Я и МЫ

Геннадий Константинов
Я и МЫ
Слово Я
Вот две фразы:
« Я  сказал!»; «Я нечаянно». Всего две фразы по два слова и сразу два характера, два эпизода. Коротко и глубоко, слово Я просто находка для человека пишущего. А, что такое или кто такой Я? Возможно ли дать определение этому слову? Если сказать, Я, Венедиктов Бенедикт Евграфович, то получается некая вывеска, за которой находится человек. Что обозначает слово Я? Тело? Пожалуй, не только. Про тело можно сказать «мое тело». Получается, что есть Я и у меня наряду с рубашками, носками и носовыми платками имеется тело. Если дальше идти этим путем, то со временем открывается огромность того, что обозначает всего только одна буква Я. «Я есмь» и никаких ограничений, Я – это вселенная, нет больше вселенной, Я – это все вообще. И каким микроскопическим виден из масштабов этого всеобъемлющего Я, я повседневный, радостный или озабоченный, тот который вперемешку мыслит себя то телом, то душой, то творцом, а то тварью дрожащей. Вероятно, будет правильным сказать «Я есмь», а все остальное быстротечно и сиюминутно.
Слово МЫ
Мы  не получается путем простого арифметического сложения нескольких безграничных Я. Если Я безгранично, то оно одно, а МЫ? МЫ всегда обозначает какой-нибудь социум. Слово это многолико и применяется по необходимости для обозначения двух и более человек, которые заняты сейчас, были или будут заняты одним делом. Произносящий слово МЫ может не иметь ни малейшего отношения к этому делу, но через это слово обязательно выражает свое отношение к событию.
«Мы покорили космос», - с гордостью произносит некто, который спутник видел только по телевизору. Но произнося, МЫ он подчеркивает свою солидарность, а, может быть, в некоторой степени сопричастность,  со свершенным фактом. В другом случае тот же некто, где-нибудь в трамвае, заверяет пассажиров, что «Разучились МЫ уступать места женщинам» и здесь, он уже выступает с позиции обличителя и, ни в коем случае не причисляет себя к тем, кто разучился.
Изобилуют словом МЫ пропагандистские, политические и рекламные тексты. Там с помощью этого МЫ позиция вещающего может меняться чуть не в каждом абзаце, оставляя общую направленность текста неизменной. Я такого позволить никак не может. В качестве эксперимента можно попробовать заменить в подобном произведении МЫ на Я, сразу изложение приобретет другую модальность.