Необычные бойцы

Алексей Шелемин
    



                Великая Отечественная война была самым тяжёлым и трудным периодом, который советский народ преодолел с присущим ему мужеством, храбростью и отвагой. Но кроме воинов Красной Армии, чрезвычайную смелость и преданность в защите Отечества проявили и наши четвероногие друзья. Во время войны собаки выполняли самые разные работы и обязанности.
        Ещё в середине 1930-х годов в Красной Армии была создана кинологическая служба в составе специальных полков НКВД. Инструкторы и вожатые обучали своих питомцев устанавливать по запаху и задерживать нарушителей, доставлять боевые донесения и перевозить боеприпасы. Во время войны появились и другие специальности собак: собаки-санитары, собаки-связисты, собаки-диверсанты, собаки-миноискатели и собаки-истребители танков.
        Всего в Красной Армии служило около шестидесяти тысяч четвероногих бойцов. Ими были найдены и обезврежены десятки тысяч мин и смертельных сюрпризов. С помощью нартовых упряжек и специальных тележек с полей сражений собаками были спасены сотни тысяч раненых бойцов и командиров. Перевезено на передовую большое количество боеприпасов, медикаментов и продуктов. Доставлено огромное количество боевых донесений и приказов. До наших дней сохранились лишь некоторые имена собак-бойцов, совершивших боевые подвиги. Они ежедневно и честно выполняли свою работу и, несмотря на ранения, выполняли поставленную задачу. Большая часть из них погибли в годы войны, положив свою собачью жизнь на алтарь победы.
        До Великой Отечественной войны служебные собаки несли службу в пограничных войсках и войсках НКВД. С помощью собак было задержано и обезврежено много разных нарушителей государственной границы и диверсантов. Служебные собаки принимали участие во время войны с Финляндией. Известен боевой подвиг красноармейца-пулемётчика, который по своей инициативе обучил своего пса возить санки с тяжёлым пулемётом. Кавказская овчарка по имени Рекс, вместе со своим вожатым участвовала в наступлении на Карельском перешейке под Выборгом.
        Дело было так: инструктор служебной собаки, являвшийся наводчиком станкового пулемёта 300-го стрелкового полка Северо-Западного фронта, рядовой Кунижев получил задачу поддержать огнём наступающую пехоту. Во время штурма финских позиций Рекс тащил санки со станиной и коробками с патронными лентами. За ним бежали Кунижев и двое его помощников. Наступающая впереди пехота попала на минные поля, и атака захлебнулась. Отставшие пулемётные номера также подорвались на минах и погибли.
        Благодаря своему чутью Рекс умело обходил мины. Он и вывел своего вожатого далеко в тыл к финнам, прямо на опушку наблюдательного пункта, где финский генерал в тот момент проводил штабное совещание. На совещании присутствовали все офицеры и командиры финской дивизии, коих было около пятидесяти. Усилившийся снегопад позволил Кунижеву остаться незамеченным. Не теряя времени, он установил пулемёт и в упор выпустил по врагу с короткой дистанции две коробки патронных лент. Рекс послушно сидел в укрытии и ждал команды.
        После расстрела большой группы вражеских офицеров наступила гнетущая тишина. Слышно было только, как кипела вода в кожухе «Максима». Неожиданно поднялся на ноги оставшийся в живых обезумевший генерал. Кунижев захватил его в плен вместе со штабными картами. С помощью Рекса он доставил к своим на санях необычного «языка». За свой подвиг Замахшяри Османович Кунижев в апреле 1940 года получил в Кремле из рук Михаила Ивановича Калинина Звезду Героя Советского Союза.
       
