праздник!

В самый разгар праздника, когда люди танцевали под веселый перебор музыкантов, прискакал  мальчишка, что дежурил при караульных на границе земель имения. Он спешился возле Фарида и его старшего сына. И начал говорить. Ширин протиснулась сквозь толпу танцующих . 
-   Что случилось ? - она обратилась к сыну Фарида Васиму.
- Дахи передал, что по степи движется отряд  всадников, лошадей в двести.
- Кто они? - обратилась она к мальчику.

Дахи склонился перед хозяйкой.
- Я не знаю госпожа. Они были далеко, когда мой отец послал меня сюда.
Фарид поспешил раздать распоряжения спрятать детей и беременных женщин.
- Все, кто держит оружие заняли указанные Силуяном позиции. Дети, женщины были уложены за ограждение из мешков с песком.
Через два часа  прибыл отряд из трехсот всадников.
- Русские — тихо сказал Силуян, обернувшись  к Ширин.
- Что им здесь нужно? - начали звучать вопросы со всех сторон.

Ширин вышла вперед и встала перед прибывшим отрядом.
- Кто вы? И что вам здесь нужно? - женщина задала вопрос на сколько могла уверенным голосом. Она гордо держала голову  и расправила  плечи.
- Я полковник кавалерии ее Величества Императрицы  Российской империи Алексей Федорович Бурмистров.- мужчина говорил на русском. Люди в недоумении смотрели на него. - Они ни черта не понимают — он повернулся к офицеру, который был по левую руку. - И надо же было этому чертову толмачу сдохнуть.
- Я прекрасно понимаю вас, господин полковник. Сможем обойтись без вашего почившего толмача. Полковник улыбнулся.
- Очень рад, сударыня. Могу ли я рассчитывать на  то, что вы представитесь.
Должен вам признаться, что мало знаком с обычаями вашей родины и часто случаются конфузы при встречах с местным населением.
- Я Ширин Барын- бек, к вашим услугам, господин полковник. Супруга    Эльдара Газы- Булат и являюсь управляющей этим имением, пока мой брат в отъезде. Поэтому, прошу вас изложить цель вашего визита и визита вашего отряда.
- Все просто, сударыня. И цель вполне проста. Нам нужны лошади для армии ее Величества.
- Что ж, господин полковник. Я думаю мы вполне сможем договориться по сходной цене. Сколько вам нужно лошадей и для каких целей?
- Для войны, сударыня. - Он усмехнулся- Для войны.
- Для войны, так для войны, полковник. Значит вам предоставят на выбор лошадей для войны и оплатив сделку вы сможете получить всех кого пожелаете.
- При всем уважении к вашему положению, сударыня,  - Он окинул взглядом ее выступавший живот-  Но я ни слова не говорил о том, что собираюсь их оплачивать. Лошади нужны для армии ее Величества, так что извольте предоставить мне их для выбора. Пожалуй, если у вас наберется сто дюжин, то я буду доволен.
Люди зашевелились, не понимая о чем говорят офицер и их госпожа. Но любезность резко сошедшая с лица их хозяйки настораживала.
- Сожалею, господин  полковник. Но я тоже не говорила о том, что собираюсь предоставлять лошадей из нашего имения к услуга армии Ее Величества безвозмездно. Вам либо придется оплатить сто дюжин лошадей, либо покинуть имение ни с чем.
- Вы в этом так уверены, уважаемая.? - Он оглянулся на своих людей-  Не думаете ли вы, что я вот просто покину ваше чертово имение и уйду ни с чем. Со мной триста двенадцать обученных всадников, вооруженных самым лучшим образом.
Ширин махнула головой в сторону Фарида. И в мгновение ока все люди полковника оказались под прицелом дул нескольких сотен ружей.   
- Позвольте заметить, господин полковник, но ваша держава как мне казалось воюет с Оттоманской Империей и по имеющимся у меня данным ведет на землях нашего ханства освободительную войну. Ваши действия будут рассмотрены как...... 
