Мещёрская лодка долблёнка - история, возрождение

Николай Скулов
       Возрождение уникальных мещёрских лодок – долблёнок продолжается! Продолжается усилиями краеведов, историков-этнографов, рыбаков, хранящих традиции предков.
      7-8 июля в городе Рошаль, который постепенно становится столицей Подмосковной Мещёры, благодаря осуществлению программы «Сердце Мещёры», можно будет увидеть гонки на "чёрных лодках". Это настоящий подарок этнографам, патриотам и людям неравнодушным к истории и культуре своей страны.
          Этот вид исконных народных забав берёт свои корни от древнего купальского обряда, просуществовавшего до середины XX века на озере Дубовом Шатурского района Московской области. Суть события заключалась в том, что парни и девки, на так называемых чёрных лодках, отправлялись на остров Купальский, что по среди озера, где праздновался день Ивана Купалы.
        Исследователи относят чёрные лодки к судам однодеревкам блочного типа, которые получили своё названия от тёмного цвета - осмоления. Они уникальны, их распространение этнографически зафиксировано в малом регионе, локально расположенном в Окском бассейне на стыке московской, владимирской и рязанской областей.
       Блочные долбленые суда происходят от однодеревых долбленок из цельного дерева и прослеживаются в европейском археологическом материале с первых веков до н. э. В России наиболее древней фрагмент блочной лодки был найден в 1947 году во время раскопок на Ярославовом дворище в Новгороде Великом и датируется XII-XIII вв., при этом инструменты для изготовления таких лодок - тёсла были обнаружены при раскопках в слоях XI–XIII вв. в Серенске, Старой Рязани, Москве, Слободке, Переславле Рязанском, Великом Новгороде и других местах.
      Технология изготовления мещёрских чёрных лодок дожила до наших дней. Лодка состоит из пяти частей: плоского днища, двух прямых бортовых досок, долбленых по всей длине в виде желоба, и двух оконечностей – «кокор». Оконечности лодки делаются одинаковыми по форме, благодаря чему, судно может хорошо ходить и вперёд, и назад, не разворачиваясь. На некоторых лодках носовая и кормовая вставки имели прямую (горизонтальную) плоскость, на других - дугообразную (в виде желоба). Лодки, изготовленные в селе Тюрьвищи Владимирской области, имеют своё характерное отличие - оформление нижней части носовой и кормовой вставок в виде прямоугольного выступа, который предназначен для удобства вытаскивания лодки на берег.
      В настоящее время ещё сохранившиеся в сёлах мастера сколачивают части корпуса железными гвоздями и скобами, а ранее, «сшивали» гибким можжевеловым корнем - вицей.
Лодка управляется вёслами-«гребками», а не распашными вёслами, закреплёнными в уключинах. Техника такой гребли и управления судном древняя и появилась в эпоху позднего неолита - ранней бронзы, во времена появления первых лодок однодеревок. Умелые рыбаки до сих пор способны вести лодку одной рукой, придавая ей движение вперёд, гребя только с одного борта, а также грести стоя.
        «Чёрная лодка – долблёнка» название скорее научное, классификационное. Мне удалось найти старинный аналог названия лодки  – «колтас». От древнеславянского «кл-кол» - колоть, стучать, долбить,  «кол-колышек», с помощью которых бревно раскалывалось вдоль ещё во времена до возникновения продольных пил. «Клтус» постепенно превратился в «колтас». Практически полностью это слово сохранилось в литовском языке - «kaltelis» - инструмент для выдалбливания изделий из древесины.Ещё есть расшифровка значение слова колтас-калтус - не слишком вязкое болото или сильно заросшее озеро. (арх.обл и сиб.) А для таких мест и предназначена эта лодка!
      Важнейшие рабочие части лодки, соединяющие борта, определяющие её ход по воде – «кокоры». Слово «кокора» - завораживает своей древностью. Оно происходит от древнеславянского «кокр», «кокорь», обозначающее дугообразную комлевую часть дерева с частью корня, образующие угольник.
Это слово звучит одинаково на всех славянских языках: кокорь (русск.), kokora (словенск., польск.), cecers (латышск), чекор (болг.), кокоравь (сербск, церковно-славянск.) Благодаря значению самого слова, становится понятной старая технология изготовления кокор: не из древесины ствола дерева, а из откопанной комлевой части с корнем (русск. синоним «копань»).

         Эти слова возникли тогда, когда не было еще многих европейских языков, а были наречия,  имеющие общие индо-европейские, арийские корни. Например, в глинистых берегах реки Клязьмы рыбаки до сих пор вырывают(выдалбливают) огромные землянки – пещеры (кельи), подпёртые кольями. В древности на этой реке так жили все. Поэтому её и назвали Клезем, Келезем, Клязьма. Никакой связи якобы с финно-угорским происхождением названия реки: клязь – маа (грязная, глинистая земля) здесь нет.
         В 2016 году краеведы и энтузиасты краеведческого клуба “Сердце Мещёры”, созданного в городе Рошаль Московской области, совместно с сотрудниками Гусь-Хрустального историко-художественного музея, решили возродить старинный купальский обряд, который корректно спортизирован специалистами Федерации этноспорта России. В ходе этнографических исследований, группой под руководством Юрия Белоусова, при поддержке глав городского округа Рошаль и г. Гусь-Хрустальный, в сёлах Окского бассейна, найдены мастера, сохранившие до наших дней секреты производства чёрных лодок. К лету 2017 года по традиционной технологии изготовлено семь судов у мастера -Николая Ивановича Гогина – жителя Гусь-Хрустального района, 7-8 июня проведена историко-этнографическая экспедиция по селам Приозёрной Мещёры по сбору информации о лодках, традиционных народных играх и обрядах.
          7 - 8 июля 2017 года, в рамках Фестиваля славянской культуры и этноспорта “Игры Мещёры”, проводимого Администрацией городского округа Рошаль и Региональной общественной организацией "Рыцари Ринга Подмосковья, состоятся Традиционные игры “Мещёрские гонки - 2017”, главным событием которых станут соревнования по традиционной гребле.
Гонки на чёрных лодках пройдут в трёх вариантах:
Первый вариант представляет собой гонки экипажей, состоящих из двух человек, и проходящие в женской, мужской и смешанной категориях (парные гонки). Команды стартуют с берега. Их задача спустить лодку на воду, забраться в неё и гребя сидя, преодолеть дистанцию в 100 метров, затем затащить лодку на берег до установленной отметки. Победители отдельных заплывов встречаются в итоговом, где определяется лучшая команда.
Второй вариант представляет собой гонки экипажей, состоящих из одного человека, и проходящих в смешанной категории (одиночные гонки). Задача такой гонки не просто преодолеть дистанцию на скорость, а двигаться по установленному маршруту маневрируя. Дистанция составляет 100 метров. Победители отдельных заплывов встречаются в итоговом, где определяется лучшая команда.
В рамках игр состоятся состязания в исконных забавах:
молодецкие забавы, игровые поединки, стрельба из лука по бабкам, клюшкование, свайка, игровой курагод, мещёрские забавы, кулачки стенка-на-стенку и один-на-один (без ударов в голову).
Состязания в исконных забавах для всех желающих. Кроме этого - купальские обряды и концертная программа. Начало: 7 июля в 17:00, 8 июля в 12:00.  Думаю и нам - жителям Владимирской части мещёрского Приозёрья тоже стоит подумать об участии в этих соревнованиях, чтобы со временем они стали традиционными и у нас в Гусь-Хрустальном районе.