New! Как мальчик Тролля обманул

Алексей Горшков
Мой перевод с английского и редакция малоизвестной норвежской народной сказки (из книги «Popular tales from the Norse” by George Weebe Dasent, NY, 1859, p. 36)

На краю леса жил старый человек со своими темя сыновьями-подростками.  Случилось, что отец сильно заболел и не мог работать, вот он и сказал своим сыновьям:
«Придётся вам, ребятишки, ходить в лес и дрова рубить. Первым — старший пойдёт!»
Взял старший сын топор и в лес пошел. Выбрал высокую старую ель и только ударил по ней топором, как перед ним огромный страшный Тролль появился и прорычал:
«Как ты смеешь рубить деревья в моём лесу! За это я убью тебя!»
Парень испугался, бросил топор и помчался домой, без оглядки, и так быстро бежал, что по пути двух зайцев обогнал! Прибежал он домой и обо всё отцу рассказал.
«Эх ты, трусливый заяц! Когда я был молодым, я никаких троллей не боялся!» - сказал отец и послал в лес среднего сына.
С этим парнем то же самое приключилось; еле-еле от тролля убежал, а как в дом свой влетел, так сразу под кровать залез.
Настала очередь младшего сына, по прозвищу Башмачок, которое он получил за свой маленький рост. Взял парень краюху хлеба, извалял её в золе, так что она вся черною стала, положил её в рюкзачок и зашагал в лес. А братья, вдогонку, смеются над ним:
«Ты уж Тролля-то не убивай! Ну, устрой ему небольшую трёпку и отпусти!»
Зашел Башмачок в лес и только пару раз ударил топором по ели, как ужасный Тролль появился и стал смертью грозить Да башмачок не испугался. Достал он из рюкзачка кусок хлеба и спрашивает Тролля:
«Вот видишь этот кусок железа?»
«Вижу» - ответил Тролль.
Башмачок разломал хлеб на две части и сказал:
«Сейчас я тебя разорву пополам, как этот кусок железа!»
Тролль от страха аж побледнел и заикаться стал:
«Ты … ты...ты... по..по..щади ме... ме..ня!»
«Ладно, пощажу, если дров нарубишь!»
Схватил Тролль топор и стал яростно рубить ель, а когда срубил, стал разрубать её на дрова. А тут и поздний вечер наступил. Тролль говорит парню:
«Тебе до своего дома далеко идти, а мой дом рядом. Пойдём ко мне, у меняя переночуешь!»
Башмачок согласился и они направились в дом Тролля.  Когда пришли, Тролль и говорит:
«Сейчас большой котёл овсяной каши сварю. Принеси-ка пару вёдер волы из болотца!»
Подошел парень к ведрам, а они такие большими и такими тяжеленными оказались, что он их даже приподнять не смог, - хорошо что Тролль не заметил. Хитрый Башмачок говорит Троллю:
«Я не пью болотную воду! Пойду из родничка воду принесу!»
«Нет, нет, нет! Не трогай мой родничок! Я против того, чтобы кто-то нарушал экологию среды моего пребывания! Пойду-ка я до речки дойду и сам воды принесу!»
Взял Тролль ведра в одну руку и ушел за водой. А Хитрый Башмачок уже план дальнейших действий придумал. Взял он свой рюкзачок и распорол один его уголок и стал дожидаться Тролля.
Вернулся Тролль с водой, наварил два котла каши и поставил их на стол. Тут Башмачок и говорит:
«Послушай Тролль, а давай мы с тобой устроим соревнование, - кто больше каши съесть?»
Тролль согласился, схватил ложку и стал жадно кашу есть.. А Башмачок кашу незаметно в рюкзачок сбрасывает, который у него сбоку висел. Наполнился рюкзачок кашей, и стала она из дырки на пол вытекать. Тролль это увидел, удивился, но ничего не сказал. Наконец, Тролль отложил ложку и сказал:
«Всё! Не могу больше ни ложки съесть! Полон живот!»
А Башмачок ему в ответ:
«А ты живот-то распори ножом, как я! Каша будет вытекать из живота, так что можешь есть хоть всю ночь напролёт!»
«А это не больно?» - спросил Тролль.
«Ничуть! Бери с меня пример! Я уже давно себе живот распорол!»
А Тролль был обжорой. Схватил он нож и распорол себе живот. И что? Ну как что? Умер, конечно! А Башмачок собрал всё серебро, которое Тролль накопал, набил им мешок и поволок домой. Хоть и тяжело было, но мешок всё же до дома дотащил. Не бросать же добро!