        Стал легендарным бой, произошедший на Украине в конце июня 1941 года. Сводный батальон погранвойск отдельной Коломийской комендатуры под командованием майора Филиппова в составе которого была рота Львовской школы служебных собак, прикрывала отход стрелковой дивизии. Во время отступления командир стрелкового полка предложил кинологам разогнать или уничтожить собак, так как их нечем было кормить. Пограничники отказались выполнять приказ и делились со своими подопечными последним сухарем.
        На следующие утро пограничники храбро встретили колонны вражеских мотоциклистов и целый день отражали вражеские атаки. Сводный батальон пограничников испытывал трудности с оружием и боеприпасами. Но нужно было остановить продвижение врага, и они приняли неравный бой. Против них наступал полнокровный пехотный полк, усиленный лёгкими пушками, миномётами, мотоциклетной ротой и несколькими бронетранспортёрами. Бой шёл почти весь день. Советские пограничники отражали вражеские атаки из винтовок и немногочисленных пулемётов.
        Когда кончились патроны, командир поднял оставшихся в живых пограничников в рукопашную. Штыком и прикладом советские воины отбили очередную атаку немцев, понеся при этом большие потери. Немцы подтянули резервы. После массированного обстрела на позиции пограничников стали медленно приближаться вражеские танки, за которыми бежали автоматчики. Оставшиеся в живых пограничники приняли решение использовать свое последнее оружие: пустить навстречу немцам 150 служебных овчарок.
        Это был единственный за всю историю войн коллективный бой собак против человека. Немецкие солдаты расстреливали приближающихся к ним собак, а затем в страхе бежали и прятались от них на деревьях, на броне танков и бронетранспортёров. Многие из них были искусаны прорвавшимися сквозь огонь псами. Большинство пограничных овчарок в том бою погибли, а выжившие собаки не убежали, а вернулись к своим погибшим вожатым и никого к ним не подпускали. Озлобленные немцы садистски и в упор расстреливали раненых и рычащих собак, лежащих около погибших кинологов.
        Весь сводный батальон пограничников вместе со своими четвероногими питомцами пал смертью храбрых. Но ценой своих жизней они выполнили боевую задачу и задержали продвижение вражеских частей почти на сутки. Потрясенные жители деревни Легендзино, ставшие свидетелями необычного боя, ночью тайно искали раненых советских солдат. Но все тела пограничников и собак были исколоты штыками. После боя немцы озлобленно добивали всех раненых в окопах и траншеях. Но в одной из воронок удалось найти тяжелораненую овчарку, которую фашисты не заметили. С большой осторожностью её перенесли в деревню, всем миром лечили и смогли спасти от смерти. Овчарка для них была символом мужества, воли и несгибаемости перед лицом врага.   
       
        Связная собака Альма доставляла в своем ошейнике боевые донесения из штаба дивизии советским подразделениям, ведущим тяжёлые бои на Брянском фронте. В одном из боёв в прицел оптики её увидел немецкий снайпер. Он понял, что собака была связной и начал охоту на четвероногого бойца. Но подстрелить быстро бежавшую собаку было непросто. Наконец, ему удалось точно прицелиться и выстрелить. Вражеская пуля пробила Альме оба уха, но она продолжила свой путь, лишь по-собачьи взвизгнув от боли. Вторым выстрелом вражеский снайпер раздробил Альме нижнюю челюсть, но и в этот раз она продолжила свой путь. Истекая кровью, Альма доставила приказ командования своевременно.
        В армейских газетах Волховского и Северо-Западного фронтов неоднократно упоминались связные собаки Норка, доставившая за год службы на переднем крае 2398 боевых распоряжений и дворняга по имени Рекс, доставивший 1649 приказов и записок.
       
