Очерки о художниках и картинах. Исаак Левитан

Залман Спектор
Вместо вступления.

Дорогие друзья, то что я хочу представить вам не является искусствоведческим изыском. Я хочу поделиться с вами теми мыслями, идеями, которые художники, скульпторы, разных стран, и разных направлений вероятно вложили в свои работы и которые почерпнул я внимательно, рассматривая их труды.

Это будет своеобразная, ненаучная история изобразительных искусств из которой я надеюсь кто-то почерпнёт для себя нечто новое.
 
В начале я хочу предложить вашему вниманию некоторые картины великого российского пейзажиста Исаака Левитана. И хотя Левитан и некоторые другие российские художники, картины которых я  рассмотрю первоочерёдно, выбиваются из исторического строя развития общечеловеческой культуры, но они более известны многим, для кого близок русский язык.

«Владимирка»  Исаак Левитан  1892 г. 79 ; 123см. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

В связи с тем, что администрация сайта запрещает использовать чужие иллюстрации я предлагаю вам самостоятельно открыть параллельно фото по предлагаемой ссылке:
https://gallerix.ru/album/Levitan/pic/glrx-540222167

В 1892 году иудей Левитан за своё национальное происхождение был выслан из Москвы и какое-то время жил в деревне, вблизи Владимирского тракта.  Эта грунтовая дорога вела из Москвы во Владимир и далее на восток в Сибирь. Не в столь отдалённые для Левитана годы по этой дороге небольшими партиями, пешком, вели этапами (привалами) на каторгу арестантов: уголовников и политических. На эту дорогу Левитан и его подруга Софья Кувшинникова наткнулись случайно, рассматривая близлежащие окрестности. И вероятно что факт существования такой дороги и обострённое чувство обиды за чудовищную несправедливость происшедшую с ним послужил желанием написать эту картину.
 
На первый взгляд это весьма скромный пейзаж: дорога, небо и одинокая фигура странницы, но, однако…
Вся картина зашифрована в символы. Так, вдали, на третьем плане виднеется белый храм. И этому храму принадлежит всё пространство картины. Но большую часть, весь первый план, на полотне занимает тракт.  По его широкой части вели арестантов, а для конвоиров служили отдельные боковые тропы. И Левитан замыслил дорогу, как символ великой нечестности и бесчеловечности.  Всей своей массой дорога навалилась на план, где художник отвёл место для храма. В противовес этой бездушной махине, стремящейся, на современном сленге, закатать всё в асфальт изображены облака. Они светлы и легки. Это человеческие души, которые ветер, подобно конвоирам гонит за горизонт. Их много, очень много.  Вернутся ли они?
А на границе, между, первым и вторым планом написаны: странница и дорожная икона. Почему не странник? Почему она идёт в противоположном направлении, куда ведёт дорога и почему она одета в тёмное и, наконец, почему она рядом с иконой?  В фигуре страницы, а может быть и бывшей каторжанки заложен образ Надежды.  Надежды, которая пока одинока и темна, но подпитанная святостью иконы, приносит веру на возвращение и эта вера, как дорога, расширяется и светлеет по ходу движения странницы.

Ссылки используемых материалов:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1769632
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/95177

Исаак Левитан. "Над вечным покоем". 1894 Холст, масло. 150;206 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ссылка для просмотра иллюстрации:
https://gallerix.ru/album/Levitan/pic/glrx-371554565

 «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!». Этот отрывок из письма Левитана Третьякову можно обозначить, как введение в третью картину, завершающую его мрачный цикл.
В 1893 году, наслышавшись о красотах озёрного края близ Вышнего Волочка, Левитан и Софья Кувшинникова снимали площадь в имение Ушаковых, у озера Островно. Они много путешествовали по округе, Левитан зарисовывал местную природу.  У него уже был этюд заброшенного сельского погоста. Сюжет этого этюда переплетался со своими предчувствиями и страхами, не давал ему покоя и требовал расширения композиции. И у озера Удомля он нашёл ту основу, на которую смог бы наиболее полно лечь его замысел. Эскиз к будущей картине писался с небольшого островка на этом озере. В картине, также, был использован этюд церквушки, сделанным им ещё в Плёсе.
 Пол картины на эскизе занимает небо, где золотистые облачные вихри холодно и сурово сверкают в безграничной вышине.  Перекрывая их, сталкиваются между собой тёмные и светлые тучи, символы света и тьмы, добра и зла. А на земле, над равниной возвышается и правит, обдуваемый ветрами погост с его вечным покоем и готовой развалиться, под напором стихии, древней церквушкой. Но и круча, вместе с погостом и равнинный берег под ним подтачиваются и размываются озером забвения.  И кажется, что озеро размоет и увлечёт за собой и берег и кладбищенскую Вечность, и через энное время две Вечности сольются.  И уже ни что перейдёт в нечто.

