Ширин. Табунный след. Часть 16

Татьяна Трофимова 2
Месяц спустя.

- Госпожа-  обратился слуга к Ширин, которая сидела с саду  рядом с люлькой, в которой спали крохотные сыновья. Возле ее ног  на ковре играли Нурхаят  и Михриджихан. - Ширин открыла глаза, потревоженная от дремоты.
- Что, Азми?
- Там господин. Он кажется русский. Говорит, что вы знакомы.
- Как он представился ?
Азми задумалась, вспоминая, и покусывая губы- Это граф. Граф Орлов. Да. Точно. Граф Орлов, госпожа.
Ширин поднялась с кресла. - Посиди с детьми, Азми. И направилась в дом.

В гостиной ее ждал Алексей Григорьевич,  с которым она имела честь познакомиться в ту давнюю поездку в Италию. С которым переписывалась от имени деда, а потом от своего, пока не началась война.
- О Ширин!- воскликнул гость-  Как вы расцвели, моя дорогая. Ни за что бы не узнал вас, коли встретил бы где-нибудь.
Ширин поклонилась графу на европейский манер.
- Рада видеть вас, Ваше Сиятельство в моем доме.  Она преддложила ему жестом садиться. Служанка внесла поднос с чаем и сладостями. - Возможно вы предпочитаете кофе?
- Не откажусь, Ширин. Она подняла взгляд на служанку и кивнула. Та поспешила выполнить распоряжение госпожи.
Ширин вопросительно смотрела на гостя.
- Вам, возможно, интересно узнать чем вы обязаны лицезреть меня в вашем доме?  Спросил граф. Хозяйка кивнула.
- Так вот, моя дорогая. Я наслышан о том, что происходила в вашей семье с того времени, как была прервана наша с вам переписка. Соболезную вашим утратам и очень надеюсь на то, что ваш брат жив, равно как и ваш супруг.
Он принял чашку кофе из рук служанки и продолжил   
-   Поздравляю вас, моя дорогая с рождением дочери.
- Месяц назад, Всевышний благословил наш дом двойней. У нас с супругом родились сыновья.
- Поздравляю вас, Ширин. От всей души. Как вы назвали ваших мальчиков, моя дорогая?
- Эльдар и Бекир.
- Красивые имена. - граф улыбнулся. - Я всегда рад был бы вас навестить, но к сожалению в ваш дом меня привели обстоятельства профессионального свойства.
- Чем могу быть вам полезна — Орлов- паша?
- Мне нужны вы, Ширин? - граф поднялся с кресла и подошел к окну.
- В каком смысле?- поинтересовалась Ширин, склонив голову на правый бок и сведя брови.
- Я хочу вам предложить работу в моем конном хозяйстве.
- Но...
- Не торопитесь мне отказывать, Ширин. Вам известно, что мое хозяйство весьма обширно. Но вопрос не в нем. По велению  моей Имперетрицы, и по настоянию моей собственной души, если вы помните, я занимаюсь выведением новой породы лошадей, способной удовлетворить потребности как армии  моей страны, так и прочие запросы российского общества.
- Да я помню, Орлов-паша.      
 -  Мадам. При всей своей власти, я не смогу гарантировать вам покой в вашем имении. Война, знаете ли. И боюсь, что любые охранные грамоты, которые я вам оставлю и личные приказы гарнизонным генералам могут не спасти ваше имение от разорения, дом от разграбления и,  самое печальное, что мародеры, рыщущие в поисках легкой добычи, не станут читать родословные ваших лошадей. Вы без мужа и сильной поддержки с  четырьмя  маленькими детьми станете легкой добычей разбойников разных мастей. Поверьте, тот сброд, что сейчас рыщет по ханству не станет с вами церемониться и вы легко можете оказаться в рабстве где угодно.
Поверьте мне, дорогая, я знаю о чем говорю. Скоро Крымское ханство станет частью Российской империи. Безусловно, это произойдет не завтра. Но политичесая игра движется именно в этом направлении.
