Музыкальные аллюзии 1

Родионов Виталий Константинович
Польские интонации  Фредерика Шопена преломляются в музыке Аренского и Скрябина.

Музыкальный стиль  Прокофьева  возникает под непосредственным влиянием  музыки Глазунова, хотя это на первый взгляд  не заметно .

В «Благородных и Сентиментальных вальсах» Равеля звучит романтизм, завуалированный экспрессионистическими красками. Это сближает Равеля  с александром Скрябиным.

Фантазия для фортепиано с оркестром на темы Рябинина Аренского предвосхищает многие характерные черты музыки  его ученика Сергея Рахманинова.

Скромная музыка Симфонических размышлений Евгения Светланова выгодно отличается от холодного конструктивизма Щедрина  и декоративной красочности Канчели.

Камиль Сен-Санс и  Александр Глазунов – два столпа безмятежности.

Сергей Прокофьев мелодически щедр и виртуозен, как    жизнерадостный Россини.

Если Сергея Прокофьева сопоставляют с Маяковским, то  Дмитрия Шостаковича нужно  соотносить с Пастернаком.

Будь Сергей Танеев гением, в России появился бы  Иоганн Себастьян Бах!

Пауль Хиндемит – мастер перелицовывать музыку других композиторов .  Надо изрядно постараться, чтобы из Вебера сделать оркестровое чудо-юдо!

Произведения Джона Филда – бледное отражение музыки Вольфганга Амадея Моцарта.

Джон Филд – северный Моцарт, чья простая и ясная музыка приятна на слух.

Муцио Клементи, Иоганн Гуммель, Джон Филд – творцы блестящей фортепианной музыки.

Пётр Чайковский воспринимает от учителя Антона Григорьевича Рубинштейна два замечательных качества: профессиональную выучку и мелодизм.

Талант и гений – в таком соотношении находятся Антон Рубинштейн и его ученик Пётр Ильич Чайковский.

Зигфрид Ден – учитель Михаила Глинки и Антона Рубинштейна – учителя Петра Чайковского. Так что Немец Зигфрид Ден – музыкальный отец и    дедушка двух русских гениев!

Чтобы быть гением, недостаточно обладать композиторской техникой письма. Ею владеют и Сезар Франк , и Сергей Танеев, но – гении ли они?

По мастерству Сезар Франк сопоставим с Петром Чайковским, но по гениальности  они - несравнимы.

Пётр Чайковский и Сергей Прокофьев – два величайших гения и два  величайших труженика!

Никто из русских композиторов так интенсивно не работает, как Чайковский, Прокофьев и Шостакович. Не случайно именно они становятся всемирно известными композиторами.

Вивальди, Моцарт, Шопен – абсолютные гении.

Ян Зелёнка – чешский Моцарт.

Георгий Дмитриев принадлежит к мусоргско-свиридовской музыкальной школе.

Борис Чайковский – тот же Шостакович, только окрашенный в  позитивные тона.

Борис Чайковский – нравственный Шостакович.

Прежде, чем появляется эпизод «нашествия» в Седьмой симфонии Д. Шостаковича,  Александр Мосолов пишет «Завод»,  Владимир Задерацкий – ещё один «Завод», а  Сергей Прокофьев – Вторую симфонию. Во всех четырёх произведениях механистическая музыка.

Существует прямая музыкальная  связь между Скрябиным и Николаем Рославцем, Николаем Мясковским, Александром Мосоловым и Сергеем Прокофьевым . Символизм и экспрессионизм их музыки постепенно перерождается в  традиционный реализм.

Артюр Оннегер пишет жизнеутверждающую музыку. В этом отношении он   сподвижник Сергея Прокофьева.

Нельзя сказать, что советский композитор Николай Мясковский не испытывает влияние Скрябина. В Десятой симфонии написанной им в 1927 году, явно присутствует  скрябинская экспрессия.

Между «светлыми» композиторами Скрябиным и Прокофьевым   стоят «тёмные» композиторы – Стравинский, Мясковский, Шимановский, между русскими творцами музыки – польские.

Наблюдается преемственность в сочинении кларнетовой музыки между Карлом Стамицем, Вольфгангом Моцартом и Карлом Вебером. Кларнет в их музыке  неизменно яркий и блестящий.

