Рыжая пловчиха

Валентина Лызлова
        С утра Павлик с дедушкой засобирались за малиной. Алёнка смотрела на них с завистью. Ей тоже хотелось куда-нибудь съездить. На рыбалку  они её  не брали. Илья Степанович боялся, что в пылу азарта не уследит за двумя маленькими рыбаками, хотя Павлик и был приучен ко всему, что касается поведения на реке. Наталья Петровна понимала желание внучки и, не выдержав, сказала,  как бы между прочим:
- Взяли бы с собой Алёнку. Скучно ей сегодня со мной будет целый день возиться на грядках. Да и ягод втроём наберёте больше. Ехать-то  до  малинника два поворота.
- И то правда. Давай-ка, собирайся, - подмигнул дед внучке.
        Упрашивать девочку не надо было. Она собралась быстрее всех. Взяв в руки детское ведёрко, выжидательно посмотрела на брата с дедушкой:
 - Вы скоро? Павлуша, ты фотоаппарат взял?
Павлик так, чтобы сестрёнка не увидела, показал деду глазами на неё и подмигнул  с видом заговорщика. Он был рад, что Алёнка поедет с ними.
       Малины в этом году было много. По лужайке разносился сладкий  аромат. Ягоды были  крупными, и посуда наполнялась быстро. Павлик не отпускал сестру от себя, боясь, чтобы она не поцарапала руки или лицо и не запнулась за  коренья. Алёнка обирала нижние ветки, а сам он дотягивался до верхних. Илья Степанович, глядя на детей, радовался. Павлик всегда так трогательно заботился о сестрёнке.
- Всё, у меня полное ведёрко. Кому помочь? - первой заявила Алёнка. 
- Да ты у нас ударница. Такая проворная!  - одобрил дед.
- Конечно, ведёрко-то у меня ма-а-ленькое.
- Так ведь и ручонки маленькие, не в пример нашим мужским. Да, внучок?
Теперь Алёнка собирала ягоды в ладошку и ссыпа’ла попеременно то в бидончик брата, то в ведёрко деда. Когда всё было заполнено, Илья Степанович вытер лоб и скомандовал:
- Даётся десять минут на то, чтобы просто поесть ягод.
        На обратном пути Павлик фотографировал то, что ему нравилось. Алёнка смотрела на  ягоды и представляла, как  обрадуется бабушка, увидев столько вкусноты и красоты.  А потом они с ней сварят варенье, и в августе оно поедет в город, не всё, конечно. С пустыми руками ехать домой  нельзя! Она и не заметила, как стала брать ягодки по одной  и отправлять их в рот. Очень хотелось есть. Ведь время подошло к обеду. Но потом опомнилась и стала смотреть вперёд, ожидая, когда из-за поворота покажется деревня.
        Глаза её выхватили вдруг какой-то  предмет на середине реки, двигающийся от одного берега к другому. «Очень даже интересно!  - подумала она. - Деревяшки так не плавают».  После дождей вода в реке часто прибывала,  и  Алёнка видела, как течение несло разные обломки. Но поперёк реки они не плывут. Значит, это кто-то живой. Девочка слышала от деда и брата, что они частенько  видели то норку, то ондатру, то белку, которые переплывали с одной стороны реки на другую.
Павлик тоже заметил маленького пловца и вопросительно глянул на деда: мол, кто такой?
 - Белка! – прокричал сквозь рокот мотора Илья Степанович.
        Однажды Павлик уже встречался с такой пловчихой. Тогда Илья Степанович   направил лодку так, что зверёк подплыл к самому борту. Дедушка подставил белке весло. Она взобралась на него, прошмыгнула  мимо Павлика в нос лодки, оттуда прыгнула в воду и  продолжила свой путь. Это случилось так быстро, что мальчик даже рассмотреть её не успел. Промелькнул рыжий огонёк – и всё. Тогда он был ещё маленьким, в школу не ходил. А теперь – в четвёртый класс перешёл. Но самое главное – у него есть новенький фотоаппарат, лучше старого. Классный снимок может получиться! Это не картинка в какой-нибудь книге. Он обернулся к деду и показал рукой, что  надо прибавить скорости.  Илья Степанович, кивнув ему, прокричал:
- Понял!