 Уже сейчас экономика вашей страны приходит в упадок  после крупномасштабных политических и военных мероприятий моей державы.
- За что вы так ненавидите мою страну? Зачем вы разорили ….. Ширин вспыхнула и вскочила с кресла. Но Орлов не дал ей договорить.
- Дорогая моя, Ширин. Да будет вам известно, что война и политика не ваше дело.
- Как же не мое, если....
- А если уж быть до конца честным с вами, то любить мне вашу страну не за что. И помимо,  выхода к  Черному морю, нам надоели ваши вечные нападки на крайние области Российской Империи. Можете сказать спасибо вашему  Крым- Гираю за набег  1758 года, Давлет-Гираю за сожженную в 1571 году Москву.   Это он пришел к нам и увел тысячи людей в рабство.  Это он оголил защитные функции наших границ, воспользовавшись тем, что большая часть русской армии во время Семилетней войны  была занята военными компаниями с Пруссией.  Вы этого не знали? Или предпочли не обращать внимания на такой факт как угон тысяч поданных и лишение казны дохода с этих подданных ? Вы еще хотите послушать или все же обратитесь к другим источникам?
 - Я — Ширин вернулась в свое кресло. - Я сожалею, потерям вашей стороны..... 
- Вы уникальный знаток лошадей, а мне для исполнения воли моей Императрицы нужны такие люди. Работы предстоит много.
И меня не отпускает ощущение, что вы можете оказаться мне очень полезной.
Позвольте вас заверить, что я обладаю неограниченными финансовыми возможностями и могу купить всех ваших лошадей, если вы согласитесь назвать приемлемую для вас цену   Или вы оставите их вашей собственностью, предоставляя мне для разведения нужные экземпляры на выгодных для вас условиях. Я обещаю организовать транспортировку лошадей в Россию, к месту вашего дальнейшего пребывания и оплатой за это будет лишь ваше согласие помочь мне в моих изысканиях. Лошади будут содержаться в отдельных конюшнях, у них будет вдоволь корма и вы всегда сможете распоряжаться ими по своему усмотрению. Конюхи которые согласятся ехать с вами будут ухаживать за вашими лошадьми, будут вполне довольны условиями и жалованием, которое я буду им платить.
А когда время нашего сотрудничества подойдет к концу, вы сможете купить себе имение в  России или вернуться на родину, если обстоятельства к тому времени сложатся так, как вам будет выгодно и продолжать выращивать скакунов.
Я смогу оказать вам всестороннюю  защиту  и покровительство и никто не сможет отнять у вас то, что принадлежит по праву вам, вашим детям и племяннице. Что вы мне ответите, мадам. У вас будет достойное жалование и дом.
- Орлов- паша.... Я...- решительно проговорила женщина.
- Называйте меня Алексей Григорьевич.
- Алексей Григорьевич- ее едва уловимый акцент звучал мягко и нежно- Я наслышана о вас, как о человеке высокого мужества и чести. Так же многое узнала из нашей с вами переписки.
 Я благодарна вам за ваше предложение и защиту, которую вы уже оказали  и предлагаете оказать. Я считаю все ваши доводы весьма разумными и думаю, что оставаться здесь было бы опасным и неразумным решением. Кроме моих маленьких сыновей, больше не осталось мужчин в нашем роду и некому нас защитить. Мы поедем с вами. С вашего позволения, я хочу оставить в своей собственности лошадей и по вашему выбору буду предоставлять вам необоходимые особи для ваших- она осеклась- наших изысканий. У меня достаточно средств и я оплачу дорогу к месту моей новой работы сама и все расходы на строительство новых конюшен и дома для меня, детей и слуг, которые поедут с нами.
- Вы можете полностью мне доверять, мадам.