Непосредственным предшественником Арнольда Шёнберга в  « декламационном пении является немецкий композитор Энгельберт Хумпердинк.

Валерий Кикта – южнорусский Садко, в отличие от северного Садко – Николая Римского-Корсакова.

В опере-оратории «Святитель Ермаген» Георгия Дмитриева больше помпезности, нежели истинного патриотизма. Похвально только то, что композитор продолжает оперные традиции Модеста  Петровича Мусоргского.

На музыке Белы Бартока и Николая Мясковского лежит печать аморфного экспрессионизма.

Созерцание золотой осени Глазунова    восходит  к созерцанию холодных перистых облаков  в музыке его ученика Артура Лурье.

Начинается Артур Лурье от поэтической музыки Владимира Ребикова, однако в    новаторстве он идёт дальше  своего предшественника.

Лапидарность и рельефность музыки характерны двум венгерским композиторам – Дьёрдю Лигети и Дьёрдю Куртагу.

Сдержанного мело-декламационного Монтеверди сменяет исключительно эмоциональный Жан-Батист Люлли.

От залива вагнеровской музыки отделяется сероводородный лиман Рихарда Штрауса, который, впрочем, целебен для больных телом и душой.

На перекрёстке дорог русской музыки Глазунов иной раз предстаёт как задумчивый Пётр Чайковский и сказочно-фантастический Николай Римский-Корсаков.

Если дирижёр почувствует разницу между музыкой золотой осени Александра Глазунова и музыкой осеннего ненастья Дмитрия Шостаковича, можно не сомневаться, что у него тонкий эстетический вкус.

Русский по духу симфонизм Александра Глазунова перевоплощается в вокально-хоровую музыку Георгия Свиридова.

Дебюсси созерцает мир, Мессиан – Бога, сотворившего мир.

Оперная тетралогия Вагнера – это вышедшая из берегов Девятая симфония Бетховена!

Вагнер – один из тех композиторов, кто обладает величием духа! Рядом с ним можно поставить только Баха и Бетховена.

Глюк даёт второе дыхание опере, Вагнер поднимает её на такую высоту, где уже трудно дышать!

Молодой Вагнер испытывает «священный трепет восторга» перед музыкой Бетховена и Вебера. Великие немецкие композиторы становятся главными опорами для его оперной реформы.

Вагнер, Брукнер, Малер – титаны духа в музыкальном искусстве.

Насколько Михаэль Гайдн безоблачен в опере, настолько его ученик Карл Мария Вебер – трагедиен.

Вебер переплавляет красоту Моцарта и волю Бетховена в качественно новое содержание, а именно – в немецкий национальный дух!

Вебер – подъёмный мост при въезде в оперный замок Вагнера.

Вебер – надежда немецкой музыки, Вагнер – её торжество.

Вебер и Глинка способствуют пробуждению национального духа своего народа. После их оперных шедевров немцы и русские начинают иначе смотреть на самих себя.

Музыка Дариюса Мийо и Карла Орфа гипнотизирует магией ритма.

В русской музыке Антон Рубинштейн – сервантовский Дон Кихот, его ученик Пётр Чайковский – шекспировский Гамлет.

В композиторе Дмитрии Шостаковиче сосуществуют два лица: симфонист бетховенского масштаба и пацан, бегающий вприпрыжку.

Игорь Стравинский обновляет музыку, Сергей Прокофьев – жизнь!

Божественным даром красоты обладают только три композитора – Моцарт, Беллини, Шопен.

Одухотворённо, с затаённой грустью звучит лирика Яна Сибелиуса и Сергея Рахманинова: эти благородные лебеди классической музыки прощаются с жизнью.

Альбан Берг и Дмитрий Шостакович пишут музыку желчью.

Оперные арии Верди напевает простой народ, арию Пуччини нелегко спеть даже музыканту-профессионалу.

Небесная чистота свиридовской музыки уже присутствует в печальной, но светлой лирике позднего Сергея Рахманинова.

Белые лебеди Георгия Свиридова поднимаются в небо с чистых озёр рахманиновской музыки.