Альтруизм в человеческом социуме

Виктор Ефременко
            Идея  естественного  отбора Ч.Дарвина предполагает  эволюционное  развитие   под  действием  борьбы  каждой  особи  за существование(ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  ОТБОР).   Особь   в  этой  модели  действует,  исходя  только  из  своих  интересов,  благодаря  заложенному  в  гены  эгоизму.  Сам  ген  ведёт  себя  так, как  будто  он  наделён  эгоистичным  характером.  Но  хотя  никакого  характера  у  гена  нет,    естественный  отбор  безжалостно  отбраковывает  тот  вариант  (аллель)  гена,  который   уступает  другим,  который  «добрый».  Поэтому  не  эгоистичных  «добрых»  генов  не  существует.  Даже  если  допустить,  что  некоторые  гены  программируют  альтруизм  особи,  то  сами  эти  гены  являются  эгоистичными.
            Мысль  Дарвина  можно  обобщить.  Когда  существует  на  одной  территории  несколько  устойчивых,  идентичных  по  некоторым  параметрам  групп,  то  между  ними  возникает  борьба  за  существование,  ресурсы,  возможности.  И  это  неизбежно  приводит  к  отбору  между  этими  группами.  Но  отбор  в  этом  случае  получается  групповым.  Это  не  значит,  что  индивидуальный  отбор  внутри  групп  прекращается.
                Эгоизм,  поощряемый  отбором,  не  может  быть  абсолютным.  Абсолютного  в  эволюции  быть  ничего  не  может.   На  определённом  этапе  развития    эгоизм  уже   дополняется  альтруизмом.  Такое  сочетание  лучше  отвечает  задачам  развития,  когда  особь  включается  в  жизнь  некоторой  группы (совместное  существование). В  этом  случае  возникает    ГРУППОВОЙ  ОТБОР,  т.е.  отбор  между  группами,  колониями,  религиозными  концессиями  и  другими  групповыми  образованиями.

             Борьба   НА  РАЗНЫХ УРОВНЯХ  СУЩЕСТВОВАНИЯ остаётся  непременным  атрибутом  эволюции  всего  живого.    Бороться  за  существование  можно  индивидуально, но  когда  жизнь  особи  происходит  в  социуме, то  социум   как  определённая  группа  становится сам  объектом  борьбы  за  существование  с  другими  подобными  образованиями.  Т.е.  включается  ещё  и  групповой  отбор.
Эффективность  группы  в  этом  процессе  борьбы  зависит  в  значительной  мере  от  того, как  построены  отношения  в  ней,   насколько  индивидуальный  отбор  в  ней  способствует  увеличению  эффективности  группы  как  целого.

ПОД  АЛЬТРУИЗМОМ  БУДЕМ  ПОНИМАТЬ  ТАКОЙ  ХАРАКТЕР  ПОВЕДЕНИЯ  ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ  В  НЕКОТОРОЙ  МЕРЕ  НАПРАВЛЕН  НА  УВЕЛИЧЕНИЕ  ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ  К  УСЛОВИЯМ  СУЩЕСТВОВАНИЯ  В  СОЦИУМЕ  НЕ  СЕБЯ,  А  ДРУГИХ.            
 
Все  знают,  что  возникают  ситуации,  когда  требуется  сделать  что  то  для  других,  чтобы  получить  преференции  в  каком  то  виде  для  себя. Сделав  доброе  дело,  человек  получает  некоторое  удовлетворение,  возможность  считать  себя  человеком  в  высоком  смысле  этого  слова,  а  если  человек  религиозный,  то  получит  удовлетворение  от  того,  что  действовал  по  завету  Бога,  не  поддался  на  искушение.  Но следует  помнить, все  эти  удовлетворения  стимулируются  выделением  нейромедиаторов  в  мозгу.  Именно  они  являются  поощряющими  факторами  для  человека,  других  приматов  и  животных  других  отрядов  при  достижении    определённых  целей.   Все  тонкие  переживания,  включая  любовь,  поддерживаются  в  конечном счёте химией  мозга.  Ничего  зазорного  здесь  нет.

             Война,  например,  это  такое  событие,  которое  требует  от  человека  поведения,  направленного  на выживание  всех  своих,  несмотря  на  большие  риски  при  этом  для  собственной  жизни.   И  многие  люди  в  процессе  войны  жертвовали  своими  жизнями.
            Приспособленность  в  человеческом  социуме  это  не  обязательно репродуктивный  успех,  как  в  биологии,  это  чаще  всего  адаптация к условиям  конкретного социума.   Альтруизм  это  помощь  в  адаптации  другому,  за  счет  затраты  на  это  личных  усилий.   