- Я доверяю вам,  Алексей Григорьевич. У меня нет оснований для недоверия. Вы облеченный столь большой властью, при таком количестве вооруженных людей давно могли выставить меня из дома ни с чем, если бы были человеком жадным и непорядочным. Я чувствую, что мне самой будет интересна работа с вами. Много лет, с самого раннего детства мне снился почти один и тот же сон. В нем я видела коня той самой масти, которую во время нашего путешествия вы мне описывали. Я не знаю, что это за масть, но в последнем моем сне я видела на лбу герб вашей родины и теперь я точно уверена, что это не простой сон и мне нужно ехать. Тем более, что во сне.... Не знаю похоже это на вашу Россию или нет...  Иначе мечта увидеть этого коня так и останется для меня мечтой.
- Мадам,  времени на сборы у вас будет достаточно. Утром я вернусь в Бахчисарай и пробуду там в течение четырех недель, по делам службы Ее Императорскому Величеству и моей державе. Через три недели я прибуду к вам и мы сухопутным путем двинемся в Россию. 
 При всем уважении к вам, больше времени у меня нет. Я должен торопиться на родину. У меня высочайшее распоряжение Императрицы. И я думаю будет непредусмотрительным оставлять вас с детьми и имуществом одну. По известным мне данным, в ближайшее время возможны крупномасштабные военные операции с турецкой стороны, в связи с высадившимся неделю назад войсками Оттоманской Порты.  При мне вам будет спокойнее и легче в пути. А также нечистые на руку кабатчики и торговцы продовольствием не посмеют превысить цены по дороге вашего следования.
С собой вы можете взять сколь угодно вещей и столько конюхов, сколько захотят поехать с вами.  Хорошие конюхи всегда пригодятся.
Работы на моих конных заводах достаточно, жалование хорошее, на жизнь никто не жаловался.
- Конечно, я все понимаю, Алексей Григорьевич.  Мы будем готовы к указанному вами времени. Думаю, времени более, чем достаточно.
- Я очень рад, что вы согласились. Я думал, что как всякая женщина вы будете переживать, что приходится покидать родину и оставлять дом.
- Женщинам всегда приходиться покидать дом, когда приходит время. Вечное небо везде одинаково. А моя родина может быть в любом месте, где будут мои лошади, везде, где у меня будет возможность их выращивать, и везде, где они будут нужны хорошим хозяевам, желающим дать за них достойную цену. А также везде, где мои дети и племянница будут в безопасности. 
- Вы очень разумная женщина, Ширин- ханым. Своей решительностью вы напоминаете мне мою Великую Императрицу.
- Да? Это очень лестно слушать, Алексей Григорьевич. Все что я о ней слышала, наводит меня на мысль, что это великая женщина. Уже то, что она смогла стать Императрицей и о ней с таким  благоговением отзываетесь вы....
- Да, мадам. Это действительно великая, уникальная женщина.... таких больше нет...- Взгляд его затуманился — Тогда  договорились.  Обещаю подыскать покупателей на ваш дом и земли. Она кивнула. 
- Мы будем готовы, ваше сиятельство. Но у меня к вам просьба.
- Слушаю вас, дорогая.
- На моем попечении находится дочь  полковника Алексея Федоровича Бурмистрова, который собирался отбыть с ней на родину после завершения службы. В связи с тем, что я отбываю раньше его приезда, то Надю я возьму с собой. Прошу вас, дать распоряжения вашим людям, чтобы они свзяались с полковником для того, чтобы он передал дальнейшие распоряжения  о судьбе дочери.- Она вздохнула.
- Я выполню Вашу просьбу, Ширин.  Она снова поклонилась гостю на европейский манер, хлопнула в ладоши и велела появившейся служанке проводить гостя в его комнату.