        В связи с угрозой прорыва танковых клиньев группы армий «Центр» в Красной Армии были созданы специальные роты собак, нацеленных на истребление вражеских танков и самоходок. Кинологи держали собак голодом, а затем под стоявший и под движущий танк клали мясные кости. Тем самым, их обучали не бояться грозную бронетехнику. На бока собак укрепляли специально сшитые вьюки(рюкзачки с карманами), закрепленные ремнями. В них помещалось несколько килограмм взрывчатки со специальными взрывателями. Кинологи продвигались по ходам сообщения на участки танкового наступления и, глотая слёзы, отправляли своих подопечных в последний бой. В надежде на еду собаки бросались под танк, где под его днищем срабатывал датчик цели и происходил взрыв. В некоторых случаях к ошейнику собак прикреплялась металлическая антенна, которая срабатывала при задевании о корпус танка.
        Под Воронежем и Сталинградом было создано несколько небольших подразделений в составе полков специального назначения НКВД, где имелись кинологические отряды. Все они готовили служебных собак на борьбу с танками. Обученные собаки направлялись на самые опасные участки, где ожидалось наступление вражеских танков. Осенью 1942 года на Сталинградском направлении собаками-истребителями танков на участке только 62-й армии было уничтожено и подбито более шестидесяти единиц вражеской бронетехники. Достаточно эффективно воевали кинологи спецполков с обученными собаками во время оборонительных боёв под Белгородом и на Курской Дуге.
        Собаками-истребителями танков во время всего периода войны было уничтожено около трёхсот единиц вражеских танков, штурмовых орудий и самоходок. Немцам было известно об обученных собаках-смертниках. Они панически боялись атак русских псов со взрывчаткой на спине и не раз отказывались наступать на том участке фронта, где им противостояли четвероногие бойцы. Известны случаи, когда собаки специально обучались оставлять перед идущим немецким танком взрывчатку и сразу покидать поле боя. Было несколько собак, к которым инструкторы-кинологи были особенно привязаны, и по своей инициативе обучали их такому методу уничтожения танка, сохраняя им жизнь. На счету каждой из них было несколько уничтоженных бронемашин и штурмовых орудий.
       
        19 августа 1943 года собака-диверсант по имени «Дина» уничтожила на перегоне Полоцк-Дрисса движущийся по железнодорожным путям вражеский эшелон, перевозивший технику и живую силу на передний край. Немцы особенно строго охраняли железнодорожные пути и выставляли вдоль полотна многочисленные пулемётные разъезды и команды. Проникнуть незамеченным к сильно охраняемым путям было очень сложно. Для этих целей и была создана кинологическая служба из числа инструкторов и собак.
        В некоторых случаях собаки были расстреляны немецкими пулемётчиками, сидевшими на первой платформе, перед паровозом при подходе к рельсам. Дине повезло: она смогла незамеченной выскочить на рельсы перед приближающимся поездом и сбросить тюк с зарядом, выдернув зубами чеку капсюля воспламенителя. Затем, ещё до того, как произошёл взрыв, она успела скатиться с насыпи и убежать в лес. Но это был не единственный подвиг Дины. В дальнейшем, она разминировала большое количество мин и снарядов во многих освобожденных городах и населённых пунктах. В конце войны, в только что освобожденном советскими войсками небольшом немецком городке, она нашла в детском матраце мину-ловушку.
        Тонкое чутьё собак позволяло сапёрам обнаруживать мины и фугасы не только на минных полях, каменных фундаментах, но и в деревянных и металлических корпусах, где их не мог обнаружить миноискатель. В боях под Ленинградом и Сталинградом прославился боец саперной роты по имени «Дик» породы колли. Во время войны он был несколько раз ранен, но выжил и после войны участвовал во многих конкурсах и выставках собак. Дик обнаружил за час до срабатывания в фундаменте дворца в городе Павловск немецкий фугас в 2500 кг с часовым механизмом.
       
        Немного известно о простых овчарках, лайках и дворнягах, которые были обучены искать на поле боя раненых и доставлять их в тыл. На них висели специальные санитарные сумки, в карманах которых были необходимые бинты и медикаменты. Многие собаки были специально обучены сообщать санитарам об обнаруженном раненом бойце громким лаем. Они доставляли раненых на специальных тележках летом и собачьих нартах зимой.
        Благодаря служебным собакам и с их помощью много боевых подвигов совершил известный разведчик Первого Украинского фронта, Новелл Хайбуллович Кисагулов. Вожатые служебных собак специальной службы Отдельного Келецкого полка, где Кисагулов был командиром разведвзвода, участвовали во многих боях и сражениях. Более тридцати немецких офицеров и младших командиров было взято в плен и доставлено с помощью нарт, которые тянули обученные собаки.
       
