Возвращение Рикардо

Сергей Ткачёв 2
 Итак, в одном венецианском доме проживала  небольшая и вполне успешная семья. Во главе семьи находился достаточно известный в городе ювелир Антонио Минелли, хозяйством и воспитанием детей занималась тихая и прилежная супруга  Лаура. У них было два сына: старший Рикардо и младший Лука. Младший обладал чудесным свойством всех радовать. Отца - успехами в учебе и огромным прилежанием в изучении ювелирного искусства, мать - аккуратностью в быту и сыновней нежностью, брата - умением не задевать его.
 Старший сын - Рикардо - более всего ценил в людях талант "не замечать ЕГО". Целыми днями с ранних лет Рикардо предавался мечтам. В его сознание врывались мириады видений и эмоций. Он видел дальние страны, диковинных животных и каких-то странных людей в необычных одеяниях. Один сюжет сменялся  другим, новым, не менее захватывающим сюжетом, а Рикардо лежал на кушетке и не проявлял к окружающей его жизни ни малейшего интереса. Ему не хотелось ходить в скучную школу, он ничуть не интересовался искусством отца, и игры ровесников во дворе его тоже не привлекали. Так шли годы, дети росли. Лука постепенно превращался в мастера - наследника отцовского дела, а Рикардо лишь вызывал болезненное недоумение у всех окружающих, включая ближайших родственников.
 Но однажды летним чудесным утром семья Минелли не обнаружила Рикардо на его излюбленном месте - кушетке. Оставленная на столе записка сообщала, что незадачливый старший сын и брат отправился путешествовать в дальние страны. Родители вначале встревожились, кинулись в порт, но найти Рикардо не удалось. Только добрый сосед сообщил, что видел, как утром Рикардо садился на греческое торговое судно, которое отчалило четыре часа назад и отправилось, по слухам, в Египет. Первые годы отсутствия Рикардо родители постоянно с тревожным ожиданием прислушивались к каждому шороху, каждому стуку, каждому звуку. А вдруг Рикардо вернулся? Несмотря на то, что старший сын не обладал достоинствами младшего, родители его по-своему сильно любили. Любили, как любят неудачников и больных.
Шли годы. И боль разлуки постепенно отступала. Родители все реже говорили о Рикардо, что, впрочем, не означало утрату ощущения потери. И все же острота переживаний уменьшилась. И семья практически перестала ждать сына домой. Однако однажды, холодным осенним утром дверь в дом неожиданно отворилась и вошел худой, оборванный человек с печальным выражением глаз и скорбными морщинками у рта.
- Отец,- скорее прошептал, чем крикнул незнакомец, и кинулся в объятия Антонио. Затем в его объятиях оказалась мать и, наконец, брат. Радость оказалась неожиданной и потому выражалась не очень бурно. Впрочем, все были потрясены встречей. И у всех на глазах показались слезы. Рикардо медленно опустился на колени и промолвил: «Отец, мама, Лука, простите меня. Я поступил с вами так жестоко!»  Затем он попросил: «Мама, дай, пожалуйста, воды. Все эти годы мне более всего хотелось попить нашей венецианской воды». И, когда ковш с водой оказался у него в руках, Рикардо жадно припал к его краю и долго жадными глотками пил воду.
 Затем он вернул ковш матери и тихо промолвил: "Господи, этот знакомый с детства вкус. Что может быть лучше? Я объездил полмира, пробовал всякие экзотические фрукты, пил изысканные вина и диковинные напитки. И чем больше я ездил, тем сильнее мне хотелось домой, хотелось нашей воды. А еще я мечтал услышать тихие шаги матери, шуршание шлифовальных камней, с помощью которых Лука и отец выводят грани драгоценных камней, и, конечно, воркование голубей. А как я хотел всей грудью вдохнуть наш особый воздух Венеции". Слезы градом покатились по лицу Рикардо.
 Отец медленно подошел к старшему сыну, взял его за плечи и помог подняться. Не спеша, он грустно ответил сыну: "Рикардо, я тебя отлично понимаю. Сейчас ты готов целовать землю, по которой бегал мальчишкой в школу. Мать для тебя сейчас – источник тихого счастья и покоя, брат - самое близкое существо в мире. Еще завтра в нашем доме тебя будет все радовать и доставлять наслаждение. Но через несколько дней ты начнешь прислушиваться к рокоту волн. Затем услышишь команды капитана индийского торгового корабля, который стоит сейчас на пристани, и опять, как в детстве, вдруг, ты ощутишь, что ноги несут тебя прочь от дома, ибо попробовавший вино уже мечтает не только о глотке воды, но и глотке пьянящего виноградного напитка. Сынок, ты отравлен жаждой странствий, и это - навсегда. Поэтому успокойся, пойдем пообедаем. Ты расскажешь о своих путешествиях, а мать приготовит тебе в новое путешествие одежду и все, что необходимо путнику, решившему пересечь мировой океан".
 И, впервые за последние годы, лицо отца озарила слабая улыбка, которая означала прощение, понимание и еще большую любовь к сыну, который единственный в семье смог реализовать мечту о Созерцании мира. Такого огромного, такого притягательного и такого влекущего!