                Альтруизм  присущ   в  большей  или  меньшей  степени  почти  всем  людям  и  поэтому  правильнее  говорить  о  степени  альтруизма.  Кроме  того,  альтруизм  может  распространяться  на  отдельные  поведенческие  паттерны,  а  не  на  все аспекты  поведения сразу.  Человек  готов  помогать  другому  в  чём  то,  но  в  чём  то  помогать  не  готов  по  разным  причинам.

          Общество  у  членов  которого  отсутствует  альтруизм к  окружающим это  толпа.  Имеет  смысл  для  обеспечения  жизнедеятельности  только  организованное  в  большей  или  меньшей  мере  общество.  Социализация  возможна  только  в  случае,  когда  от  этого  имеется  выгода  для  индивидуума.    Для  жизни  в  социальном  сообществе (совместной  жизни)  требуется  альтруизм. Его  можно  рассматривать  как  цемент  скрепляющий  группу.
               Альтруизм  необходим  в  социальном  обществе,  чтобы  образующиеся  группы  были  достаточно    устойчивыми.  Сообщества  и  в  частности  семьи,  профессиональные  группы,  а   в  более  широком  плане,    государства  были  достаточно  устойчивыми  и,  следовательно,  имели  хорошие  шансы  сохранять  свой  суверенитет  в  процессах  глобализации  должны  состоять  из  членов  имеющих  достаточный  альтруизм  по  отношению  к  "своим".   Видимо  имеется  некоторое  соотношение  эгоизма  и  альтруизма,  при  котором  развитие  социума  будет  происходить  успешно.

                ДВА  ИСТОЧНИКА  АЛЬТРУИЗМА  ИЗВЕСТНЫ  в  организованном  человеческом  обществе.
         1.Традиционный  семейный (родственный)  альтруизм,  передаваётся  генетическим  путем  (Холдейна,  Гамильтона  альтруизм). Описан,например,  здесь 
 http://www.evolbiol.ru/altruism.htm
         2.Социальный  негенетический  альтруизм  реализуется  МЭМами  в  культурной  эволюции,  т.е.  приобретённый  при  воспитании  и  саморазвитии  человека  в  процессе  жизни   в  социуме.

              Альтруизм  это  поведение,  которое  имеет  много  составляющих.  Очевидно,  например,  что  он  связан  с  доверием  между  людьми.  Он  формируется    большим  количеством  МЭМов,   в  разных  сочетаниях  и  соотношениях.   Без  доверия  не  может  быть  и  рынка,  договоров,  контрактов  и  прочих  атрибутов  цивилизованного  общества. 
                С  другой  стороны,  нужные   для  альтруизма МЭМы  образуются  в  процессе  деятельности.  Они  не  могут  возникнуть  по  указу,  а  те,  которые  возникают  под  действием  телевизора  и  СМИ,  являются  неустойчивыми,  виртуальными.  Поэтому  общество  не  может    за  короткий  срок  перейти  из  одного  состояния  в  другое.  Пока  не  сформируется  новая  ментальность,  общество  будет  существовать  даже  при  новой  законодательной  базе,  в  рамках  прежней  парадигмы.  Иными  словами,  социальные  процессы  имеют  большую  инерционность. 
               
                Перестройка Горбачёва не  удалась.   Она  была  рассчитана  на сохранение  СССР  как  целого.  Инерция  социального  развития была  столь  велика,  что  для  изменения  направления  развития (а  для  этого  нужно  изменение  усреднённого  менталитета) требовались  огромные  силы.  Силы  эти  могла обеспечить  элита,    опирающаяся  на  мощный  слой  людей  готовых  к  изменениям.  Тогда  таким  организованным  слоем (элитой) была  номенклатура,  которая  не  желала  радикальных перемен,  так  как  была  озабочена  самосохранением.  Она  была  готова  только  к  косметическим  изменениям.               
               Интересы  региональных  элит  были  ограничены  центром  с  его  идеологией,  которую  нельзя  трогать. Поэтому  возникали  противоречия  в  самих  элитах.  «Распалась  связь  времён».
            Ослабленный  противоречием  элит,  Союз  распался  на  ряд  осколков.
Не поворачивать стране  с  такой  неэффективной  экономикой  было  нельзя,
а  при  попытке  поворота не  было  сил  удержаться  вместе.  Важно  мнение  не  только  населения  на  референдуме,  а  в  большей  мере  элит,  которое  проявляется  не  на  референдумах,  а  в  их  поведении.