        Объехав белку сзади, Илья Степанович причалил лодку к берегу выше того места, куда должна  была  выйти из воды рыжая пловчиха. Все трое бросились встречать гостью и опередили её. Стоя  поодаль от края воды, они смотрели, как белка приближалась к ним.  Было видно, что она устала. Хвост намок, отяжелел и тормозил движение.
- Бе-е-е-дненькая! – вздохнула девочка и покачала головой. – Я бы, наверное,  так не смогла-а-а…
        Передние лапки уже были готовы коснуться гальки, когда белка  заметила людей. Застыв в воде среди камешков, она словно раздумывала: а не броситься ли ей обратно. Природная  осторожность взяла верх, и она поплыла назад, но тут же вернулась на своё место у берега. Видимо, сил не было. Павлик щёлкнул фотоаппаратом. Зверёк не двигался. Дальше мальчик каждый раз подбегал на несколько шагов ближе  и снова нажимал на кнопку. Алёнка с дедушкой двигались вслед за ним. Остановились примерно в метре от белки.  Она ещё тяжело дышала и не думала убегать. Непуганой, видно, была, если не кинулась бежать в сторону.
       Дети, затаив дыхание, впервые рассматривали  так близко рыжую красавицу. Это не в парке городском, где белки  прыгают с ветки на ветку, оставаясь недоступными для «знакомства». И тем более не в каком-нибудь зооуголке или  зоопарке, где они, становясь пленниками, целыми днями крутятся в колесе, потому что больше ничего не остаётся.   И в деревне около дома они тоже всё время скачут по веткам берёзы, не давая себя разглядеть.  Детям казалось, что это одна и та же белочка приходит в гости. Они даже прозвали её Рыжи’нкой.
        Однажды она перепрыгнула на черёмуху, оттуда перескочила на крышу дома и прошмыгнула на чердак. Алёнка с Павликом тихо поднялись по лестнице и остановились на верхней ступеньке, чтобы не испугать и разглядеть рыжее чудо. Но белка  заметалась в поисках выхода,  как будто в панике забыла, откуда пришла. Промелькнув мимо детей, она спрыгнула через чердачный лаз прямо на’ пол коридора – и была такова. Всё произошло так быстро, что брат с сестрой только плечами удивлённо пожали.
        Зато теперь белочка рядышком! Вот она, такая красивая! Стоячие ушки, сильные лапки с острыми коготками.
- Ну и когти у неё! – воскликнула девочка. – Даже страшно!
- Конечно! – со знанием дела проговорил брат. – Они у неё цепкие. Ведь во время прыжков надо успеть крепко зацепиться за следующий сук. Да и лазать по деревьям так удобнее.
Но больше всего Алёнку поразил хвост.
- Такой пушистый и дл-и-и-инный! – развела руками Алёнка.
- Почти с туловище! – уточнил Павлик. - На картинках часто рисуют белку с поднятым хвостом, так он почти касается головы.
- Иначе и нельзя. Ведь белка  не только прыгунья.  Иногда она просто летит от дерева к дереву. Вот хвост и служит ей рулём, как и сороке. – объяснил Илья Степанович. – А ещё он служит ей  парашютом, поэтому она может  прыгнуть с тридцатиметровой высоты и не разбиться.
- Дедушка, а почему хвост не рыжий, а чёрненький? 
-  Так природа придумала. Разные белки есть: и большие, и маленькие… рыжие, серые, чёрные, белые… хвосты разного цвета… уши с кисточками и без кисточек. У нас вот такие живут, как эта.
Алёнка живо представила себе чёрную белку.
- Хорошо, что наши белки рыженькие, а не чёрные. Смотрите, какая красивая! Только почему-то не такая пушистая, как на картинках.
- Зимой белка попушистее, чем летом. Мех тогда у неё длинный и мягкий. А сейчас – более жёсткий,  редкий и короткий.