 Ее речь была прервана выскочившей из глубин дома Надей — Отец! Это я! - Кричала девушка, бегущая на встречу полковнику  Бурмистрову- Это я! Наденька- она бежала на сколько позволяла ее хромая нога.
- Надя!- воскликнула Ширин, когда та запутавшись в юбках скатилась кубарем по ступенькам. Полковник  мгновенно соскочил с лошади и бросился к девушке. Отвел от лица разметавшиеся волосы.
- Надя! Да как такое... Доченька! - он прижал к себе плачущую девушку — Девять лет! - Мужчина раскачивался из стороны в сторону- Девять лет! Моя рябинка, девять лет- По его изуродованному шрамами лицу текли слезы. Этот огромный мужчина не скрывал своих чувств.
- А я слышу, папенька, слышу и ушам не верю.- тараторила девушка-  Думала смерть пришла и брежу,
Она заговорила высвобождаясь их его огромных ручищ. - Вылезла в окно, поглядеть и не вижу, только   хвост лошади и.... А потом — она провела ладошкой по шрамам, по глазам. Снова прижалась к отцу.
- Как ты здесь оказалась Наденька? Доченька моя, рябинушка. Мать то все слезы выплакала, когда девчонки с речки прибежали.
Тут он выпустил из рук дочь,поднялся на ноги. Поставил ее рядом.
- Извольте объясниться, сударыня. Как моя дочь оказалась в вашем имении? Это ваш брат, который, как вы выразились сейчас в отъезде совершил тот набег? Или другие  родственники? Это они сожгли три деревни и угнали несколько сотен человек ...
Надя прижалась к отцу.
- Папенька я …. Но Ширин не дала ей договорить
- Вынуждена вас разочаровать, полковник. Извольте в дом. Но один. Ваши люди пусть остаются здесь. Мне вредно долго стоять на ногах, как вы выразились в моем положении.
Ширин вошла в дом и направилась в гостиную. Полковник, обняв дочь и велев своим людям оставаться снаружи прошел за ней.
Ширин села в глубокое кресло, расправила юбки и подняла голову на гостя. 
 -  Восемь с половиной лет назад, конюхи  нашли ее недалеко от дальних пастбищ в полном одиночестве и умирающую. Так как они не знали, что делать с ее распухшей ногой, которая была поранена и  состояние ребенка не предвещало для нее ничего утешительного, а женщины, что  находились там ничем не могли ей помочь, они привезли ее в наш дом. Благодаря заботам моей тетушки, девочку удалось спасти. К сожалению, Надя осталась незначительно хромой, но когда ходит медленно, что ей редко удается в силу ее темперамента, то это не заметно.
- А что было дальше? Полковник все это время сидевший на тахте и обнимавший дочь, обратился к хозяйке имения.
- Собственно ничего особенного в подобных случаях. Девочка осталась в доме. Была приставлена помогать няне моего покойного брата Шамсура, а когда родилась моя дочь, то мой  уважаемый покойный опекун Агахасан- эфенди определил Нядю няней к моей дочери. Собственно все, господин полковник, что я могу рассказать.
- Разве Надя не говорила вам и вашим родственником, что она происходит из обеспеченной семьи и вы сможете обратиться к нам за выкупом, сударыня?
- Не могу знать, что Надя восемь с половиной лет назад говорила моим родственникам. Но на сколько я осведомлена, то кроме имени местности под названием Покровка  она ничего не называла. И позвольте, полковник, заметить, что даже если бы ваша дочь назвала свое полное имя и сообщила  о том, что она из состоятельной семьи, то вряд ли бы кто-то стал заниматься поисками ее семьи в чужой стране. Особенно, если учесть то, что наша семья не занимается непосредственно торговлей живым  человеческим товаром и не участвует в походах армии за рабами. 
 - Да, я понимаю. И даже если бы вы занялись поисками моей деревни Покровка, то столкнулись бы с огромным количеством деревень, имеющих то же самое название.