        Одним из участников знаменитого Парада Победы был боец 14-й штурмовой сапёрной бригады, - немецкая овчарка по имени Джульбарс. В конце войны Джульбарс был ранен и сам идти не мог. Его нёс на руках командир Отдельного сапёрно-инженерного батальона минного разминирования, майор Мазовер. Ему, единственному из всех, разрешалось не чеканить шаг и не отдавать воинское приветствие руководству страны и военачальникам.
        У Джульбарса было отличное чутьё. Он был единственным из всех служебных собак, кто был награждён за боевые подвиги боевой медалью. Во время Великой Отечественной войны он нашёл около семи с половиной тысяч мин и снарядов, многие из которых были оставлены немцами в виде мин-сюрпризов и смертельных ловушек. Джульбарс вместе с вожатым участвовал в разминировании зданий и дворцов на Дунае в Австрии, в Румынии и Венгрии; на территории Большого Собора в Вене и в старинном Пражском замке.
        Сталин лично распорядился отдать свой военный китель для прославленного пса. На Параде Победы Джульбарс представлял всех своих собратьев, выживших и погибших на фронтах войны, воевавших против фашизма и внёсших достойный вклад в общую победу. Отважного четвероногого бойца несли на руках в лотке, сооруженном из парадного кителя Верховного Главнокомандующего, на котором висела заслуженная боевая награда. 
      
        Собаки были не единственными животными, находившимся на довольствии в Красной Армии. Всю войну в армии и в тыловых частях использовались реквизированные из сельского хозяйства лошади, как тягловая сила. Там, где не проходила техника и застревали в грязи машины, повозки, боеприпасы, раненых и грузы тащили на себе труженики войны. Мало кто знает, но большинство лошадей в армии были обучены и во время обстрелов сами искали укрытия или ложились на землю, спасаясь от осколков.
        В 1942 году из Калмыкии и Астрахани у населения было реквизировано более тысячи верблюдов. Из них было создано несколько верблюжьих батальонов, командовал которыми полковник Яновский. Они были неприхотливы в еде и по нескольку дней могли не пить. Были очень умны и привязаны к людям. Они перевозили боеприпасы к артиллерийским орудиям и тяжёлым миномётам, горючее и топливо для танков, самолётов и автомашин; воду и продукты питания для кухонь; патроны и ящики гранат в стрелковые подразделения. Обратными рейсами верблюжьи караваны вывозили на больших фурах и телегах раненых. Есть знаменитое фото Великой Отечественной войны: верблюжий обоз с армейским грузом неспешно идёт по улицам Берлина. Фотография была сделана в мае 1945 года. 
         Но верблюды и лошади были не единственными тягловыми средствами передвижения. В составе 14-й армии Карельского фронта было три оленьих батальона по тысячи голов в каждом. В тыловых частях РККА их использовали ещё во время Финской войны. В условиях крайнего севера было целесообразней использовать только оленей. Задачи у них были разные: они перевозили грузы, подкрепления, вывозили раненых. Несмотря на пургу и морозы, они вывозили грузы, доставленные в Советский Союз по Ленд-Лизу, а также аварийные самолеты.          
        Служебным собакам, сражавшимся против фашизма во время Великой Отечественной войны, посвящён художественный фильм «Пёс рыжий». В некоторых российских городах им установили памятники. В Москве, на территории бывшей Центральной военно-технической школы служебного собаководства, стоит памятник военному инструктору со служебной овчаркой. В Волгограде установили памятник четвероногим псам-истребителям вражеских танков. Это дань уважения и памяти кинологам-вожатым и служебным собакам, настоящим бойцам и героям Красной Армии!