Фрэнк Уэстон Бенсон 1862-1951 художник

Ира Фомкина Мари Анри Тильда
         

          Моё эссе рассказывает об американском художнике-импрессионисте, педагоге, признанном мастере передачи солнечного света, входившем в объединение «Десять американских художников» - Фрэнке Уэстоне Бенсоне. Он родился 24 марта 1862 года в городе Сейлем, штат Массачусетс. Глава семейства, Джордж Бенсон, был брокером, а жена его, Элизабет Пул, кроме традиционного ведения домашних дел, любила рисовать акварелью. Мать будущего художника признавалась, что в такие редкие моменты отвлечения от хозяйственных забот, она получает счастливую возможность, хоть и на время, но «абсолютно забыть обо всём окружающем мире». Эту любовь матери к рисованию унаследовал не только Фрэнк, но и его брат Джон, который впоследствии стал известным архитектором и художником моринистом.

          Надо сказать, что отец Фрэнка не только не препятствовал детям раскрывать свои творческие способности, а, напротив, все вместе они часто посещали культурные мероприятия, выставки, лекции, проходившие не только в родном Сейлеме, но и близ лежащих городах. Однако, Джордж Бенсон считал, что будущее надо связывать исключительно с серьёзным делом и профессией, а не с рисованием картин, которые неизвестно будут ли покупаться.

          Сам же Фрэнк с самого раннего детства страстно увлечённый орнитологией, позднее к интересам добавилась ещё и охота, стремился как можно больше узнать о профессии иллюстратора. Он часами наблюдал за плавными движениями птиц, стараясь потом с максимальной точностью передать на бумаге взмах крыльев, траекторию полёта, парение в воздухе, стремительный и лёгкий взлёт, поэтому размышлений и раздумий, куда поступать у Фрэнка не было. А чтобы детская мечта стала реальностью, он принял решение, что будет обучаться в школе Музея изящных искусств, которая находилась в Бостоне, и в которой он встретил своих будущих друзей и единомышленников – Джозефа Смита, Роберта Рида и Эдмунда Тарбелла. Все четверо обучались в мастерской известного художника — Эмиля Грундманна.

          На двадцать первый день рождения родители решили, не обошлось, конечно, без настойчивых уговоров и убеждений Элизабет, подарить своему сыну Фрэнку довольно большую сумму – две тысячи долларов, чтобы он смог продолжить свою учёбу во Франции. Вместе с тем, Джордж Бенсон очень надеялся, что сын возьмётся за голову и станет не только художником, но, может быть, лучше всё-таки он станет преподавателем, и тогда — это уже профессия и твёрдый заработок. И в 1883 году Фрэнк в компании своих друзей – Джозефа Смита и Эдмунда Тарбелла, незамедлительно отбыл в Париж, где молодые люди поступили в Академию Жюлиана, куда принимали абсолютно всех. Бенсону довелось обучаться в мастерской Гюстава Буланже и Жюля Лефевра, ярких представителей салонной живописи. Буланже, наблюдая за работой Бенсона, однажды сказал ему: «Молодой человек, ваша карьера в ваших руках... Трудитесь, и вы станете замечательным художником».

          Лето 1884 года Бенсон провёл в компании друзей-художников, Уилларда Меткалфа и Эдварда Симмонса, в Конкарно, небольшом французском городке, уютно расположенном на берегу морского залива, славящимся рыболовством, в особенности ловлей тунца, а также производством лодок, где совершенно неожиданно, за тысячи миль от родного дома встретил свою соотечественницу, родом из Сейлема, Эллен Перри. Спустя четыре года молодые люди поженились. У четы Бенсонов было четверо детей: Элеонора (родилась в 1890), Джордж (родился 1891), Элизабет (родилась 1892) и Сильвия (родилась в 1898).

          В 1886 году Бенсон вернулся из Европы домой и обосновался в Портленде, штат Мэн, поскольку получил приглашение на должность преподавателя в местной школе искусств. Но спустя три года он переехал в Бостон, в родной штат Массачусетс, где ему предложили стать преподавателем античной живописи там, где он и сам ещё совсем недавно обучался, и где чуть позднее, в 1890 году, совет одобрил его кандидатуру возглавить отделение живописи – в школе Музея изящных искусств. Наконец, для Бенсона настало время, когда у него появился стабильный доход, постоянные заказы на портреты и, что самое важное – он смог открыть свою собственную большую студию.

          И вот, помимо таланта художника у Бенсона открылся талант к преподавательской деятельности, как и мечтал отец. Фрэнк Бенсон с уважением и заботой относился к своим студентам, и они отвечали ему тем же. Раскрывая секреты ученикам, он говорил: «Чем больше художник узнаёт о своём предмете, тем больше он старается понять его суть, ведь тогда он начинает постигать истинную природу, хотя это и чрезвычайно тонкий и совсем нелёгкий труд для того, кто пробует и пытается увидеть или понять. Но художник должен глубоко исследовать все аспекты выбранной им темы с тем, чтобы узнать и полностью прочувствовать каждую её сторону и грань, прежде чем браться переносить на холст».