Что ж, господин полковник, вам лучше знать топонимики вашей родины.
Возникла тишина. Полковник разглядывал дочь. Снова и снова прижимая ее к себе. 
Ширин поднялась с мест, махнула Гульзафар,  Фариду и  его старшему сыну Васиму в направлении двери и они все покинули комнату, оставив отца со вновь неожиданно обретенной дочерью.    


Ширин прошла на второй этаж и выглянула в окно, интересуясь проходящим на  улице. Ее глазам предстала вполне прогнозируемая картина.
Спешившиеся солдаты сидели на  принесенных для них табуретах, подушках, мешках с песком. Офицеры устроились на крыльце. По всей видимости Силуян позаботился о своих соотечественниках, предусмотрительно выставив охрану в ружьями вокруг  дома.
Солдатам принесли еду и раскладывали по их собственным тарелкам. Мальчишки с большими чайниками ходили между рядами уставших воинов и разливали горячий чай.
Вина бы- вдруг услышала она — Неужто у них тут в имении и вина нет совсем? Молодой  парнишка посмотрел  в сторону сидевшего рядом с офицерами  Силуяном.
 - Так не принято тут у них вино, брат. Не пьют.
- Сами не пьют, пусть нам отдадут — на слова паренька послышался дружный смех.  Ширин закрыла глаза, прислонилась к стене спиной и тяжело вздохнула.
Благодарю тебя, Всевышний.


Ширин приказала отвести для полковника комнату в дальнем конце коридора на третьем этаже. Там же, в соседних комнатах разместились офицеры.
- Я выставил охрану, Ширин -ханум. Там же возле лестницы, ведущий на третий этаж- отчитался Силуян. Ширин обернулась к нему и вопросительно посмотрела.- - -  Береженого Бог  бережет.
- Береженого, что, Силуян?- переспросила Ширин.
- Бог бережет- уточнил старший конюх.
- Вы думаете вашим соотечественникам совершенно нельзя доверять?
- Что вы, Ширин- ханум. Очень даже можно. Особенно если вы заберете  вместе со своей дочерью в свою комнату и Надю, позволите выставить охрану у ваших дверей, на крыше и у окон на чердаке.
- То есть- Она смотрела на Силуяна.- Нам все же есть чего опасаться, Силуян.
- Нет, что вы моя госпожа. Только велите солдатам располагаться на  дальнем лугу от дома. Ведь должен же кто-то спасть в этом поместье.

Спустя несколько часов из гостиной вышел полковник Бурмитров.
- Я крайне признателен вам и вашей семье, Ширин- ханум за все, что вы сделали для  моей  дочери. Она наш единственный ребенок. Моя супруга, узнав о том, что наша рябинка похищена, потеряла младенца, которого носила под сердцем. И бог больше не дал нам детей. 
- Я очень рада и за вас, и за вашу супругу, господин полковник и уж тем более за Надя.
- Я заплачу любую цену за нее, которую вы назначите, уважаемая.- пылко произнес полковник.
- Но она не подается.
- Как? - Он был обескуражен, не ожидая подобного ответа. - Я правильно вас понял, вы отказываетесь продавать мне мою дочь.
Хозяйка дома улыбнулась. - Да, господин полковник. Вы совершенно правильно меня поняли. Я не продам вам ее.
- Да как же. Вы понимаете. - Он побагровел.  Ширин смотрела не него долгим, внимательным взглядом.
- Я мать. И прекрасно вас понимаю, а уж вашу жену и вдвойне. - она прервала свою речь.
- Есть препятствия тому, чтобы вы продали мне Надю?
- Определенного свойства.
- И что это за препятствия, сударыня?- В голосе полковника слышалась решимость и гнев. Весь его вид говорил о том, что он ни перед чем не остановиться, и пойдет на все, чтобы вернуть себе свою дочь. 