Когда  граф ушел, она Ширин опустилась в кресло. Обведя взглядом огромную гостиную, молодая женщина заплакала.
- Прости, дедушка, что я покидаю все это. Простите меня все, кто жил в этом доме... слезы струились по ее щекам- Папа, у меня нет другого выхода. Бекир, брат мой где ты? Я должна продать твой дом.  Брат, я клянусь, что если ты отыщешься, я все тебе отдам! Куда же ты теперь вернешься, где будут рождаться твои дети. И вернешься ли ты? - Она закрыла лицо руками. Подняла юбки, прижала к лицу и продолжала плакать, прося прощения у всех своих предков,  чьи имена  помнила.
 

Через неделю от графа пришло письмо.
« Здравствуйте, Ширин.  Надеюсь, что вы не изменили решение и по-прежнему полны решимости последовать за мной ко мне на родину. С этим письмом я направляю к вам своих людей, которые займутся отправкой  первых партий ваших лошадей. Прошу  отобрать наиболее ценные экземпляры. В количестве вас не ограничиваю, полагаясь на ваш профессионализм.
Тех лошадей, что вы  предпочтете оставить, я продам  в русский гарнизон. О цене не беспокойтесь.  Через неделю мои люди прибудут за ними.
В нарочным было направлено письмо в мое имение о подготовке для вас места и строительстве дома, а также конюшен для ваших лошадей.
Вместе с лошадьми, вы можете направить  имущество, не представляющее особой ценности, но крупное в размерах, будь то мебель и книги, которые вы пожелаете взять с собой. По вашему приезду, вы получите все в целости и сохранности. О чем позаботятся преданные мне люди.
Все ценное имущество, равно как драгоценность и деньги, вы возьмете с  собой.
Надеюсь ваши дети и вы добром здравии и легко перенесут долгий путь, о чем я лично буду неустанно стараться.

P.S.  К своему письму, я прикладываю письмо полковника Бурмистрова.
С почтением, Алексей Орлов. 

Ширин вздохнула. И сломала печать  на письме Алексея Федоровича.

« Доброго вам здравия, моя дорогая Ширин. Поздравляю вас с рождением ваших сыновей . Надеюсь, вы и ваши дети здоровы.
 Я имел честь говорить с Его Сиятельством графом Орловым, который заверил меня что вам необходимо отбыть в Россию. Выслушав доводы Его Сиятельства, я полагаю, что он прав и вам опасно оставаться в вашем имении.
Прошу вас, возьмите мою дочь с собой в имение Его Сиятельства. В дороге, Алексей  Григорьвич обещался направить моей супруге письме, дабы подгадав приметрную дату приезда дочери, она явилась за ней в имение Его Сиятельства.

С наилучшими пожеланиями, ваш покорный слуга Алексей Бурмистров.»

На другой день Ширин произвела отбор табуна, который последует за ней в Россию.
- Ширин- ханум, как же я счастлив вернуться на родину- сказал ей Силуян, когда она вносила записи в блокнот.
- Но, Силуян, ты же свободный человек и мог в любое время туда вернуться.
- Так я и собирался заработать денег и вернуться, но Айшат- ханум...
- Что Айшат- Ханум, Силуян? -Она внимательно посмотрела на старшего конюха.
- Просто иногда ее видеть, быть чем-то полезным... - По его лицу потекли слезы- Простите, госпожа. Но я до сих пор не смирился с тем, что Айшат-ханум больше нет. И здоровенный мужчина прислонился спиной к стене стойла. Он рыдал, словно ребенок.
- Ты любил мою мачеху, Силуян?   - Ширин обняла его, едва смыкая ладони за его спиной.
- Простите, госпожа, но ведь я ничего.... Я просто ….И теперь когда ее нет....
-  О, дорогой мой друг. Вы столько лет любили издали ее …. Как же...
- Вы только не подумайте чего, Ширин- ханум. Айшат- ханум  была святой женщиной. И я бы ни за что....
- Я знаю, Силуян. -Они оба сидели по земляном полу конюшни и горевали потерянных близких. - Я хотел уехать. И денег было много уже. И хотелось бежать, чтобы совсем не видеть ее. Но потом ваш батюшка, матушка, Джаиза- ханум....Она осталась одна со всеми вами и ей.
- Силуян, мой дорогой, Силуян. Благодарю тебя! Ни она, ни я... мы бы не справились без тебя.
-  Вот и рад я вернуться в Россию теперь, кода ее нет.
- Ты оставишь нас, Силуян?
- А куда мне от вас идти, моя маленькая госпожа? Родни никакой нет. Вот приеду туда и женюсь. Но с вами, Ширин — ханум и с вашими детьми я до последнего вздоха. Если вы не прогоните меня раньше.
- И мне без тебя никуда.- Она усмехнулась.- Спасибо тебе, Силуян. Молодая женщина  расцеловала его в обе щеки и поднявшись с пола      стала отряхивать юбки.
- Позвольте спросить вас, Ширин- ханум. Вы Дору тоже берете с собой?
- Да.
- Но... зачем?
- Не знаю, Силуян. В гарнизон ее не купят. Она не годиться для бега. А пустить ее на мясо у меня не поднимается рука. Не оставлять  же ее здесь в пустом доме, когда его продадут.
- Но это же какие расходы, госпожа! - воскликнул старший конюх. Ширин пожала плечами и пошла к выходу.

