Опера Родиона Щедрин Очарованный странник ну какой

Мари Козлова
Опера Родиона Щедрин "Очарованный странник": ну какой же русский не любит выпить?

Добровольно, пожалуй, не пошла бы слушать оперы Родиона Щедрина, но билеты давали в нагрузку к льготным на балеты "Пахита" и "Корсар". Первой была "Боярыня Морозова" 26 мая, вторая 19 июня - "Очарованный странник". Обе оперы имеют религиозный контекст, в обеих музыка очень необычная. Не скажу, что она мне не нравится, но и что нравится утверждать не буду. Она интересная, как мне кажется, экспериментальная. Порой, складывается впечатление, что композитор словно решает, а что с чем можно совместить? Как вместе будут звучать  труба и литавры? Что, если «Жития святых» положить на современную, гармонически изломанную музыку, но петь, как принято в литургии? Или не сделать ли гибрид ярмарочного балагана со всенощной, не воплотить ли в жанре религиозного песнопения и народных плачей бытовую историю грехопадения и покаяния запойного Ивана Северьяновича Флягина (Сергей Алексашкин), чтобы получился современный русский неоверизм? Тут и любовные страсти по цыганке Груше (Екатерина Сергеева) – как же в русской любовной истории без цыганщины? «Одна вдова со мной пропила отчий дом!» - только наоборот!  Хотя в музыке цыганские мотивы лишь гротескно намечены нарочито медленными затаенными мелодиями. Татарский плен, магнетизеры-гипнотизеры, роковые красавицы, растраченные деньги, призрак убитого монаха, таинственные предсказания, барин-разлучник, муки ревности обманутой и брошенной женщины, ее желание умереть, но не самой, а от руки Ивана Флягина – густо замешано! И все эти обыденные дела внедряются в квазисакральную музыкальную форму. Несмотря на диссонирующий гармонический строй музыки, в ней легко угадываются и мотивы, и стилистика неподражаемой «Всенощной» Сергея Рахманинова, народные мелодии, русские плачи и жалобные песни. Именно на этих формах построена партия цыганки Грушеньки (Екатерина Сергеева), исполнять которую певице приходится словно пропавшим от рыданий голосом, иногда резко переходить на супер пианиссимо. Пение, похожее на тихий плач, всхлипывание или просто дыхание, переходящее в отчаянный еле слышный стон, показывает состояние человека обессилевшего от затаенной истерики, от невысказанных воплей и отчаянной тоски. Такой любовный амок, приводящий не просто к одержимости смертью, а к реальному убийству. Спеть такую партию, думаю, очень сложно. А Екатерина Сергеева сделала это блистательно!
Партии Андрея Попова – их пять – напротив, весьма громогласны, Он то пить Ивана Флягина призывает, то Грушеньку требует, то про деньги вопрошает. У певца всегда хорошо получаются харАктерные роли. Он был очень убедителен и в этом спектакле.
Герой Сергея Алексашкина – страдающий запоями Иван Северьянович Флягин – по большей части либо борется с «зеленым змием», либо вдохновенно ему предается, либо тоскует по цыганке, с которой он спустил все княжеские денежки. Но он натура добрая, что видно и в поступках, и в пении. Спасает Грушеньку, выполняет все ее желания, даже с обрыва сбрасывает, по ее просьбе. В музыке, написанной для этой партии композитором, тоже много надрыва, почти крика… Тоже удачная роль. И спета прекрасно!  Хотя в совершаемых артистом действиях много непонятного, какой-то примитивной символики - опутывающие героя веревки, подвешивание на них, заталкивание в какие-то глубины дюжиной полуодетых молодцов. Посочувствовала я певцу, которому в его почтенном возрасте надо прежде всего петь, а не пытаться совершать цирковые трюки на канате.
Я слышала, что многие музыканты и певцы любят необычную, экспериментальную музыку. Видимо, для них она как горчица или острая приправа к привычной и столь любимой публикой классике. По крайней мере обе оперы Щедрина, которые мне довелось слышать в Мариинке, были исполнены просто великолепно!
Исполнение «Очарованного странника» было не концертное, хотя и с минимальными декорациями (режиссер Алексей Степанюк)  – крест, по периметру утыканный болотным вейником, через который стремглав продирался и миманс, и балетные танцовщики, и главные персонажи. Поэтому немалая часть растительности была поломана, с нее летели семена и пушинки, заполняли воздух на сцене. От этого меня терзала ужасная мысль, а если кто-то из певцов вдохнет эту неполезную взвесь? И почему нельзя оставить проходы в этих болотных кущах, чтобы солома не хрустела весь спектакль под ногами артистов, дополняя музыку новыми звуками. Только хор незыблемо сидел в тыловой части зала в амфитеатре.
Очень необычное впечатление производит опера «Очарованный странник». Такая в ней искусственная, умом сделанная музыка, неприятный сюжет, какое-то нарочитое утрирование русских «дурных наклонностей» по части выпивки, странные убийства «во благо» и «по неосторожности»! Но тут нечему удивляться! Она же писалась не для нас, не для российской публики, а для американской. Премьера оперы состоялась в 2002 году в Нью-Йорке. И только через пять лет спектакль появился в репертуаре Мариинского театра. Сказать, что опера понравилась не могу. Восхитило ее исполнение! Так же, как и другой оперы Родиона Щедрина, «Боярыни Морозовой».  Вот такой парадокс!