          Под руководством Фрэнка Бенсона и его давнего друга, художника-импрессиониста Эдмунда Тарбелла, школа Музея изящных искусств в Бостоне получила статус института с национальным и международным признанием. Студенты завоёвывали многочисленные призы, а число желающих обучаться здесь ежегодно росло и увеличивалось, что потребовало от руководства начать строительство нового дополнительного здания, поскольку старые стены уже не в состоянии были вместить всех желающих обучаться и творить.

          Ещё во время своего обучения в парижской Академии Жюлиана Бенсон впервые познакомился с художниками, писавшими картины в новом и необычном для мира искусства стиле — импрессионизм, который критики долгое время склоняли на все лады, высмеивали и ругали. Но этот стиль, с его яркими и светлыми красками, вибрирующими мазками, атмосферой, бесконечным движением здесь и сейчас, целиком и полностью захватил Бенсона. Художник принял импрессионизм всей душой и сердцем, не изменял ему и не пробовал рисовать и экспериментировать с последующими стилями — постимпрессионизм, фовизм. Для Бенсона импрессионизм был всем: светом, оптимизмом, движением, да, просто жизнью. Своей старшей дочери Элеоноре, которую часто рисовал, Бенсон, высказывая мнение о своём видении импрессионизма, о своём понимании, о своей любви к этому стилю, говорил: «Я следую за солнечным светом, мне интересно, откуда он берётся и куда уходит. И я хочу идти вслед за ним.».

          Вообще Бенсон много рисовал картины, на которых главными действующими лицами были его дочери. Его работы «Дети в лесу» (1898) и «Сёстры» (1899), представленные им на выставке десяти художников, потрясли и произвели фурор в среде американской артистической элиты. Один критик писал: «невозможно поверить в то, что перед вами всего лишь краска, которая светится, переливается и сверкает, словно перед вами на холсте сам золотой свет». Позднее возникшее объединение художников получило название «Десять американских художников», выставки которых публика и критики всякий раз ожидали с нетерпением и проявляли к ним повышенное внимание.

          С 1901 года принципы импрессионизма начинают целиком и полностью доминировать в работах Бенсона, особенно когда семья впервые приезжает на лето на остров Норт Хейвен (North Haven), расположенный на берегу залива Пенобскотт в штате Мэн. Летний дом «Вустер Фарм», который семья поначалу арендовала, а позже, в 1906 году, купила, стал для Бенсона неиссякаемым источником для вдохновения. Морские и природные пейзажи и ландшафты, с частым присутствием на полотнах членов семьи художника, находящихся в атмосфере изумительно-нежного летнего солнечного света, лёгкого ветерка, играющего тканями одежд, причёсками дочерей, воодушевляли Бенсона, и он бесконечно рисовал, стараясь запечатлеть и передать саму суть лета, с его красками, настроением, мимолётностью и лёгкостью.

          В своих воспоминаниях, рассказывая о впечатлениях от острова, Бенсон писал: «в тот момент, когда я впервые увидел Норт Хейвен, я почувствовал, что я дома. А глядя на жену и детей, понял, что это то самое единственное место на земле, где я хочу рисовать и рисовать их». Пребывание на острове невероятно раскрыло и обогатило талант Бенсона. О работах того периода критики писали, что это «по-настоящему состоявшийся импрессионизм, где есть чистый свет и ясная, светлая, совершенно воздушная атмосфера».

          Но при всей своей увлечённостью импрессионизмом, Бенсон никогда не забывал о своей первой мечте – стать орнитологическим иллюстратором. Он страстно и с упоением продолжал рисовать птиц, сцены охоты и рыбной ловли не только маслом, но и акварелью. В конце 1890-х годов Бенсон начал свои эксперименты с чёрными и белыми акварельными рисунками, которые имели невероятный успех, а критики писали, что работы художника «передают светлую радость и невероятную красоту жизни самой природы».

          Опасение отца Бенсона, что сын может стать ещё одним «голодным и нищим художником», не подтвердилось. Фрэнк Бенсон стал не только одним из самых почитаемых художников своего времени, но и полностью обеспечил всю свою многочисленную семью. Практически все работы живописца были распроданы, за исключением тех, которые он дарил семье и друзьям.

          Художник умер в возрасте восьмидесяти девяти лет, 15 ноября 1951 года, в родном городе, в Сейлеме, и был похоронен на местном кладбище.



          Выражаю благодарность всем материалам Всемирной сети Интернет.


          М.А. Тильда, 17.06.22.