Сандро Боттичелли. Madonna del Magnificat

Алина Алексеева-Маркезин
      Сандро Боттичелли.Мадонна Магнификат. ок. 1481.Дерево, Темпера. 118 ; 118 см
Галерея Уффици, Флоренция

          Madonna del Magnificat-тондо Сандро Боттичелли, изображающее Коронование Богоматери двумя ангелами в облике прекрасных отроков. Трое других ангелов держат перед ней открытую книгу, в которую Мария вписывает славословие, начинающееся со слов: Magnificat anima mea Dominum («Величит душа моя Господа»). На коленях Марии восседает младенец Иисус, a в левой руке она держит гранат, символ Божьего милосердия — как и в другом известном тондо Боттичелли, «Мадонна с гранатом».

           Тондо относится ко времени расцвета деятельности мастерской Боттичелли, когда из нее выходили многочисленные реплики его картин, выполнявшиеся учениками Боттичелли по его рисункам и картонам. Прежде всего, это были изображения Мадонны, на которые был огромный спрос. Среди них - этот шедевр.

     Это самая известная из картин художника на религиозный сюжет, написанных для частных капелл; названа она по первому слову молитвы Богоматери, текст которой хорошо виден на развороте раскрытой книги. Младенец Христос держит в одной руке гранат, а другой водит руку Мадонны, которая вписывает в развернутую книгу начало благодарственной песни (Ев. От Луки, I, 46). Двое мальчиков в сопровождении третьего, постарше держат книгу и чернильницу, в то время, как двое ангелов поднимают венец над головою Мадонны.

     Эта искусно вписанная в круг композиция - одно из наиболее замечательных созданий мастера. Изысканные линии рук, окруживших фигуру младенца Христа, как бы продолжаются жестом одного из прекрасных ангелов и через руки других персонажей замыкаются на короне Марии. Такое кольцо рук подобно некоему водовороту, в центре которого виден отдаленный мирный пейзаж. Как и в "Мадонне с гранатом" Христос держит в руке плод - символ Мадонна Магнификат. Деталь: Раскрытая книгабессмертия, которое он принесет человечеству.

     Лицо "Мадонны Магнификат" отмечено всеми качествами, входившими в культивируемый Боттичелли идеал красоты. Среди них - тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Выражение чистоты и невинности дополняется оттенком нежности, сквозящим в округленных губах. Густые заплетенные волосы производят земное впечатление, напоминающее об облике крестьянской девушке, однако модные предметы туалета - шарф и прозрачное покрывало - как бы преображают реальную женщину, взятую Боттичелли в качестве модели в идеальный образ Мадонны.   

              Точные обстоятельства создания картины неизвестны; выдвигалась гипотеза, что «Мадонна Магнификат» аллегорически изображает семейство Пьеро Медичи, но многие историки это мнение оспаривают. Первое достоверное упоминание о картине относится к 1785 году, когда галерея Уффици выкупила её у некоего Оттавио Магерини. Некоторые отождествляют «Мадонну Магнификат» с тондо из церкви Сан-Франческо-аль-Монте, упоминаемым Вазари, но и эта точка зрения встречает возражения. Тем не менее, искусствоведы практически единодушно сходятся в том, что картина действительно принадлежит кисти Боттичелли.