25. Подпространство разума

Ник Пичугин
Проект "Ребенок"

Рано или поздно, под старость или в расцвете лет
Несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся,
стараясь понять, откуда пришел зов.

А. Грин. «Бегущая по волнам»

    Взрослые восхищаются: «Какое у него воображение!» Какое-какое… а никакое. Нету у дошкольника никакого воображения. (Читатель в шоке.) Все, что говорит нам серьезный маленький эмпат и интуит, – конкретная истина в последней инстанции. Другое дело, что передать эту истину словами он пока не может… а мы не способны его понять. Самодельные его метафоры не раскрываются в иллюзорной реальности, доступной искушенному зрению взрослых. В этом трагедия человеческого мышления:

Н. чем лучше мы рассуждаем, тем хуже чувствуем.

    Воображение, которое позволяет взрослому хорошо рассуждать, – и есть та самая пропасть непонимания. Аппарат теоретического мышления, с которого начинается работа воображения, формируется во Втором (7-13 лет) Возрасте; а в дошкольном – только закладываются его основы и предпосылки. В научной литературе этому феномену отводится значительное, почетное место. Подробно и обстоятельно описывается бессмысленное его содержание: для чего оно, воображение, нужно. Но ни слова не говорится – зачем. Зачем вообще разуму абстрагироваться от реальности? (Ну, вот просто есть –  и все, принимайте как данность. Феноменология-с.) Сколько я ни искал, мне не удалось найти в публикациях персонологов вразумительной трактовки этой совсем не очевидной диалектики сослагательного и актуального, которая только и способна раскрыть функциональный смысл воображения. Что это вообще такое – аппарат, структура, система, рефлексия?.. Нет, нет, нет. Это не «бессознательное», не «чувственное» или «рациональное», не область «действительного» или «должного». Это не… это Черный Ящик. «Сослагательная зона» психики необходимо требуется для работы других – практически всех – моделей: от «механизма торможения» и «невротической тревоги» по Фройду – до «конструктов» по Келли. Теоретическое мышление открывает не просто новое пространство для развития мышления – но новое измерение разума. Нет такой психической структуры или аппарата, которые не имели бы «сослагательного» аспекта. «Сослагательная зона» – это пространство, где живут наши невыполненные обещания, не совершённые поступки, несовершенные решения, не сказанные слова, не додуманные мысли, не замеченные нами обстоятельства, все, что мы упустили из виду.
    Всё Несбывшееся.

    Основным, смыслообразующим понятием теоретического мышления (а значит, воображения вообще) является «модель».
    Наглядно-действенное мышление дошкольника – это анализ поступившей информации в Буфере Обмена с последующим формированием активной информации в Синтезаторе Решений; простой линейный контур ИС. Для того, чтобы анализировать принятое решение, необходим канал обратной связи, который должен проходить за пределами внешней среды, в психике (решение не применяется!) Это предполагает соединительное звено между Синтезатором Решений и Буфером Обмена; то есть – теоретическую модель процесса.
    Грубо говоря, для того, чтобы вырабатывать оптимальную линию поведения, надо хотя бы приблизительно знать, как на это поведение отреагирует среда. Надо, другими словами, построить теоретическое предсказание процесса применения; его модель. И для этого – построить предельно адекватную (соответствующую оригиналу) модель внешней среды; потому что о вариантах поведения мы знаем все, мы сами их вырабатываем.

    Дошкольник тоже создает модели ситуации, причем сразу две: модель ее сути (архетип) и ее формальный образ. Эти фрагменты обретают единство только за пределами разума – в действии. («Дошкольник мыслит поступками».) Как видим, сама по себе схема наглядно-действенного мышления не предполагает поиска оптимального решения в процессе его анализа. Но реальность плохо укладывается в схемы. Нужно еще учитывать нерешенные проблемы и неосуществленные решения, застрявшие в Буфере Обмена и Синтезаторе Решений соответственно. Они и образуют предпосылки теоретического моделирования.   
    Бытует мнение, что малые дети плохо учатся на своих ошибках; но есть и другая точка зрения – прямо противоположная. Кто прав? И от чего это зависит? Ни от чего. Ребенок всегда учится на своих ошибках: это резьба по камню, а не чертежи на песке, как у взрослых. Если дошкольник и повторяет свою ошибку, то делает это предсознательно и целесообразно, применяя, так сказать, «клин-клиновый» метод решения своих проблем, заблокированных в Буфере Обмена. Ребенок «ищет неприятностей» и «стремится отыграться», чтобы разрешить их с учетом приобретенного опыта – так, как умеет; то есть, на практике.   Наиболее безопасная форма такой предсознательной ошибки – Игра, где моделируются типичные жизненные ситуации. Но Игра еще предполагает какие-то практические действия, которые снимаются «кризисом семи лет». Теоретическое мышление – результат погружения всего этого процесса внутрь психики (т.н. «интериоризация» по Выготскому).

    Первоисточником человеческого поведения является внешняя среда. С переходом через «кризис семи лет» этот источник инициативы опосредован воображаемой его моделью в «сослагательной зоне» психики. Это и есть та самая «иллюзорная реальность, доступная искушенному зрению взрослых», о котором я говорил; то самое «зеркальное отражение» реального мира, о котором спорят философы. Нередко забывая, что между «окружающей средой» (как вещью в себе) и ее образом в разуме имеется весьма содержательный процесс «наглядно-действенного» мышления.