Возле дверей ее ждал доверенный человек графа. 
- Он поклонился. - Госпожа. Сколько лошадей вы  планируете отправить в Россию?
- Она сверилась со списком- Шестьсот три, Василий Степанович.
- Значит разделим на шесть партий по сотне. Готовы ли вы к отправке первой партии завтра, Ширин — ханум? И готовы ли ваши люди?
- Да. Сейчас распоряжусь, чтобы первую сотню подготовили к рассвету.
Василий Степанович кивнул. - Что вы планируете из личных вещей отправить с первой партией, Ширин- ханум?
- Книги, Василий Степанович.
- Так и порешим. Прошу вас подготовить все с вечера.
- Они готовы, лишь осталось погрузить в телеги.   В доме, вас ждет ужин, Василий Степанович. Милости просим.
- Непременно. С превеликим удовольствием, уважаемая Ширин- ханум.

Отправка остальных остальных пяти партий  производилась каждые три дня. Люди Ширин были разбиты на партии вместе с лошадями и отправились на новую родину.
Все то, имущество, которое Ширин хотела взять с собой, за исключением, личных вещей и ценностей было отправлено в Россию вместе с лошадьми.
До приезда Алексея Григорьевича оставалось четыре дня.
Уже были упакованы вещи и все необходимое в дороге.  Силуян лично проследил, чтобы оборудовали всем удобствами  присланную Его Сиятельством обе кареты предназначенные для Ширин и детей.

- Как же мои малютки поедут так далеко- сокрушалась    Гульзафар- как же они перенесут такую дорогу?  Они ведь такие крошки.  Она кормила Нурхаят и Михриджихан. - Мои маленькие девочки, мои мальчики. Как же им будет тяжело.... И
- Няня- перебила ее Ширин- наши прапрабабушки рожали в дороге. Там же в кибитках и в шатрах росли их дети. - Ширин теряла терпение- Ты уже столько времени сокрушаешься. Сколько можно? У нас нет пути назад.
Граф написал, что подыскал покупателей на имение.
- Кто эти люди, Ширин?
- Я не знаю. И знать не хочу. Так будет проще расставаться    со всем этим.
- А вдруг его купят неверные, Ширин? - На лице старой женщины отразился испуг.
- Гульзафар, дорогая. Мы едем   в самое сердце страны неверных- улыбнулась Ширин и направилась собирать вещи.