- Теоретически, ваша дочь свободная девушка. Мои покойные родственники не оформляли на нее никаких документов.  По какой причине, мне не известно. Но думаю им было и не до того. Безусловно, те, кто нашел ее в степи живы и могут подтвердить мои права на девушку. Но думаю, в этом нет необходимости. Полковник облегченно вздохнул.
- От чего же вы сразу не сказали мне, Ширин- ханум.
Ее лицо сделалось совершенно серьезным и суровым, голос приобрел металлические нотки. Она встала и подошла совсем близко к мужчине.
- Да оттого, уважаемый, чтобы и вы поняли, что и в моей жизни было достаточно потерь, чтобы еще и бескорыстно подарить вам тысячу с лишним отборных скакунов и кобыл. Да будет вам известно, что я принимала далеко не последнее место в пестовании всех лошадей моего имения.  Чтобы вам тоже стало понятно, что не стоит приходить в дом к людям и отнимать их имущество.
-  Я преклоняюсь перед вами, моя дорогая. Полковник с восхищением смотрел на молодую женщины. - Да вы же, ханум, по сути то совсем дитя. Сколько вам лет? Семнадцать?
Девятнадцать, господин полковник.
- Господи, да вы от горшка два вершка, а воинственности в вас хватит на всех амазонок древности. Поверьте мне, Ширин Бырын -бек, супруга  Эльдара Газы- Булата, я не возьму без оплаты у вас ни одной лошади.  Моя Великая императрица щедро оплачивает расходы армии.
- Так о чего же вы.... - Она разозлилась. Так от че...
- Я просто хотел немного с экономить, в пользу ее Величества. Зачемже платить за то, что можно при определенном нажиме взять бесплатно.
- Вы... Да вы.... она негодовала.
- Сколько вы можете предоставить мне лошадей на продажу, Ширин- ханум?
Она махнула рукой.
- Три с небольшим тысячи. Из подготовленных под договор моего опекуна  с калгой — ханом для нужд ополчения. Остальные слишком дорогие для армии.
- Я думаю, что ни хану, ни ополчению они не понадобятся, учитывая обстоятельства, и вам было бы гораздо выгоднее продать их мне для русской армии.  Тем более, что я заплачу золотом, а не обещаниями.
- Договорились. Думаю, что вполне могу это сделать, так задаток за них не поступил, как было условлено. Это должно было случиться  еще два месяца тому назад.
- Вот и славно, уважаемая госпожа.
- И еще, господин полковник. Распорядитесь чтобы ваши солдаты разместились на дальнем от дома лугу. Мои люди все устроят.
- Вы мне не доверяете, ханум. Полковник усмехнулся.
- Не то чтобы не доверяю — ответила ему молодая женщина, слегка приподняв брови и сморщив нос. - Дым от костров, знаете ли.
Раскат хохота полковника заполнил весь дом.
- Вы! Чистокровная татарка, предки которой кочевали по всему миру и служили еще самому Чингизхану, вы не переносите запаха дыма костра?
- Не переношу, господин Бурмистров, особенно, когда вокруг костров чужие войска.
- Вы неподражаемы, Ширин. Я вами все больше и больше восхищаюсь.
- Ну тогда извольте ответить мне, что такое от горшка два вершка?
- Ну, это совсем маленькая, крохотная. Откуда вы так хорошо знаете русский,
Ширин?
- Мой прадед был женат на русской княжне. У нас даже сохранился ее портрет.    
Поэтому все остальные дети в нашем доме одни по  принуждению, другие с удовольствием были вынуждены знать русский язык.
- Вы и читаете и пишете? - Полковник все больше и больше поражался этой девушке.
- Да. Возможно, поэтому мы никогда не покупали русских. Из невольниц была лишь Устинья. Она умерла три года тому назад. Не помню почему ее купили, меня тогда не был на свете. Она и учила нас русскому языку, рассказывала сказки и былины и все, что знала. Мне кажется, когда она не знала, что ответить нам на наши вопросы о России, она просто придумывала. Но она так говорила о своей родине, так тянулась к ней сердцем, что не поверить было невозможно.