            Реформаторы Ельциновского  призыва,  проломили  стену  коммунистической  идеологии,  чтобы  пустить  развитие теперь  уже  России по  другому  пути.  Но  обеспечить  нормальный  цивилизованный переход  и  сменить  направление  не получилось,  потому  что  ресурсов,  в  том  числе  и  знаний  не  хватило. Поэтому,   переход  к  новой  парадигме  развития  получился  нецивилизованным.
             Интересы  большинства  граждан  сильно  пострадали,  а   кучка  людей  определённой  ментальности  сумела  прибрать  к  рукам  основные  источники  доходов -  добывающие  предприятия.    Создав  частные  банки  отдельные  группы  сумели  путем   манипуляций   в  финансовой  сфере  достичь  решающего  влияния  и  в  политической  сфере.
            Путин  сумел  существенно  ослабить  влияние  на  политику  старых  олигархов,  создав   новых из  своего  круга  и  построив  вертикаль  власти.  Но  мы    стали  забывать,  что  вертикаль  у  нас  уже  была  недавно  и  она  не  спасла  от  распада  СССР. 
         Опять  одна  руководящая  партия,  опять  Кремль  стремится  руководить  всем,  опять  вследствие  этой  политики  вокруг  нас  все  враги,  опять  коллапс  экономики,  опять  здравицы  национальному  лидеру,  опять   агрессивное  военное  поведение.

           Для  изменения  политики  есть  только  один  путь - приход  к  власти  ответственной дееспособной  элиты.  Трудность  в  том,  что  она  должна  появиться  эволюционным  путем,  путем  адаптации  к  новым  условиям,  но  именно  это  и  представляется  сегодня  маловероятным,  но  это  всё  же  не  значит  невозможным.
 Старая  элита,  конечно  будет  сопротивляться  этому. Революционный  же  поворот  приведёт  к  власти  таких  же  жадных  и  неответственных.    И  все  скатится  «на  круги  своя».
                Сейчас  эволюция  элит  исскуственно  сдерживается  нечестными  выборами  и  манипуляциями  властями  СМИ,  промывающими  населению  мозги.   

           Новая  элита  должна  будет  проводить  нужные,  но  непопулярные  реформы.  Непопулярные  потому,  что  они  должны  приводить  к  изменению  ментальности  людей,  чтобы  обеспечивать  «соответствие  производственных  отношений  и  производительных  сил»,  как  справедливо  писал  К. Маркс.   Изменения  ментальности  в  процессе  реформ  это  болезненный  процесс  для  людей.
            Путинизм,  как  система,  растратив оборотные  средства (закрыв  тысячи  предприятий, и  растранжирив новые огромные поступления  от  нефтегаза),   спрятав на  офшорных  счетах   наши  нефтегазовые  доходы  (природную ренту),  которые  теперь  работают уже не  на  нас   снова  завёл страну в  тупик.  Режим  хочет  иностранных  инвестиций,  а  свои  нефтегазовые  доходы  на  сумму  более  триллиона  долларов,  позволил  вывести  олигархам  на  офшорные  счета. Не  следует  думать,  что  режим  этот  злая  воля  одного  человека,  он  поддерживается  миллионами  граждан,  которые  благословляют  на  выборах  жуликов  и  воров  не  понимая,  кто  на  самом  деле  украл  шапку,  которая  должна  бы  на  воре  гореть  согласно  пословице.  Если  есть привлекательная, свободная  экологическая  ниша,  то  она  будет  заполнена.  Это  закон  эволюции.  Если  же  бараны  поумнеют  и  в  зимнюю  стужу  вдруг  спохватятся  "не  слишком  ли  их  часто  стригут",  то  положение  начнет  меняться.

           Перенимая  принципы  устройства  у  цивилизованных  государств,  мы  не  учитывали  отличие  нашего  менталитета  от  западного.   Устройство  стабильного  государства  зависит  от  менталитета  его  граждан.  Справедливо  и  обратное  утверждение.  Из  наших  граждан  нельзя  построить  демократию  американского  типа.  Она   должна  отличаться  в  существенных  деталях.
            Доверие  национальному  лидеру,  которое  в  принципе  должно  вызывать  рост  альтруизма  в  обществе,  не  приводит  в  России  ни  к  каким  результатам.  Это  доверие,  сформировано  манипуляциями  сознанием  масс,  т.е.  является  неустойчивым  и  поскольку  не  вызывает ожидаемых  последствий,  виртуальным,  готовым  разрушиться  от  малого  возмущения. 

            Поэтому  на  сегодняшний  день  важнейшими  первоначальными  шагами  для  власти,  чтобы  обеспечить  будущее  страны  является  обеспечение  честных  выборов,  разгосударствление  СМИ,  защита  судебной  власти  от  произвола  чиновников.  В  общем  разделение  властей  не  на  бумаге,  а  в  жизни,  это  насущная  необходимость  для  эволюционного  развития.