Она  обошла почти  пустой дом. Поднялась на верхи прошла  по комнатам родных.
В комнате родителей почти ничего не изменилось, как и во всех остальных тоже, за исключением, некоторой мебели, что Ширин успела отправить  в Россию.   Они словно ждали своих хозяев, не зная, что те больше сюда не вернутся. Она вошла в комнату, где хранилась мамина одежда. Села на пол и постаралась ощутить ее запах, который еще до недавнего времени хранили кафтаны и платья, платки и рубашки, но ничего.
- Мама, ты ушла из этого дома — тихо сказала Ширин, вспоминая как часто они с сестрами сидели здесь, чтобы хоть чуть-чуть быть ближе к ней. Чтобы не расплакаться она отрыла окно и позвала внука Фарида Ахмета, который сидел на крыльце с строгал ножом себе стрелы.
- Ахмет, позови свою бабушку. Пусть поднимется сюда.
- Хорошо, госпожа уже бегу. Мальчик сорвался с места и побежал, но вернувшись за забытым ножом, сиганул еще быстрее. Ширин улыбнулась, отошла от окна и стала откладывать то, что оставит для себя и своих девочек.
- Звали, госпожа. На пороге появилась Алсу, жена Фарида.
- Да Алсу. Я хочу, чтобы ты распорядилась о маминых вещах и о других тоже. Возьми себе все пожелаешь ты и твои невестки, остальное распредели между женщинами и девушками.
- Но госпожа, это очень дорогие наряды и им....
- Это не важно, что дорогие. Пусть носят в память о моих родных.
- Хорошо, Ширин- ханум- поклонилась Алсу- Все сделаю по справедливости.
- Здесь я все, что нужно взяла, пойду в комнату Айшат и бабушки. Когда уйду оттуда, присылай своих невесток.
- Да, госпожа.    
 Она надолго  задержалась в комнате Нурсагадат. Не давая воли слезам, которые  стояли в глазах, она села на постель сестры, где та  недавно скончалась.
- Как же мне жаль, сестра, что так нелепо прошла наша с тобой жизнь. Из-за необдуманных слов отца, мы были с тобой всегда чужими. Я люблю тебя, Нурсагадат. Слышишь ты меня или нет. Я очень люблю тебя, моя родная.. И знай, что я позабочусь о Нурхаят как о собственной дочери. Я отдам ей всю ту любовь, которую не отдала тебе. Прости, что твоя девочка не будет расти на землях, где выросли мы, она не будет приходить к тебе на могилу в дни памяти, но я сделаю все, чтобы она помнила о тебе, родная.
Ширин встала, раскрыла шкафы с вещами сестры, достала шкатулки с украшениями, и все то что, что она сможет передать   Нурхаят в память о матери, когда девочка подрастет. Сложила в центре комнаты, чтобы потом дать распоряжение слугам забрать их. Сложила вещи, что шила сестра, и ее принадлежности для шитья.
Женщина прошла дальше, складывая в каждой комнате, то что ей не хотелось бы оставлять то, что можно довезти  не повредив.
Вещами  Бекира, дедушки и Агахасана она  попросила распорядиться Фарида.
Потом спустилась вниз по лестнице, ласково касаясь ладонью гладких, отполированных временем и руками многих поколений ее семьи лестничных перил,  направилась в кабинет отца.
Со времен его смерти здесь ничего не изменилось. Иногда заходили слуги, вытирали пыль в надежде, что молодой хозяин займет здесь по праву место своего отца, но... у Аллаха были другие планы на Бекира.  Ширин все еще не могла поверить, что его больше не будет в этом доме, а возможно нет и на свете.
Ширин отодвинула от стены диван, разобрала старинный паркет, отогнула подложку и стала доставать из тайника шкатулки и сундучки. Их оказалось девятнадцать.  Молодая женщина открывала один за другим. Там были монеты разных стран и времен.  Старинные с чуть поблекшим   блеском и почти новые, отчеканенные не больше тридцати лет назад. Десятки поколений ее семьи бережно откладывали эти сокровища, зарабатывая их нелегким трудом. Она взяла мешочек со звенящими золотыми, раскрыла его и среди монет нащупала свернутый и пожелтевший от времени листок. Развернула.: «Рад. Продан ее Величеству   ­ Королеве Дании и Новегии Софии Марии Брауншвейгской. 1673 год.»
Таких мешочков было несколько десятков. В разное время ее предки продавали лошадей монархам и знатным господам.
А теперь, на этой земле будут новые законы  и для того, чтобы сохранить бесценных лошадей Ширин должна покинуть землю своих предков и отправится в далекую Россию.
Она разложила ценности по сундукам с одеждой. Забрала все важное из кабинета Агахасана и Шамсура -эфенди. Разбирать бумаги и читать не было ни времени, ни сил и потому она просто складывала их в сундуки, обитые железом и обтянутые промасленной кожей.
Своим кабинетом она занималась в последний момент, отложив все, что ей понадобится на первое время, когда она приедет  на новое место и пометив самое важное. 

-Твои предки редко задерживались на одних местах,  От Горшка Два Вершка . Много раз они перебирались с места на место, беря с собой лишь шатры и лошадей, лишь только легкий скарб и добротную одежду. А ты, От Горшка Два Вершка едешь с такими богатствами. - Сказала себе Ширин,  захлопывая крышку последнего сундука.