- Поняла! Зимой холодно, и ей нужна шубка потеплее.
       Люди переговаривались, а белка, стоя к ним  боком, не шевелилась, словно позволяла  вдоволь налюбоваться ею.  Казалось,  она не смотрит на людей.  Но Павлик уже знал, что у зайца глаза расположены сбоку, чтобы обзор был хорошим при бегстве от всяких лесных зверей крупнее, чем он.  И у белки - то же самое.   Ведь она, зазевавшись, часто становится лёгкой добычей для ловких хищников – куницы,  соболя и  рыси, совы и ястреба.
  Алёнке смотрела и ждала, когда с шёрстки зверька скатятся водяные горошинки. Но они никак не растекались. Ей захотелось стряхнуть с шёрстки эти капельки. Она успела сделать только один шаг. Белка неожиданно выскочила из воды, бросилась вправо и скрылась в кустах.
- Ой, что я наделала! Спугнула…
- Да нет, - успокоил её брат. – Просто она уже отдохнула и помчалась по своим беличьим делам. Не вечно же ей здесь сидеть.
- По беличьим делам… - повторила Алёнка. - А что, беличьи дела у неё на другой стороне речки только бывают?
- Бывают везде. Белки зря реку не переплывают, - начал объяснять Илья Степанович.  – Основная причина – это поиски корма. Бывает неурожайные годы,  засухи и лесные пожары. Много их гибнет, когда перекочёвывают, да делать нечего, и зверью жить  хочется. Вот сегодня белка благополучно переплыла реку, а могла бы и утонуть из-за намокшего хвоста.
- Теперь понятно, почему она обратно не поплыла. Забоялась! – взмахнула руками Алёнка. - Надо сначала хвост подсушить.
Дед с улыбкой посмотрел на внучку:
- Верно говоришь. Ну, что, поехали домой. Покопаемся в бабушкиных книжках, ещё что-то новенькое узнаем.
  Дома после обеда Павлик перенёс снимки  из фотоаппарата в ноутбук, чтобы сделать изображение большим.  Все домочадцы ещё раз с удовольствием обсудили и внешность маленькой пловчихи, и повадки. Нашли в бабушкиных книжках и кое-что новенькое. Оказывается, белки живут не только в дуплах. Они устраивают гнездо – гайно, которое сплетают из веток, мха и сухой травы. Но Алёнку больше всего удивило то, что белка зимой может почувствовать орехи, которые находятся под снегом толщиной в метр и даже больше.  А ещё, оказывается, белки в четыре года считаются уже старыми. Тогда Алёнка в свои пять лет уже тоже старушка, что ли? Не-е-е-т, если бабушка с дедушкой ещё не старички, значит, ей нечего беспокоиться.
        А Павлика больше всего поразил тот факт, что белка-то - хищница! Кроме орехов, желудей, грибов, почек и семян хвойных деревьев она не побрезгует и жуками, мышами, лягушками, ящерицами, маленькими птенцами. Сначала мальчику стало не по себе, оттого что образ милого пушистого и безобидного создания в его представлении померк. Но потом нашлось оправдание: по-другому белки не могут, им ведь тоже надо выживать!
        Наталья Петровна напоследок оценила качество фотографий:
- Ну, Павлуша, у тебя  задатки настоящего  фотохудожника. Может, когда-то побываем с дедушкой на твоей фотовыставке. Вот уж погордимся тобой!
        Ночью Алёнке снилась малина. Ягоды были крупнее тех, которые  собирали сегодня. Рядом на черёмухе сидела белочка, и Алёнка, время от времени поднимая голову,   улыбалась ей. А Павлик во сне перенёсся в городской  выставочный зал, где на стенах висели увеличенные  фотографии, которых немало накопилось за  время летней жизни в деревне. Рядышком стояли папа с мамой, бабушка с дедушкой и Алёнка  в новом красивом платье. Посетители после просмотра подходили  и благодарили  Павлика, а он, смущаясь, говорил:
- Да я-то что, - и повторял слова дедушки - это природе надо «спасибо» сказать за такие подарки…
                Светлый Родник. 2017 г.