Ссылка для просмотра иллюстрации:
https://gallerix.ru/album/Levitan/pic/glrx-240075683

В картине, в небо, он вводит солнце. Солнце, еле заметным светлым пятном, освещая и освящая, приближенные к нему светлые облака на войну с тьмой, привносит в небо не просто небесную стихию, но вселенский миропорядок. А на земле, под кручей он убирает берег, увеличив массу озера. От этого символичность озера, как постепенное забвение усилилось и обострилось более. И теперь стало явно видно, что остров с погостом, увлекаемый водным (временным) течением унесётся и обезлюдит, как второй дальний островок и окончательно исчезнет в вдалеке.
Далее он тщательно разрабатывает первый план с погостом. В церквушке он помещает теплящееся окошко. И теперь картина приобрела личностные качества. В этой одинокой, ветхой церквушке, отданной на волю бога обитает его душа и из этого ненадёжного убежища просит милости, у сияющего на верху холодного света и он готов, как крайнее дерево (справа) склонится перед решением свыше. Но между деревьями (слева) есть просвет. Там проход к погосту и там захоронения и кресты. Новые кресты, которые поближе к церквушке – стоят. Дальние, старые, - опрокинуты. А ближе к нам, к церквушке, на смену умершим, по тропинке, придут новые поселенцы, чтобы через некоторое время также приобрести вечный покой.

Используемые материалы:
Пророкова С.А. Левитан. - М.1960.
http://www.rodon.org/art-080423180858
https://ru.wikipedia.org/wiki/Над_вечным_покоем

Исаак Левитан «Тихая обитель» Холст, масло. 87,5 х 108 см. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Ссылка для просмотра иллюстрации:
https://gallerix.ru/album/Levitan/pic/glrx-886126708

 В 1890 году Левитан впервые побывал в странах Европы. Он рвался туда к шедеврам старых мастеров, к любимым барбизонцам, к новому веянию в искусстве.  Из письма Чехову: «Впечатлений чертова куча!  Чудесного масса в искусстве здесь, но также и масса крайне психопатического, что, несомненно, должно было появиться от этой крайней пресыщенности, что чувствуется во всем» …
  Для себя он отметил, что все-таки, в композиции картины обязательно должна присутствовать некая притча, как у барбизонцев, но плюс к этому – ещё чистый, локальный цвет, как у импрессионистов.  И ему не терпелось воплотить эту идею в жизнь.  И вернувшись в Россию, он опять спешит на Волгу, в Юрьевец.  Года два до этого его впечатлил, освещённый заходящим солнцем, Саввино – Сторожевский монастырь близ Звенигорода. Воспоминания этого зрелища, многочисленные споры и беседы о божественном, о настоящем и псевдоискусством с его товарищем, религиозным Нестеровым, зародили в нём сюжет для новой картины.  В этой картине он использует смешенное изображение Кривозерского монастыря рядом с Юрьевцем и церковные строения в Плёсе.
Перейдём к рассмотрению самой картины.
 Есть непоколебимая истина, и она наверху, на Небесах.  Эта истина духовна, светла и чиста. На Земле – только её материальное отражение и вроде оно похоже на первоисточник, но всякое отражение под воздействием иных сил подвержено всяческим искажениям.  Это отражение зыбко и ненадёжно.  Но каждый человек может осветиться не отражённым, а подлинным светом. Для этого он должен пройти некий путь.
На первом плане изображён спуск. Это человеческая гордыня, поросшая бурьяном. Для того, чтобы в последствии возвыситься, необходимо спуститься и смириться.  Дальше перекинут мостик и у путника ещё есть возможность осмыслить свои намерения. Но выбрав этот путь, (ступив на две дощечки и перейдя некую пустоту) для него начинается дорога вверх.  Но и на том берегу этот путь полон сомнений. Как идти: взобраться по ступенькам или выбрать более долгую, но пологую тропинку. Да и там, отгороженной от всего шумного, суетливого обители, как себя вести: то ли жить, постигающим истину (образ колокольни, залитую светом), то ли вести более праздный образ жизни (монастырское здание, покрывающееся тенью).  И далее, через некоторое время, слившись со многими (монастырская церковь, многочисленные облака) человек найдет для себя покой и просветление.

Используемые материалы:
http://isaak-levitan.ru/bio9.php
https://ru.wikipedia.org/wiki/тихая обитель
Пророкова С.А. Левитан. - М.1960.

«Озеро. Русь»  Исаак Левитан 1899—1900 г.г.  . 149;208 см  Картина является частью собрания Государственного Русского музея

Ссылка для просмотра иллюстрации:
https://gallerix.ru/album/Levitan/pic/glrx-195828247

Эта картина – манифест и прощание великого русского пейзажиста со страной, которую он искренне любил, и которая была для него то матерью, то мачехой.
 Левитан начал работать над картиной, когда знал, что безнадёжно болен и в ней он продолжил разрабатывать образы нетленного и небытия, найденные при написании «Вечного покоя». Но в отличии от «Вечного покоя» теперь он, ни у кого не просит милости. В новом в своём шедевре он предстаёт нам в образе белой колокольни, гордо взметнувшейся над ближней к нам возвышенностью, между догорающими осенними деревьями, и маленькими сельскими постройками, среди увядающих полей. А на отдалённой возвышенности, на необъятных земных просторах, между вечным небесным сводом и изменчивой, зыбкой водной гладью стоит его Россия с небогатыми домиками и с такими же колокольнями. И он плоть от плоти этой России. А на небе, как знак беды, нависла, отбрасывая густую тень, тёмная туча. И он знает, что уйдёт, что раствориться в далёких далях, но как густые тростниковые побеги и он и его Россия вновь заколосятся среди водного небытия.

 Используемые материалы:   
Пророкова С.А. Левитан. - М.1960.