- Благодарю вас за все, что вы сделали для Наденьки. Я никогда не перестану вас благодарить. Я ведь мог остаться в Санкт- Петербурге, где при дворе у меня есть определенные обязанности, но моя жена. Она словно чувствовала что-то, умоляла меня направиться в Крым.  Я даже помню как она мне сказала в нашей маленькой покосившейся церквушке: «Лешенька, нужно строить новый храм. Этот совсем уже не годиться. Вот привезешь с войны нашу Наденьку и мы сразу построим» Она тогда подошла к образу Николая Чудотворца. Не знаю, что моя Полина говорила ему. Я не смог выдержать ее слов. Все девять лет она жила лишь на надеждой на возвращение нашей Надежды. И она победила.
Ширин слушала полковника затаив дыхание. По щекам текли слезы, а губы тронула едва заметная улыбка. Он взял ее за руку и припал губами к ладони.   
 

На следующий день были отобраны лошади для армии Ее Императорского  Величества. Три тысячи шестьсот двенадцать отборных скакунов и кобыл.
- Потрясающе,  Ширин! Неужели благодаря вашим стараниям выросло такое чудо?
- Вы мне льстите, Алексей Федорович. Я всего лишь подхватила то, что делали мои предки на протяжении нескольких веков.
- Никто бы не подхватил лучше вас, девочка моя. Ваши предки могут гордиться вами, моя дорогая.
- У меня к вам просьба, Ширин.
- Чем я могу вам помочь.
- Мои офицеры- люди подающие большие надежды. Они отпрыски знаменитых родов. Не знаю почему мне так кажется, но  думаю вам будет полезно произвести на них впечатление. - Она удивленно распахнула глаза. - Не поймите меня превратно, Ширин. Я не имею ввиду ничего низкого. Просто если  они хорошенько запомнят вас, то это однажды может сослужить вам хорошую службу. Все они останутся здесь в русских гарнизонах, по крайне мере на пять- шесть лет.
- Я понимаю о чем вы говорите, полковник. Что я должна делать?
- Ровным счетом ничего, что нормально для европейской женщины, но не в традиции ислама. Я прошу вас, Ширин присутствовать сегодня на ужине.
Хмурая тень пробежала по лицу молодой женщины, но она тут же справилась с собой, расправила плечи и решительно сказала.- Да, Алексей Федорович. Я буду на ужине.  Что вы планируете делать с дочерью?
- А вот это еще одна просьба, которая у меня есть к вам, дорогая. Могу ли я оставить Надю у вас до окончания моей службы. К Рождеству, я надеюсь вернуться домой, но поручить дочь чьим- либо заботам не представляется мне возможным. Здесь я оставлю документ, который вы сможете представить любым представителям российской стороны. Этот документ будет охранять вас от любого рода посягательств на вас и вашу семью, а также не ваше имущество.  Сколько у вас остается лошадей?
- Не многим больше двух с половиной тысяч. А почему вы задали этот вопрос.
Я оставлю вам еще один документ. В этом документе будет указано, что все ваши лошади являются собственного русского императорского двора.
- И что это мне мне даст?
- В случае прихода русских войск за пополнением запаса лошадей, никто не сможет у вас их ни отнять ни купить, если не то не будет вашей свободной воли.
- Благодарю, вас Алексей Федорович.    - Ширин склонила голову. - Это не оцениваемая услуга.
- Так же никто не с российской стороны не сможет конфисковать ваши владения, так как документы, что я вам оставлю будут свидетельствовать вашу службу интересам России. - Она внимательно его слушала.
К сожалению это не может спасти вас от посягательства со стороны турков и ваших соотечественников, которые могут посчитать вас не вполне преданной вашему повелителю.  Надя мне рассказала, как ваши люди расправились с отрядом турков. Это было очень правильным шагом с вашей стороны.
Они подошли к дому и расстались, направившись по своим комнатам.

На следующий день отряд во главе с полковником покинул имение.